Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Москвита

Мама – это  тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама,  начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Этот урок помогает детям осознать, как же правильно относиться к своим мамам, как их нужно любитьи уважать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_materi.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цель. Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей; способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать любовь к близким, к маме, воспитывать быть заботливым, внимательным, чутким.

Тип урока. Комбинированный

Оборудование: портрет И.Бунина, картины, карточки с пословицами.

                                              Ход урока 

I. Организация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности детей к обучению. Посмотрите на свои рабочие места, все ли у вас есть на партах для работы.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Начнем мы урок с артикуляционной разминки

Весна

Под крик ворон,

Под крик грачей,

Март превращал сугроб

В ручей.

Пришел апрель.

Пропал, друзья,

Крутой сугроб

И нет ручья.

II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы читали стихотворения и дома вам нужно было выучить на память стихотворение Самуила Маршака «А снег уже теперь не тот».

 Кто желает рассказать? (рассказывают шесть человек)

1) О каком времени года говорятся в стихотворении?

2) По каким признакам вы узнали, что это весна?

3)Объясни, как ты понимаешь выражение, серебром светятся сережки?

4) Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении?

5) Какие звуки весны услышали?

6) А из какой сказки это стихотворение?

III.  Актуализация знаний 

Сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством русских писателей.

- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

- Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

- Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?

-Давайте ответим на  вопрос. «Для чего человеку мама?»

 -Мама, все поймет и простит.

- Она принимает тебя таким, какой ты есть.

- Она любит тебя за то, что это ты.

- Потому, что она дала мне жизнь.

- Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!         

 Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока

 Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.Бунина с его стихотворением «Матери», будем развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами

2. Подготовка детей к восприятию

1) Рассказ об авторе

Посмотрите внимательно на портрет. Это Иван Алексеевич Бунин.

Родился в Воронеже. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

2.) Словарная работа

  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос – покорный, смирный.
  • Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак – полумрак, неполная темнота.

3. Постановка целевого вопроса.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и ответите потом на вопрос «Какие чувства выразил автор в этом стихотворении?».

4. Первичное чтение ( чтение учителем)

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

5. Повторная словарная работа.

6. Проверка первичного восприятия

  - Понравилось вам это стихотворение? Чем?

- От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)

  -Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

7.Повторное чтение (чтение по цепочке)

8.Глубокий анализ восприятия.

* Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит?  Найдите и  

   зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

* Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

* Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

*Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

*Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

9. Обобщающая беседа.

*А понравилось ли вам это стихотворение?

*А какое настроение у вас оно вызвало?

* А чему мы можем научиться, читая его?

V. Физкультминутка 

VI. Закрепление и осмысление знаний

   1)  Работа с пословицами в группах.

- На партах лежат карточки с частями  пословиц о матери. Составьте.

-  Какая на ваш взгляд пословица  больше соответствует стихотворению И.Бунина? Почему?

  1. Нет друга нежнее матери.
  2. При солнце тепло, а при матери добро.
  3. Птица рада весне, а дитя матери.
  4. Материнская молитва со дна моря вынимает.

2) Чтение рассказа о матери

Тепло её рук

Сирень — её любимые цветы. Каждый четверг месяца я приношу их и ставлю в эту вазу. Она любила четверги. Пекла банановые пироги и всегда очень много смеялась. Так много, что иногда казалось, будто она вот-вот лопнет! Её звонкий смех наполнял нашу кухню, и наступало лето. Честное слово, даже если за окном лютая зима, с её заливистым смехом всё этом отправлялось в никуда, а на смену приходило настоящее, тёплое солнце.

       Что вы думаете по поводу этого рассказа?

 Скажите, а как вы помогаете своей маме?

Любите ли вы ее радовать? Каком образом это происходит?

VII.Рефлексия деятельности

Продолжите предложение:

  • На сегодняшним уроке я узнал…..
  • На этом уроке я похвалил бы себя……
  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел……

VIII.Подведение итогов

-- Мама – это  тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама,  начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

-Как вы поняли эти строки из стихотворения?

-Как ваша мама заботится о вас?

IX.Домашнее задание.

Выучить стихотворение о маме наизусть стр. 116. Нарисовать портрет своей мамы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)

В статье расматриваются экспрессивно-выразительные языковые средства в поэзии И. А. Бунина....

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.Цели:Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать с...

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин....

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...