Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Слепнева Елена Евдокимовна

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…».Разработка будет полезна учителям начальной школы для проведения урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_sneg.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения.

   Цели: познакомить учащихся с новым разделом ,со стихотворениями русских поэтов о зиме, о первом снеге, развивать память, мышление, речь, совершенствовать навык выразительного чтения, совершенствовать навык сравнения и анализа ,прививать любовь к красоте одной природы.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение).

Оборудование: картина А. А. Пластoвa “ Первый снег”, фонограмма произведений П.И. Чайковского “Времена года”, картины русских художников о зиме.

Ход урока

1. Психологический настрой.

 Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Доброе утро,ребята !Сегодня у нас на уроке гости ,повернитесь и поздоровайтесь с гостями!

Ход урока:

2. Проверка  д.з  

Почему было такое дом.з?

У:  Вчера подвели итоги изучения раздела «О братьях наших меньших», а сегодня переходим в новый раздел учебника «Люблю природу русскую. Зима» (Слайд 1).Много произведений посвящено этому времени года, и у разных поэтов и писателей  она разная .Кто-то любит это время год, а кому-то она не нравится. А вы любите зиму?

Беседа на тему. Вспомните кому принадлежат эти строки? Какие еще стихи о зиме знаете?

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

3. Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение Аркадия Мельникова.(Слайд2)

Летают снежинки,

Почти невидимки,

Как много всегда их зимой.

И вот я снежинку,

Пушистую льдинку.

Поймал наконец-то рукой.

Заплакала тихо

Хрустальная льдинка...

На теплой ладони

Осталась слезинка[a].

1).Чтение вполголоса

2).Чтение хором

3).Прочитайте быстро

       4). Начните читать громко и постепенно переходите на шепот

.

4. Введение в тему урока.

- Ребята, давайте определим тему нашего урока.

У: Зимой  можно  наблюдать самые различные  чудеса.  Сегодня  мы  будем говорить об одном замечательном чуде, которое можно увидеть каждый год с приходом зимы, но  только  один  раз. Догадайтесь,  о чём  идёт речь?

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым,

Всё, что видит на пути. (Снег)

 

У: Правильно, мы сегодня будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о снеге, о зиме  и не просто о снеге, а о первом снеге.

 Мы будем читать стихи русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем.

- А кто из вас видел, как шёл первый снег? Расскажите. (Он шёл медленно, неторопливо, плавно, танцуя. И всё, что попадало на его пути, снег красил в белый цвет)

5. Знакомство со стuxотворенuем И. Бунина «Первый снег»

- Мы уже знакомились с творчеством И.А.Бунина. Только его произведение было посвящено другому времени года – осени .(слайд 3)

Лес, ,точно терем расписной

Лиловый, ,золотой, ,багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

 А сегодня прочитаем стихотворение о зиме.

А)Чтение учителем

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

- Какая картина вставала перед вашими глазами, когда вы слушали это стихотворение?

Б )(Рисование словесной картины)

В)Чтение вполголоса

Г) Словарная работа ( слайд 4-5)

Д) Выборочное чтение

- Какой день, какая погода была перед ночью? (Прохладный, закат был яркий)

- Прочитайте, какой была ночь?

- Когда стал падать первый снег?

- Прочитайте две последних строки. Как вы понимаете их?

 Почему стихотворение  называется первый снег?

- Как нужно читать это произведение? С каким чувством? Какое настроение передает это стихотворение? (Спокойное, немного грустное)

(Чтение 1-2 учеников)

Физпауза.

- Закройте глаза. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок. На ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

- Расскажите, какие снежинки вы видели? (Ажурные, легкие, серебристые)

Белые, как. ... (сахар, молоко)

Лёгкие, как ... (пух)

Ажурные, будто ... (кружево, звёздочки)

6.Знакомство со стихотворением К. Бальмонта.

- А сейчас узнаем, как описал снежинку К. Бальмонт в своём стихотворении.

1.Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение

У:  Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём оно?

2.  Повторное чтение стихотворения

3.Словарная работа (слайд 6)

 Перечитайте ещё раз стихотворение и найдите слова, которые использует автор для её описания.  - Какой же увидел поэт снежинку?

- А как вы думаете, как нужно читать это стихотворение. Что нужно передать при чтении этого стих-я?

 (Восторженно, восхищённо)

- С чем сравнивает поэт снежинку в конце пути? (Со звездой)

- Почему?

- На доске я перечислила несколько человеческих чувств. Подумайте и скажите, какие чувства выразил  поэт по отношению к снежинке?

(восхищение, сожаление, восторг, грусть, удивление, )

- А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но все они имеют шесть лучей. (Учитель показывает нарисованную снежинку)

7. Работа с картиной «Первый снег» (слайд 7 )

Стихи пишут поэты, а картины пишут  ……… (ответы детей)

Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Аркадия Александровича Пластова “Первый снег”.

- Рассмотрите эту картину. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки поймать снежинку)

- Какое время суток изобразил художник? (Утро, дети второпях выбежали на улицу посмотреть на первый снег)

- Сейчас,когда  мы познакомились с содержанием стихотворений и я попрошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить почему вы так думаете?

- А кто помнит, чем пахнет снег? (Он пахнет свежестью, холодом, сыростью, зимой)

8.Звучит аудиозапись стихотворения Я. Акима “Первый снег”.(слайд 8-11)

- Какую картину можно нарисовать?

- Прочитайте, как поэт описывает первый снег?

- А что уже успел сделать снег?

9.Выразительное чтение.

- С какой интонацией прочитаем стихотворение? (Удивлённо, радостно)

10.Работа в парах (буриме)

- Мы прочитали три произведения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения? (Все рисуют первый снег, зиму)

- А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине А. А. Пластова “Первый снег” (Я. Акима)

- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?

- Какая она бывает? У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная. Она спряталась в вашем учебнике.

Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы.

…… ……..           снежинка

….………              пушинка

…... … ……          .летала

….. ……….          ..упала

(Работа детей, звучит музыка П.И. Чайковского “Сладкие грёзы”)

Зачитать детские четверостишья.

11.Итог урока

У:  Завершая наш урок, я хочу, чтобы музыка зимы, звучала в вашей душе, и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

Домашнее задание.

- Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

[a]Ие вполголоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

технологическая карта урока литературное чтение Тема " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "

Разработка урока для 2 класса по теме "  Лирические стихотворения Ф.Тютчева  "...

Урок литературного чтения . Работа над стихотворением "Розы" И.Бунин

Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами....

Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема: "Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."...

Конспект урока И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло"

Урок литературного чтения во 2 классе....

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....