Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Этот урок помогает детям осознать, как же правильно относиться к своим мамам, как их нужно любитьи уважать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_materi.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
Цель. Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей; способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей; воспитывать любовь к близким, к маме, воспитывать быть заботливым, внимательным, чутким.
Тип урока. Комбинированный
Оборудование: портрет И.Бунина, картины, карточки с пословицами.
Ход урока
I. Организация к учебной деятельности
Приветствие. Проверка готовности детей к обучению. Посмотрите на свои рабочие места, все ли у вас есть на партах для работы.
Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Начнем мы урок с артикуляционной разминки
Весна
Под крик ворон,
Под крик грачей,
Март превращал сугроб
В ручей.
Пришел апрель.
Пропал, друзья,
Крутой сугроб
И нет ручья.
II. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке вы читали стихотворения и дома вам нужно было выучить на память стихотворение Самуила Маршака «А снег уже теперь не тот».
Кто желает рассказать? (рассказывают шесть человек)
1) О каком времени года говорятся в стихотворении?
2) По каким признакам вы узнали, что это весна?
3)Объясни, как ты понимаешь выражение, серебром светятся сережки?
4) Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении?
5) Какие звуки весны услышали?
6) А из какой сказки это стихотворение?
III. Актуализация знаний
Сегодня мы будем продолжать знакомиться с творчеством русских писателей.
- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?
- Да, мы видим образ женщины-матери.
Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?
- Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.
-Предположите, о ком мы сегодня будем читать?
-Давайте ответим на вопрос. «Для чего человеку мама?»
-Мама, все поймет и простит.
- Она принимает тебя таким, какой ты есть.
- Она любит тебя за то, что это ты.
- Потому, что она дала мне жизнь.
- Это самый родной человек.
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...
Есть в мире слово самое простое
и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.
IV. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.Бунина с его стихотворением «Матери», будем развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами
2. Подготовка детей к восприятию
1) Рассказ об авторе
Посмотрите внимательно на портрет. Это Иван Алексеевич Бунин.
Родился в Воронеже. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.
2.) Словарная работа
- Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
- Кроткий голос – покорный, смирный.
- Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
- Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.
- Сумрак – полумрак, неполная темнота.
3. Постановка целевого вопроса.
Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте и ответите потом на вопрос «Какие чувства выразил автор в этом стихотворении?».
4. Первичное чтение ( чтение учителем)
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
5. Повторная словарная работа.
6. Проверка первичного восприятия
- Понравилось вам это стихотворение? Чем?
- От имени кого написано стихотворение? ( от имени автора)
-Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)
7.Повторное чтение (чтение по цепочке)
8.Глубокий анализ восприятия.
* Автор вспоминает о былом или рассказывает, о том, что сейчас с ним происходит? Найдите и
зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
* Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
* Какие чувства у вас вызывает это стихотворение?
*Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?
*Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.
9. Обобщающая беседа.
*А понравилось ли вам это стихотворение?
*А какое настроение у вас оно вызвало?
* А чему мы можем научиться, читая его?
V. Физкультминутка
VI. Закрепление и осмысление знаний
1) Работа с пословицами в группах.
- На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.
- Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина? Почему?
- Нет друга нежнее матери.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- Материнская молитва со дна моря вынимает.
2) Чтение рассказа о матери
Сирень — её любимые цветы. Каждый четверг месяца я приношу их и ставлю в эту вазу. Она любила четверги. Пекла банановые пироги и всегда очень много смеялась. Так много, что иногда казалось, будто она вот-вот лопнет! Её звонкий смех наполнял нашу кухню, и наступало лето. Честное слово, даже если за окном лютая зима, с её заливистым смехом всё этом отправлялось в никуда, а на смену приходило настоящее, тёплое солнце.
Что вы думаете по поводу этого рассказа?
Скажите, а как вы помогаете своей маме?
Любите ли вы ее радовать? Каком образом это происходит?
VII.Рефлексия деятельности
Продолжите предложение:
- На сегодняшним уроке я узнал…..
- На этом уроке я похвалил бы себя……
- После урока мне захотелось…..
- Сегодня я сумел……
VIII.Подведение итогов
-- Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
-Как вы поняли эти строки из стихотворения?
-Как ваша мама заботится о вас?
IX.Домашнее задание.
Выучить стихотворение о маме наизусть стр. 116. Нарисовать портрет своей мамы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
Видеоклип к стихотворению И.Бунина "Полевые цветы"
http://www.youtube.com/watch?v=zf0S0FVL6fc...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)
В статье расматриваются экспрессивно-выразительные языковые средства в поэзии И. А. Бунина....
Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.Цели:Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать с...
Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин....
Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На
В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...