Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Материал может быть использован на уроке окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

                             Открытый урок по окружающему миру.

Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов».

Цели:  формировать у учащихся представления о жизни и деятельности

            М.В.Ломоносова.

УУД: познавательные- осознавать познавательную задачу; читать ,извлекая нужную

         информацию;

          коммуникативные: участвовать в общей беседе;

          регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

          необходимые действия;

          личностные – развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс; рабочая тетрадь,

                              мозаичные  работы Ломоносова, клей, презентация.

                                            Ход урока.

1.Оргмомент.

               Начинается урок,

               Он пойдёт ребятам впрок.

               Постарайтесь всё понять,

               Много нового узнать.

2. Актуализация опорных знаний.

      1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Учитель. Ребята, с кем из известных людей познакомились на прошлом уроке?

                  ( Пётр Первый)

              - Заслуженно ли Пётр Первый получил прозвище « Великий»?

- Расскажи о детстве Петра Первого?

- Чем царь Пётр отличался от других европейский правителей?

- Какие главные перемены произошли при Петре Первом в России?

- Когда был основан город  Санкт- Петербург? Расскажите о его строительстве.

     2.Самоопределение к деятельности.

Работа в паре.

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так,

чтобы получились известные вам слова.

ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ,ПТЁР, ЛМООНСООВ.

(Донской, Невский, Пётр,  Ломоносов)

- Какое слово лишнее? Почему?

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.  Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком-

                  МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.

Вступительное слово учителя.

     Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать

все способности человеческие.

4.Работа по теме урока.

Михаил Васильевич Ломоносов родился неподалёку от города Холмогоры в 1711 году

в деревне Мишанинской, сегодня это село Ломоносово.

Много выпало испытаний на долю маленького Миши. Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался,  и в голове крутилась мысль: отчего это так?

    А) Инсценировка. «Хорошо ли быть Ломоносовым?»

Учитель. Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Мишанька. -Хорошо.

Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!

Дед Лука. -А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрёна. -Будя ужо, развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Дед Лука. - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Учитель. Как вы думаете, запомнил ли Мишанька слова деда?

               Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к  книгам.

         Грамоте  Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

         Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море  на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану.

         Работа  в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком.  У Михайло  была другая мечта: учиться.

     Б) Работа по учебнику.    (Стр.102)

Учитель. Прочтите абзац. О чём в нём рассказывается?

(ответы детей)

(Ломоносов ушёл из дома учиться в Москву. Обучение в Петербурге, в Германии).

5. Физкультминутка.  

6. Продолжение работы над новой темой.

Учитель. Итак, продолжаем разговор о Ломоносове.

            В самых различных областях раскрылся талант Ломоносова.

Благодаря ему, в русский язык вошли новые слова. А вот какие, попробуйте отгадать.

( Дети собирают слова из частей)

А) Словарная работа.

БАРОМЕТР- прибор для измерения атмосферного давления.

ФОРМУЛА – комбинация знаков, выражает символическое высказывание.

ТЕРМОМЕТР- прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

АТМОСФЕРА- газовая оболочка небесного тела.

- Ребята, а человечество сейчас использует эти понятия? Действительно, эти слова нам так хорошо знакомы, что никто не задумывается о том, что пришли они в нашу речь, благодаря Ломоносову.

Учитель. И в литературе Ломоносов тоже сделал открытия- он разработал новые стихотворные размеры.

Ломоносов очень любил искусство. Он увлёкся мозаикой - составлением картин из кусочков цветного стекла. Он выполнил около 40 мозаичных картин. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь.

Б)Интеграция с технологией. Самостоятельная работа в парах.

У вас на столах есть фрагменты мозаичных работ Ломоносова. Попробуйте составить из них картинку. При работе вам потребуется клей.

Техника безопасности с клеем.

( Работа учащихся в парах. По окончании работы- мозаика прикрепляется на доску).

В) Михаил Ломоносов впервые в России при Академии наук открыл химическую лабораторию по производству цветного стекла и не только. Ломоносов проводил много исследований с различными веществами.

Практическая работа по растворению веществ.

Задание. Растворите в стаканчиках с водой поваренную соль и мел. Что заметили?

                  Какой вывод можно сделать?

( Есть вещества, которые растворяются в воде, а есть те, которые не растворяются).

Ломоносов пришёл к выводу, что вода очень хорошо взаимодействует с многими веществами.

Учитель. – В какие науки Ломоносов внес свой вклад?( Русский язык, литература, химия, изобразительное искусство).

В) Снова обратимся к учебнику стр.103.

Прочтите, в каких науках еще Ломоносов сделал открытия?

(Физика, геология, астрономия, география, история).

И ещё немного интересного.

( работа с датами)

1762=16

1752=15

1748=20

1750=13

1764=18

- В чем ещё заслуга Ломоносова? Что сделал он для развития образования в России?

( Открыл Московский университет в 1755 году).

Учитель. Умер Михаил Васильевич 15 апреля  1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Задание.

Учитель. Из предложенных наук найдите те, в которые Ломоносов внёс значительный

                  вклад.

(физика, химия, география, астрономия, русский язык и языкознание,

литература, изобразительное искусство, история, геология).

- Вот сколько наук изучил выдающийся учёный М.В.Ломоносов.

Учитель. В наши дни выдающимся российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В.Ломоносова.

7. Итог урока.

- Возвращаясь к нашему началу урока, скажите, выполнил ли Михаил Ломоносов наказ деда- гордиться своей фамилией.

8.Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал …

9. Выставление оценок.

10.Домашнее задание.

По выбору:

*Читать стр.101-104, отвечать на вопросы.

* Рабочая тетрадь стр.36 Разгадайте кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе на тему "Россия на карте"

Урок открытия новых знаний. На уроке используется технология проблемного диалога, практическая работа с картой. В конце урока дети дают самооценку, проводится рефлексия....

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа России". Тема "Почему нужно чистить зубы и мыть руки"

Технологическая карта урока создана в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы всевозможные пед.технологии, принципы наглядности, научности, доступности, связи обучения с жизнью...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе. "Природные зоны России"

Данный урок разработан в соответствии ФГОС. УМК "Школа России"....