Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Маркова Виктория Дмитриевна

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект31.05 КБ
Файл Презентация2.1 МБ
Файл Буквы921.24 КБ
Файл фишки31.37 КБ
Файл Пословица19.64 КБ
Файл Лексика20.33 КБ
Файл kniga_okey.docx116.77 КБ
Файл Тест12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России»)

Школа: МБОУ №8

Класс: 4 «Б»

Студентки группы Ш-31

Обуховой Виктории

Учитель: Новикова Д.А.

Методист: Борисенко И.М.

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

Задачи:

  • формировать учебно-познавательные компетенции: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • формировать информационные компетенции: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
  • развивать коммуникативные способности учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах, речь учащихся.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Орг. момент

«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

- Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже встречались, поэтому напоминаю, меня зовут Виктория Дмитриевна.

Присаживайтесь.

- Сегодня, у меня для вас на доске спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, я буду на каждом этапе урока открывать одно слово. Согласны?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные:

Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.

II.

Актуализация знаний

(Слайд 1)

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 10 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 5 минут. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.

Критерии отметки:

8 – «5» 6 - 7 – «4» 4 - 5 – «3»

Работают индивидуально

Взаимопроверка

Познавательные:

Умение правильно отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.

III.

Постановка темы.

Целеполагание

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(Слайд 3 +)

- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?

- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске)

- На прошлом уроке вы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения:


А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

Книга

О книгах

Страницы истории России

О русских книгах

А) Кто создал на Руси славянскую письменность?

Б) На чём и чем писали на Руси?

Личностные:

Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.

Регулятивные:

Целеполагание.

IV.

Открытие новых знаний

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах (Приложение 1)

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

     «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»

- Чем отличаются буквы и звуки?  

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей.

-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

-Кто создал первую славянскую азбуку?

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? 

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…
 -  
Аз 

 -  Буки 

Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах)

(Проверка по образцу)

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.

Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

 В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

- Какой цели мы сейчас достигли?

Открывается слово (С книгой)

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами (Новое слово на доске)

((показ картинки) их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала), тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

- Писались летописи и книги на пергаменте. (Новое слово на доске)

Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом.

Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом.

- Так же русичи использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту (Новое слово на доске), наши предки использовали для повседневных нужд.

- Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем. Раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

Открывается слово (Знаться)

Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим

Прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа

Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита

Старший брат Мефодий

Работа в парах

По названию первых букв

Узнали, кто создал на Руси славянскую письменность.

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Физ. Минутка

Гигиеническая физ. Минутка.

Работа по теме урока

Работа с учебником. (стр. 56-57).

(Чтение статьи по цепочке)

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь?

Охра?

4. Какими были книги в Древней Руси?

Открывается слово (Ума)

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Черные или коричневые

Краска оранже-красного цвета

Краска желтого цвета

(Описание книги учащимися)

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

V.

Закрепление

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(ФИШКИ)

  1. Кто создал славянскую письменность?
  2. Как называлась 1 азбука?
  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?
  4. Что такое летопись?

  1. Где и кем велись летописи?

  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
  2. На чем писали в Древней Руси?

  1. Что такое пергамент?

  1. Почему его ценили?

  1. Что такое береста?

 

  1. Чем писали?

  1. Каким способом написания на бересте пользовались?

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  1. Какие чернила использовали для письма?
  2. Что такое киноварь?

  1.  Охра?

  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?

  1.  (Описание книги учащимися)

 

Кирилл и Мефодий

Глаголица

Кириллица

Летопись - писание событий по годам

Монахами в монастырях

Нестор

На бересте и пергаменте

Писчий материал из телячьей кожи

Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте

Кора березы

Перьями и писалами

Выдавливали и
выцарапывали буквы

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Черные или коричневые

Краска оранжево-красного цвета

Краска желтого цвета

В 1992 году

Познавательные:

умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание;

VI.

Итог урока. Рефлексия

(Слайд 15)

Урок подходит к концу.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Открывается слово (Набраться)

- Какой секрет нам открылся?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали X и Y.

На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и  ?

Словесная оценка детей.

1. Кто создал на Руси славянскую письменность?

2. На чем и чем писали на Руси?

Читают хором

Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий

На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья

Личностные:

Умение делать итог, умение оценивать свою работу.

Познавательные:

Контроль и оценка процессов результата деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 – а 2 – б 3 – б 4 – в 5 – а 6 – в 7 – б 8 – а

Слайд 2

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Слайд 3

А) письменность Кто Руси славянскую на создал ? Б) на чем Руси На писали и чём? А) Кто создал на Руси славянскую письменность? Б) На чём и чем писали на Руси?

Слайд 6

Азбука «Глаголица» - Аз - Буки

Слайд 7

Б А Б А

Слайд 8

В 863 году Кирилл с помощью брата и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Слайд 9

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве

Слайд 10

В конце XI начале XII века в Киево -Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – « Повесть временных лет».

Слайд 11

« Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити , и откуда Русская земля стала есть »

Слайд 13

Пергамент Береста

Слайд 14

Древнерусская рукописная книга. XIII в .

Слайд 15

1)Славянскую письменность создали _____ __ и _______ 2)На Руси писали на ______ и __________, используя для этого ________ и ________ Кирилл Мефодий Бересте Пергаменте Писало Перья



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Ф.И.  _____________________________

Тест «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

 

3. Как называлось собрание всех горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

4. На берегах, какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

5. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

6. На чём писали грамотные новгородцы?

А) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

7. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

8. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Цель:     -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....