открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "
план-конспект урока по чтению (4 класс)
открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_otkrytyy_urok.docx | 32.09 КБ |
urok_po_literaturnomu_chteniyu_otkrytychy.pptx | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Отражение в сказке реальной жизни, 4 класс
Цели: познакомить обучающихся с творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту его сказов Бажова; прививать интерес к литературе; способствовать развитию умений определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать героев, соотносить иллюстрацию с содержанием, воспитывать в детях доброту, отзывчивость, душевность, учить сопереживать.
Планируемые результаты: познакомятся с понятием «сказ», научатся определять главную мысль произведения, называть героев, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.
УУД:
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, обобщения
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить связное высказывание, из 5-6 предложений по представленной теме.
Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Оборудование: презентация, запись на доске, портрет П.П.Бажова, памятка «Работа в группе», тест, видеофильм «Музей Бажова», мультфильм «Серебряное копытце».
Ход урока.
1.Орг .момент.
Литературное чтение-
Прекрасный урок,
Много полезного
В каждой из строк
Стих это будет,
Сказ, сказка, рассказ-
Вы учите их – они учат вас!
2. Актуализация знаний .
--Какой раздел изучаем на уроках литературного чтения? (литературные сказки)
-Какие произведения изучили в этой теме?
(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»,
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».)
-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).
3.Самоопределение к деятельности.
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нам басен
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые, о волшебстве говорят.
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?(ответы детей)
В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки.
С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.
Сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…
- Павел Петрович Бажов.- А что вы знаете о нем? А хотите узнать?
Учитель
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы, изумруда и др. камней.
Ученица:
Родился Павел Петрович Бажов 28 января 1879 года на Урале в городе Сысерти в семье рабочего Сысертского завода Петра Васильевича Бажова. Работал Пётр Васильевич в пудлингово-сварочном цехе, где из чугуна выплавляли железо особого качества. Был он талантливым, славился своим мастерством и умением. Поэтому и дорожили Петром Васильевичем владельцы завода, хотя ненавидели его люто: правду всегда говорил им в глаза. Жил Пётр Васильевич со своей женой Августой Степановной бедно, случалось, что и хлеба у них не было. Но между ними всегда было согласие.
Ученик:
Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы (она обучилась грамоте самостоятельно), а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко. Это рассказчик — веселый старичок. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: "слышь-ко", то есть: "знаешь ли", "послушайте-ко". Через много лет П.П.Бажов вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.
Ученица:
Они издавались на многих языках. В волшебный мир старых уральских сказок Бажов погружал живых русских людей, удивительно чутко воплощает глубокую душу народа - труженика Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. А Мудрость, талант, Доброта, Трудолюбие – главные их свойства.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, похоронен в Екатеринбурге.
Учитель:
А чем по вашему, отличается сказ от сказки?
(Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.)
А как вы думаете, над какой темой мы будем работать?
Сформулируйте задачи урока:
- мы должны понять, что ему нравилось в людях, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.
4.Работа по теме урока
1).Работа над произведением.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказом «Серебряное копытце».
–Сказ «Серебряное копытце», впервые был опубликован в альманахе «Уральский современник» в 1938 году, позже, в 1942 году, произведение было отредактировано для сборника «Ключ-камень».
- Учитель и учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться», с.186 7- 8мин.
2. Беседа после чтения.
- Понравилась ли вам сказка? (Да.)
- Назовите главных героев сказки? (Кокованя, Даренка)
- Что вам понравилось в сказе?
- Назовите главных героев сказки? (Кокованя, Даренка)
– Каким вам показался старик Кокованя?
– Подтвердите ваше мнение словами произведения.
– Какой представили себе Дарёнку? Как о ней говорит Бажов? Прочитайте.
– Как, по вашему мнению, автор относится к девочке? Почему так считаете?
– Что вы можете сказать о семье, в которой жила Дарёнка?
– Почему Дарёнка согласилась пойти жить к Коковане?
– Чем был необычен Серебряное копытце? Как говорится о нём в сказе?
– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?
– Как вы думаете, увидит Дарёнка Серебряное копытце?
5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме
1).Групповая работа – найти слова в словаре Ожегова- 3мин
В сказе вам встретилось немало незнакомых слов. Сейчас мы с вами проведём небольшую словарную работу.
Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Похлебка - жидкая пища, суп из картофеля или крупы.
Голбчик – приступка для выхода на печь.
Покосные ложки – место, где косят траву.
(Дети находят слова и объясняют)
- Ребята, а попробуйте назвать идею произведения!
«о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.»
2).Работа в парах - 3мин.
-Восстановите текст. Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили – поживали , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.
Оцените себя
Без ошибок - !
1-2 ошибки - +
3-4 ошибки - -
3).Работа в группах – 3мин
У вас на столах лежат карточки, которые вы должны заполнить
- Мы решили, что будем давать характеристику героям. Как мы это можем сделать?
1 группа опишет внешность, определит черты характера Даренки.
2 группа: опишет внешность, черты характера Коковани
3группа: определит, чем занимались Дарёнка и Кокованя ?
| Даренка | ||
Внешность | Черты характера | семейное положение | |
По шестому году | Любопытная | Сирота | |
маленькая | весёлая, | ||
носишко пуговкой | смелая | ||
трудолюбивая | |||
любит природу | |||
ценит красоту |
Кокованя | |||
Внешность | Черты характера | семейное положение | |
Старик большой | Любопытный | одинокий | |
бородатый | весёлый, | ||
ласковый | |||
добрый | |||
трудолюбивый любознательный | |||
любит природу | |||
ценит красоту |
Что общего вы заметили у Коковани и Даренки?
( Они одинокие, трудолюбивые, любят природу и т.д.)
Занятие | |
Дарёнка | Кокованя |
В избе прибирала | Охотник |
Похлебку варила | Летом пески промывает |
Кукле платье сшила | Золото добывает |
Любила сказки слушать | Зимой по лесам за козлом бегает |
Мастер сказки сказывать. |
Чем заинтересовал Кокованя Даренку?
( Рассказами о Серебряном копытце)
-О чем мечтали Кокованя и Даренка?
( Хотели увидеть Серебряное Копытце)
- Справились ли мы с задачей охарактеризовать героев?
-Как автор относится к своим героям? В чем это проявляется?
( Любит их, гордится ими. Он называет их ласково. Показывает их добрые поступки, отношения).
-Ценность каких качеств Павел Бажов хотел донести до читателей?
( Доброта, любовь к природе, бережное отношение к семье и др.)
8.Подведение итогов.
– Чем вам запомнился урок?
– Какие открытия сделали?
Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
6.Рефлексия (Лесенка успеха)
7.Домашнее задание:
- Дочитать сказ до конца
Ребята, я вам предлагаю выбрать задание по желанию:
- Найти понравившийся вам отрывок
- Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
- Нарисовать к нему иллюстрацию
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь. Спасибо за урок!
Восстановите текст.
Так и стали жить вместе, дед _________, _________ Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили – ________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,
и у всякого дело было. Кокованя с утра на ___________ уходил, Дарёнка в избе ___________, похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ___________ . К вечеру соберутся, и __________им.
Даренка | |||
Внешность | Черты характера | семейное положение | |
По шестому году | Сирота | ||
весёлая | |||
Кокованя | |||
Внешность | Черты характера | Семейное положение | |
Любопытный | Одинокий | ||
Занятие | |
Дарёнка | Кокованя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературное чтение- Прекрасный урок, Много полезного В каждой из строк Стих это будет, Сказ, сказка, рассказ- Вы учите их – они учат вас!
Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах. Здесь много случалось историй. Тут были и радость, и горе. Озера и реки здесь – как зеркала, Нам песню споет пожилая ветла И много расскажет нам басен Уральский лес чуден, прекрасен. А горы до неба почти достают, Красива природа – покой и уют. И добрые люди здесь сказки хранят, Которые, о волшебстве говорят.
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы, изумруда и др. камней.
Задачи урока: - мы должны понять, что ему нравилось в людях, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения. Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Физкультминутка
1 группа опишет внешность, определит черты характера Даренки. 2 группа : опишет внешность, черты характера Коковани 3группа: определит, чем занимались Дарёнка и Кокованя ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)
Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце». Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения. Цели:Обучающие: обучать умению составлять портретную характе...
Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова «Серебряное копытце».Учебные задачи: Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...
Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Урок - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...
Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)...