Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Бадахина Татьяна Олеговна

 

Цели урока:

- формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;

- дать представление о крещении Руси;

- развивать устную речь, воображение , умение работать с картой;

- воспитывать интерес к истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_vremena_drevney_rusi.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 4 классе 2018 год

Данный урок включён в раздел

« Страницы  истории России»-час 2.

Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

 Бадахина Татьяна Олеговна

Цели урока:

- формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;

- дать представление о крещении Руси;

- развивать устную речь, воображение , умение работать с картой;

- воспитывать интерес к истории.

Планируемые результаты:

             Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

            Предметные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

       Метапредметные: самостоятельно формулировать цели урока.

Оборудование: учебник по окружающему миру Плешакова А. А. 4 класс, видеозапись, презентация. 

Этап урока.

Методы и приемы

t

Деятельность учителя. Содержание

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

2 мин

Вот книжки на столе, а вот- тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный-

 Сегодня в классе у ребят  урок уж больно важный!(слайд)

Садятся на места, готовят рабочие место.

Р: рациональное размещение на рабочем месте учебников, тетрадей.

2.

Актуализация знаний.

Метод: словесный.

Прием: объяснение, беседа.

10 мин

Проверка домашнего задания

Проверочное тестирование. Ответы на доске после выполнения работы.

Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (восточные славяне).

О каком временном периоде в жизни восточных славян  мы говорили на прошлых уроках (5 в. нашей эры). Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке? (ответы детей) Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.

Тема урока «Во времена Древней Руси. Крещение Руси». 

Отвечают по домашнему заданию, слушают учителя.

П: определение темы урока; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

К.: оформляет свою мысль в устной речи;

3.

Изучение нового материала.

Метод: словесный, работа с книгой, видео – метод, наглядный.

Прием: рассказ, чтение, беглый просмотр, упражнения, демонстрация.

20 мин

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да;драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на друггой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей.защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

     Работа с учебником с 42

  • Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. ( Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны , ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  • Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  • Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

Работа с картой.

  • Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XIвека. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  • А как вы думаете, почему территория увеличилась?( Князь завоевывал земли.)
  • Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя   по реке Днепр?

Физминутка.        

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км.дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Известны ли вам эти имена?
  • Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  • Кого называют богатырем?

             Работа по картинам.

Рассказывают учащиеся:

-        1)Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

Репродукция картины В.М. Васнецова        

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.        

2)Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

3)Волос - бог скота, Стрибог-бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы        
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.        

Огонь, думали язычники , передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей.;4) Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими ( греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились.5) В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося    
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

Работа с учебником        

  • Прочитайте текст на с 44
  • какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • За что его так прозвали?
  • Назовите русских богатырей.
  • Почему народ сложил о них сказания и былины?
  • - вера мертва.
  • Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
  • Работа с пословицами.
  • Какая из пословиц соответствует теме урока?
  • Без добрых дел
  • Я. Слава, Богу, крещеный человек.
  • Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля. Слайд
  • Работа в рабочей тетради:
  • С.17 задание 2
  • Что такое Крещение?
  • Запишите это определение
  • С.18 задание 3
  • Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,запишите.
  • Закрепление изученного: работа в группах
  • Группа1:
  • 1.Что являлось главной дорогой , связывающей между собой

 жителей Древней Руси?

2.На берегу какой реки возник город Киев?

Группа 2:

1.Кто правил Древней Русью?

2.Как происходило Крещение Руси?

Группа 3

Значение Крещения для Руси?

Вывод:

Киев стал центром Киевской Руси.

Племена стали жить дружнее.

Развитие письменности и литературы.

Развитие каменногои деревянного строительства.

Слушают учителя, работают с учебником.

Работа по картине

Работа в группах

П.: умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

К.: оформляет свою мысль в устной речи;

К.: обосновывает высказанное суждение;

4.

Подведение итогов.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

6 мин

  • С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?

-     В каком году произошло Крещение Руси?

Домашнее задание: ( на выбор)

Ответить на вопросы учебника с.45

Составить кроссворд

Ребята, вот и подошел наш урок к концу.Спасибо за урок.Слайд

Отвечают на вопросы

К.: умение слушать и вступать в диалог;

К.: продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян....

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...