Урок литературного чтения . Работа над стихотворением "Розы" И.Бунин
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока позволяет проводить интересную работу над лирическими стихами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_bunin_rozy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе

Тема урока. Иван Алексеевич Бунин «Розы» (стихотворение)

Цели урока:

  • познакомить с творчеством русского поэта И.Бунина;
  • ввести понятие «олицетворение», «сравнение», «метафора»;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формировать способность к самопознанию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
  • воспитание любознательности, исследовательского подхода к решению проблемы

Оборудование: надпись темы, рисунок роз, фамилии поэтов на «облачках», девиз урока, портрет И. Бунина, карточки со словами, толковый словарь, сборник стихов И.Бунина

Ход урока.

  1. Оргмомент.    

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

   Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение друг другу. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, тогда за работу.

н/д  Девиз нашего урока сегодня: «Удивительное рядом, умей видеть, наблюдать»

У. -А что нужно для того, чтобы урок наш прошел интересно. / Красивая речь/

2. Речевая разминка

АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ

  • Называем быстро звуки по порядку;
  • Произносим звуки нараспев;
  • Называем звуки через один;
  • Называем звуки, которые смягчают согласные;
  • Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
  • Пропеть звуки на мотив детской песенки;
  • Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
  • Прочитать как стихотворение.

Таким образом, дети называют гласные звуки несколько раз, при чем буквы детям предлагаются как печатные, так и письменные, как заглавные, так и строчные.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. По вашим серьезным лицам я вижу, что вы настроились на работу. Какие оценки вы бы хотели получить на уроке?

- Хорошо, давайте поработаем только на «4» и на «5». Плохих оценок сегодня не будем ставить.

- Посмотрите , каждому из вас на парту упала звездочка. Есть такая примета, падающая звезда – это к счастью.

     Я желаю вам удачи –

    За работу, в добрый час.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Прежде чем продолжим урок, давайте вспомним:

---В каком разделе мы с вами работаем?

---О чем читаем произведения?

---С произведениями каких авторов познакомились?

---К какому жанру они относятся?

н/д «облачка с фамилиями авторов»

С.

             4. Работа с текстом до чтения.

   --- Можно по-разному увидеть и услышать красоту природы, явления природы и звуки природы. Нарисовать картину можно по-разному: художник с помощью красок , композитор с помощью музыки (слушаем в записи «Времена года» П.И.Чайковского. А мы увидели картины летней природы, нарисованные художниками слова – русскими писателями-классиками А.П.Чеховым, И.С.Тургеневым, А.Н.Толстым, С.А. Есениным. Их произведения считаются классическими, н/д (толковый словарь) т.е. лучшими, образцовыми, они являются частью нашей культуры.

   Сейчас нам предстоит познакомиться   со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина, поэта, которого тоже считают «взрослым». Оно называется (посмотрите на картинку) «Розы»

    Пусть каждый из вас представит себе эти цветы.

- Расскажите, что вы представили. (Розы бывают разных цветов и оттенков,  розы растут в саду, на клумбе, в вазе…) Наверное, нет ни одного человека равнодушного к этим прекрасным цветам.   А вот какими увидел эти цветы Иван Бунин.

             5.  Постановка учебной задачи.

     ? Какие цели поставим перед собой?

                     н/д Должны научиться….

- Прочитайте стихотворение про себя, представляя картины, нарисованные словами.

    6.  Словарная работа.

н/д      Лазурь – светло-синий цвет. (толковый словарь)

      Истома –чувство приятной расслабленности

7. Работа с текстом во время чтения.

-----1. первичное чтение стихотворения

-----2. выявление первичного восприятия.

    ? Так какие же розы у Бунина? (Те, что расцвели в летнем саду.)

   

? Вы увидели, какого они цвета? («Полные огня» - алые, красные)

         ? Какое природное явление нарисовал Бунин?

   ------У Бунина тоже нарисована картина летней грозы. Но какая она:

   н/д  Страшная , как у Чехова,

     Долгожданная и живительная, как у А.Толстого,

     Стремительная, как у Тургенева?

 - Нет, (гроза у Бунина не страшная, не долгая, она, как утреннее умывание…)

-----3. Перечитывание по строфам, развитие эмоций, воображения детей.

        Читает 1-й ученик.  

Иван Бунин

РОЗЫ

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

(Представьте: ярко-синее небо (лазурь), белые облака; а пламенный день – это какой?)   то есть … жаркий.

Две розы под окном раскрылись -

Две чаши, полные огня.

?  С чем сравнивает Бунин розы?

( Розы похожи на чаши – большие, круглые. Они «полные огня» - то есть …алые, красные.)

