открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сонькина Валентина Анатольевна

открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_otkrytyy_urok.docx32.09 КБ
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_otkrytychy.pptx368 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Отражение в сказке реальной жизни,  4 класс

Цели: познакомить обучающихся с творчеством уральского  сказочника  Павла  Петровича  Бажова;  показать  своеобразие, необыкновенность, красоту его сказов Бажова; прививать интерес к литературе; способствовать развитию умений определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать героев, соотносить иллюстрацию с содержанием, воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.

Планируемые результаты: познакомятся с понятием «сказ», научатся определять главную мысль произведения, называть героев, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности.

Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.

УУД:

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, обобщения

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить связное высказывание, из 5-6 предложений по представленной теме.

Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Оборудование: презентация, запись на доске, портрет П.П.Бажова, памятка «Работа в группе», тест, видеофильм «Музей Бажова», мультфильм «Серебряное  копытце».

Ход урока.

1.Орг .момент.

Литературное чтение-

Прекрасный урок,

Много полезного

В каждой из строк

Стих это будет,

Сказ, сказка, рассказ-

Вы учите их – они учат вас!

2. Актуализация знаний .

--Какой раздел изучаем на уроках литературного чтения? (литературные сказки)

-Какие произведения изучили в этой теме?

(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»,

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)

-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).

3.Самоопределение к деятельности.

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нам басен

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые,  о волшебстве говорят.

   -Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?(ответы детей)

         В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки.

С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.

Сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…

- Павел Петрович Бажов.- А что вы знаете о нем? А хотите узнать?

Учитель

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы, изумруда и др. камней.

Ученица:

Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года на Урале в городе Сысерти в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Пётр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза. Жил Пётр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.

Ученик:

Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Это рассказчик — веселый старичок. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: "слышь-ко", то есть: "знаешь ли", "послушайте-ко". Через много лет П.П.Бажов  вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Ученица:

Они издавались на многих языках. В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, удивительно чутко воплощает глубокую душу народа - труженика Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А Мудрость, талант, Доброта, Трудолюбие – главные их свойства.

 Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года  в Москве, похоронен в Екатеринбурге.

Учитель:

А чем по вашему,  отличается сказ от сказки?

  (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)

А как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

Сформулируйте  задачи урока:

- мы должны понять, что ему  нравилось в людях, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

4.Работа по теме урока

1).Работа над произведением.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказом «Серебряное копытце».

 –Сказ «Серебряное копытце»,  впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».  

- Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться»,  с.186  7- 8мин.

2. Беседа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка? (Да.)

- Назовите главных героев сказки? (Кокованя, Даренка)

- Что вам понравилось в сказе?

- Назовите главных героев сказки? (Кокованя, Даренка)

– Каким вам показался старик Кокованя?

– Подтвердите ваше мнение словами произведения.

– Какой  представили  себе  Дарёнку?  Как  о  ней  говорит  Бажов? Прочитайте.

– Как,  по  вашему  мнению,  автор  относится  к  девочке? Почему так считаете?

– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?

– Почему Дарёнка согласилась пойти жить к Коковане?

– Чем  был  необычен  Серебряное  копытце?  Как  говорится  о  нём в сказе?

– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?

– Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце?

5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме

1).Групповая работа – найти слова в словаре Ожегова-  3мин

В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.

Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.

Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.

Похлебка - жидкая пища, суп из картофеля или крупы.

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Покосные ложки – место, где косят траву.

 (Дети находят слова и объясняют)

- Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!

«о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.»

2).Работа в парах - 3мин.

-Восстановите текст. Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед  Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   работу  уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да   кашу варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ловила . К вечеру соберутся, и  весело им.

Оцените себя

Без ошибок -   !

1-2 ошибки -  +

3-4 ошибки -    -

3).Работа в группах – 3мин

У вас на столах лежат карточки, которые вы должны заполнить

- Мы решили, что будем давать характеристику героям. Как мы это можем сделать?

1 группа опишет внешность, определит черты характера Даренки.

2 группа: опишет внешность, черты характера Коковани  

3группа: определит, чем занимались Дарёнка  и Кокованя ?

               

Даренка

Внешность

Черты характера

семейное положение

По шестому году

Любопытная

Сирота

маленькая

весёлая,

носишко пуговкой

смелая

трудолюбивая

любит природу

ценит красоту

Кокованя

Внешность

Черты характера

семейное положение

Старик большой

Любопытный

одинокий

бородатый

весёлый,

ласковый

добрый

трудолюбивый

любознательный

любит природу

ценит красоту

Что общего вы заметили у Коковани и Даренки?

( Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)

Занятие

Дарёнка

Кокованя

В избе прибирала

Охотник

Похлебку варила

Летом пески промывает

Кукле платье сшила

Золото добывает

Любила сказки слушать

Зимой по лесам за козлом бегает

Мастер сказки сказывать.

Чем заинтересовал Кокованя Даренку?

( Рассказами о Серебряном копытце)

-О чем мечтали Кокованя и Даренка?

( Хотели увидеть Серебряное Копытце)

- Справились ли мы с задачей охарактеризовать героев?

-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?

( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).

-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?

( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)

8.Подведение итогов.

– Чем вам запомнился урок?

– Какие открытия сделали?

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

6.Рефлексия (Лесенка успеха)

7.Домашнее задание:

  1. Дочитать сказ до конца

Ребята, я вам предлагаю выбрать задание по желанию:  

  1. Найти понравившийся вам отрывок
  2. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
  3. Нарисовать к нему иллюстрацию

Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылася дверь:

Запах лесов заструился, -

В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

                                    Книги прочесть не забудь.     Спасибо за урок!

 


Восстановите текст.

Так и стали жить вместе, дед  _________, _________  Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили – ________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на   ___________ уходил, Дарёнка в избе ___________, похлёбку да   _______ варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила – мышей  ___________ . К вечеру соберутся, и  __________им.


Даренка

Внешность

Черты характера

семейное положение

По шестому году

Сирота

весёлая

Кокованя

Внешность

Черты характера

Семейное положение

Любопытный

     Одинокий

Занятие

Дарёнка

Кокованя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по литературному чтению 4 класс

Слайд 2

Литературное чтение- Прекрасный урок, Много полезного В каждой из строк Стих это будет, Сказ, сказка, рассказ- Вы учите их – они учат вас!

Слайд 3

Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах. Здесь много случалось историй. Тут были и радость, и горе. Озера и реки здесь – как зеркала, Нам песню споет пожилая ветла И много расскажет нам басен Уральский лес чуден, прекрасен. А горы до неба почти достают, Красива природа – покой и уют. И добрые люди здесь сказки хранят, Которые, о волшебстве говорят.

Слайд 5

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы, изумруда и др. камней.

Слайд 6

Задачи урока: - мы должны понять, что ему нравилось в людях, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения. Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

1 группа опишет внешность, определит черты характера Даренки. 2 группа : опишет внешность, черты характера Коковани 3группа: определит, чем занимались Дарёнка и Кокованя ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)

Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».  Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. Цели:Обучающие:    обучать умению составлять портретную характе...

Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова  «Серебряное копытце».Учебные задачи:  Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...

Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Урок  - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...

Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)...