Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
    Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

    Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной дея­тельности, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные — по­нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе;личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, со­чувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx21.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения. 2-й класс

    Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

    А. С. Пушкина.

    Дата: 17 октября 2012 год

    Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

    Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

    Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, нетбуки учащихся.

    Используемые ЭОР: интерактивный тест, презентация.

    Ход урока

    1. Самоопределение к деятельности

    Слайд 1.Речевая разминка. Стихотворение.
    Кто хочет разговаривать, /
    тот должен выговаривать
    всё правильно /и внятно, /
    чтоб было / всем понятно.//
    - Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко;
    - О чем стихотворение?
    - Какие слова надо выделять?
    - Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.
    - Чтение в темпе скороговорки.

    2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

    - А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…
    - А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)
    - Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
    - Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки?
    (работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)
    Слайд 3.

    • Есть зачин, концовка
    • Волшебство
    • Повторение сюжета
    • Магическое число
    • Добро побеждает зло
    - Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
    - В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
    - Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
    - Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

    - Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки.
    3. Постановка учебной задачи.

    - Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
    - Как просит старуха?
    - А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном”
    - Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
    Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям.
    Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
    4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.

    В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)
    - Назовите героев сказки
    - Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.
    - Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?
    - Как ведет себя рыбка?
    - Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо)
    - Почему откупалась рыбка?
    - Почему старик отпустил рыбку без откупа?
    - Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе?
    - Каким видим здесь старика по характеру?
    - Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)

     - Как ведет себя рыбка?
    - Почему она помогает старику?
    - Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое     корыто»?
    - Как показывает это автор сказки? Расскажите.
    - Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?
    - Кто из них решил не потворствовать старухе?
    - Как это видно?

    Физкультурная пауза.

    5.Первичное закрепление.

    Анализ характеров героев

    - Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

    (Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.

    Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

    Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
    - Кто из героев вам нравится? Не нравится?
    - Почему вам не нравится характер старухи?

    - Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
    - Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
    Слайд 8.

    - Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.
    - Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
    - Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
    - Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

    (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта).

    - Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
    -  Случается ли такое в жизни?
    - В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

    6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.

    - Прочитайте слова А.С.Пушкина:
    "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"
    - Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей)
    - Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:

    • Как здорово поймать волшебную рыбку!
    • Как плохо быть сварливым и жадным.
    • Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

    - Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

    7. Итог урока. Слайд 10.

    - Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
    - Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.
    (Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других)
    - На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

    Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.

    Оценки за урок.

    8. Рефлексия

    Перед вами лежат смайлики.
    Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой.
    Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.

    Заместитель руководителя ОО  по УВР _________________/Панина В.Ю./


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"

    Мудрость  сказок А. С. Пушкина  неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...

    Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

    Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

    УМК "Планета знаний" Урок литературного чтения: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс.

    Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

    ПУШКИН Александр Сергеевич "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс

    Урок литературного чтения во 2 классе составлен на основе ФГОС по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др.в рамках УМК "Школа России" ....

    Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

    Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....