В окно, в прохладный сумрак дома,

Глядел зелёный знойный сад,

И сена душного истома

Струила сладкий аромат.

Выберите слова, которые  рисуют нам летний день.

( Знойный, душная, сладкий, пламенный – из этих слов складывается картина очень жаркого летнего дня.)

Такие слова в литературе называются

    Эпитеты- художественные определения, которые прибавляют к слову для большей выразительности.

Порою, звучный и тяжёлый,

Высоко в небе грохотал

Громовый гул… Но пели пчёлы,

Звенели мухи – день сиял.

          Найдите глаголы, с помощью которых автор передает звуки?

(«День сиял» - что вы представили?)

Порою шумно пробегали

Потоки ливней голубых

Но солнце и лазурь мигали

В зеркально-зыбком блеске их.

(А вот и летняя гроза, но потоки голубых ливней шумно пробегали –

О чем это говорит? Долгой ли была гроза?

 то есть… ливень быстро проходил, омыв землю.)

И день сиял

(Уже второй раз повторяются эти слова. Почему?),

     и млели розы,

(Что это выражение означает?)

Головки томные клоня,

И улыбалися сквозь слёзы

Очами, полными огня.

(Что это за слёзы? Капли дождя.)

Погасил ли ливень тот огонь, которым сияли розы?

Нет, ливень не погасил огня: розы все так же горят

А какой еще прием использует Бунин, чтобы точнее передать краски, звуки и  картину летнего дня?

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств, выразить, представить в образе живого существа.

Найдите эти фразы.

  ---«улыбались сквозь слёзы» розы у Бунина.

? У кого из авторов есть похожая фраза?

     «улыбнулись сонные березки» у С.Есенина

 Оба поэта ….(закончите фразу) лирики.

8. Обобщающая беседа.

   а) Какой же летний день у И.Бунина?

(Пламенный, жаркий, душный, истома… и гром, голубые ливни.)

 Вывод. Сияющий день и прекрасные розы – это подлинная красота жизни!

б) Как вы думаете, почему поэт говорит о двух розах, а, к примеру, не об одной или л трёх? Ведь рифма при этом не нарушилась бы. Вспомните у Тургенева – два голубя. ?Почему так?

 (Одна роза – это одиночество, слишком тоскливо. Двое, две – близкие души, способные понять друг друга, радоваться вместе, помогать друг другу…)

в) Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он  чувствовал?

(Он радовался жизни, радовался красоте лета, восхищался розами – их красотою, неповторимостью.

Вывод. Любовался гармонией и красотой природы…

---А чтобы еще глубже проникнуться настроением этого стихотворения, хочется несколько слов сказать о самом поэте.

  1. Несколько слов об И.Бунине.

---Вспомните, как начиналось стихотворение  «Розы».

Блистая, облака лепились…

                В записках Бунина есть одна фраза, она относится к началу лета 1906 года: «Начинается пора прелестных облаков», - записал Бунин и как бы этим открыл одну из тайн своей писательской жизни. Он очень любил работать летней порой –это время он называл : «порой  облаков», «порой дождей», «порой цветения». Он любил наблюдать за небом, наблюдать облака, всегда таинственные и привлекательные. Читая Бунина, видишь свет и цвет, чувствуешь запахи и слышишь звуки. К. Паустовский о Бунине писал так: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным. Каждый рассказ, каждое стихотворение Бунина подобны магниту, который притягивает отовсюду все частицы – слова, нужные для этого рассказа».

  1. Выразительное чтение.

Вернемся к девизу нашего урока.

Действительно удивительное рядом, стоит иногда остановиться и оглянуться вокруг и тебе откроются тайны природы.

   Одной из тайн природы является звёздное небо. Если на ночном небе звезды сияют ярко, то следующий день будет: если зимой, то морозным и солнечным, если летом, то к ведру, то есть хорошей солнечной погоде. Так давайте попробуем и мы сейчас прикоснуться к этой тайне и создать это звездное небо. Ваши звездочки, которые опустились к вам на парту, поместите на наш кусочек неба, и пусть следующий день будет замечательным

   А какое домашнее задание хотели бы вы получить на дом?

     Вы у меня большие молодцы и умницы, я благодарю вас за урок.

     А как вы оцениваете наш урок и свой вклад в достижение цели урока.

    Рефлексия.

Самооценивание на уроке. Обоснуйте свой ответ.

   

   Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения И. Бунина.
  2. Нарисовать розы.( по-своему выбору) или те, которые описал Бунин .

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

        Учитель

            Тищенко В.В.

Климово 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....