Открытый урок по литературному чтению Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс ( Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Журавлева Надежда Сергеевна

 

Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».  Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.

 

Цели:

Обучающие:    обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Общеучебные умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы  в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p.bazhov_serebryanoe_kopyttse_4_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

       

Открытый урок по литературному чтению

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

4 класс

( Школа России)

Составила  учитель начальных классов

Журавлева Надежда Сергеевна

2013 г.

Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».  Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.

Цели:

Обучающие:    обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Общеучебные умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы  в парах.

Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс)  Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов ( цветные магниты), рисунок к последней части сказа.Портрет П. П. Бажова.

                                Ход урока

       I. Орг.момент.

       II.Речевая разминка.

(текст на слайде)

- Мы купили кошке к празднику сапожки

Причесали ей усы, сшили новые трусы.

            Только как их надевать? Хвостик некуда девать!

( прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)

 III. Постановка темы и целей урока:

Найдите лишнее слово:

Копытце,  клыки, рожки, головка

Как догадались?

- Определите  тему урока ?

[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем  анализировать текст,составим портретную характеристику, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]

IV. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали делить сказ на части. Давайте вспомним наш план.

План.

  1. Даренка.
  2. Серебряное копытце.
  3. Жизнь в лесу.

Дома вы прочитали сказку до конца. Понравилась ли вам эта сказка? Чем? (Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)

Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)

V. Работа по содержанию сказа.

Давайте вспомним содержание  сказа, для этого выполним следующий тест. ( проверка 1 части)              

Сколько лет было Дарёнке?

а) 5,    

б) 8,    

в) 6

2.   Как звали отца Дарёнки?

а) Григорий,  

б) Василий,  

в) Иван

3.   Чем занимался Кокованя летом?

а) охотился;

б) добывал золото;

в) лежал на печи

4.   Как звали кошку Дарёнки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка

5.   С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

а) с баяном;

б) с балалайкой;

в) с барабаном

6.  Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?

а) 2;

б) 4;

в) 5

7.   На какой ножке у козла было серебряное копытце?

а) на правой задней;

б) на левой передней;

в) на правой передней

Проверка на слайде. У кого правильно поднимите руки.

Работа по 2 части.

Восстановите текст. ( работа в парах).  Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-  ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

 ( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

Прочитать восстановленный текст.

Вспомним содержание 3 части.

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.) Найти в тексте, чтение по ролям.

VI. Физминутка.

VII. Работа по теме урока

1. Работа над четвертой частью.

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Почему девочка выбежала из балагана? ( посмотреть на козла)

     - Чем Серебряное копытце отличалось от  обычных козлов?

     - Почему  Дарёнке  удалось увидеть Серебряное  копытце, а Коковане -    нет ?

      Как озаглавим? 4. В ожидании деда  4. Долгожданная встреча.

2.  Работа над  пятой частью.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Кто привел серебряное копытце к Даренке?

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с  Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

Как вы  озаглавили? (. 5. Чудо Серебряного копытца. Чудо произошло.)

У нас получился следующий план.

План.

  1. Даренка.
  2. Серебряное копытце.
  3. Жизнь в лесу.
  4.  Долгожданная встреча.
  5. Чудо Серебряного копытца.

Для чего мы с вами составили план?

VIII. Закрепление изученного.

А сейчас вернемся к героям  нашего сказа.    

1) Угадайте слова, добавив гласные буквы и  назовите главных героев сказа.

Кквн,  Дрнк, Мрнк, кзл    

- Давайте охарактеризуем главных героев сказа. Для этого вы выполните следующую  работу.

 У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите каточку. Найдите те слова, которые подходят  для характеристики персонажей.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

 Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

.

Проверим, что у вас получилось. Внимание – на экран.

Прочитай, какая характеристика Дарёнки у тебя получилась.  

/слайд  – открывается по мере ответов учеников

Прочитай, какая характеристика Коковани у тебя получилась

- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)

- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

IX. Итог урока

1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде)

А) человек должен любить животных.

Б) очень важно быть скромным.

В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

2. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

X. Домашнее задание

Перечитать сказ; подготовить пересказ понравившейся части..

Рефлексия

-Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных  кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все  вместе  полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100

Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в  интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....

Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"

План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"

Материал может быть использован на уроке окружающего мира....

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...

Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс Школа России

Закреплять единицы времени, учить устанавливать соотношение между единицами измерения времени...

Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления....

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...