Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Морозова Елена Сергеевна

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
  4 класс

Цель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

Образовательные:

·        систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»;

·        отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

·        обогащать словарный запас учащихся;

·        совершенствовать умение  анализировать произведения

·        работа над жанром «сказ»

 

Развивающие:

·        совершенствовать навык беглого чтения

·        развивать память, речь, мышление

·        развивать умения характеризовать поступки героев

Воспитательные:

·        воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
 4 класс

C:\Users\Елена\Desktop\i.jpeg

Конспект к уроку составлен

 учителем 2 категории

Морозовой Еленой Сергеевной

Конспект урока литературного чтения

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
 4 класс

Цель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»;
  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать умение  анализировать произведения
  • работа над жанром «сказ»

Развивающие:

  • совершенствовать навык беглого чтения
  • развивать память, речь, мышление
  • развивать умения характеризовать поступки героев

Воспитательные:

  • воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе

Ход урока.

  1. Орг .момент.

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нас басен

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые о волшебстве говорят.

   2.Постановка цели урока.

-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(Слайд №1)

 Дети: Павел Петрович Бажов.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)

В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности.

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

А какие сказы Бажова вы читали?

3.Проверка  домашнего задания.

Дома вы познакомились со сказом  « Серебряное копытце».

В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.

Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.

Приказчик – начальник

Козлик – молодой олень.

Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.

Солонина – солёное мясо.

Покосные ложки – место, где косят траву.

Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!

( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

4.Работа по теме урока

1. Характеристика главных героев.

- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Где герой живёт?
  2. Какие поступки совершает?
  3. Чем занимается герой?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как вы относитесь к герою?

Ребята , у нас перепуталось описание героев.

Кокованя и Даренка(Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная ,похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

 б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

 А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно

2.Работа в парах.

Восстановите текст. Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед  кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   работу  уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да   кашу варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ловила . К вечеру соберутся, и  весело им.

Оцените по ключу:

Без ошибок-8б

1-2 ошибки-6б

3-4 ошибки-4б  поставьте балы в оценочный лист

3. Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?  Что на ней изображено?

Посмотрите на слайд.

4. Физминутка для глаз.

5. Выразительное чтение отрывка сказки.

 - Ребята, мы очень много говорили о сказке «Серебряное копытце» и, наверное, у каждого из вас есть отрывок, который особенно нравится и хочется прочитать ещё раз.

 - Ваше мнение, помогло ли чтение ваших товарищей почувствовать настроение сказки? (Отвечают ребята)

6. Физминутка

7.Работа с пословицами

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.

Каких только чудес не бывает на свете.

Чёрствое сердце не знает благодарности.

8.Легенда о козлике.

А знаете ли вы , какая легенда  лежит в основе произведения?

Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.

9.Подведение итогов.

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

5 Рефлексия

- А вы верите в чудеса?

 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо.

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

 Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

 Только засов отворился,

 В сказку открылася дверь:

 Запах лесов заструился, -

 В мир ты волшебный поверь.

 Чтоб Огневушка смешная

 К кладам открыла нам путь,

 Или змея голубая, -

 Книги прочесть не забудь.

..6.X. Д/З: описать волшебных животных (кошка Муренка, Серебряное Копытце)  и сделать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

Урок литературного чтения. 4 класс. П.П. Бажов "Серебряное копытце"

На уроке литературного чтения учащиеся впервые знакомятся с жизнью и творчеством П.П. Бажова. Отрабатываются навыки выразительного чтения. Учитель прививает  у учащихся любовь к родному кра...

Урок литературного чтения в 4 классе П. Бажов "Серебряное копытце"

Конспект урока с презентацией. Лиитературное чтение 4 класс учебник Климановой...

Сценарий урока литературного чтения в 4 классе П.Бажов "Серебряное копытце"

Сценарии урока с использованием технологии ТРКМ....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе» Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Юрий Коваль «Сказка о серебряном соколе»Цель урока: знакомство с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формирова...

открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "

открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "...