Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тюрина Елена Алексеевна

Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Орг. момент

«Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать»

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня вы мои ученики. Зовут меня Е.А.

Я проведу у вас урок окружающего мира.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе- гений,

Но без труда и он не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведём урок!

-Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего занятия?

(Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас).

Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, радости, успеха и удачи.

- Присаживайтесь.

- Сегодня, у меня для вас на доске спрятан секрет. Вы хотите его узнать? Хорошо, если вы будете очень внимательными и старательными, я буду на каждом этапе урока открывать одно слово. Согласны?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные:

Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.

II.

Актуализация знаний

(Слайд 1)

- Прежде, чем начать наше путешествие в прошлое, я предлагаю вам проверить уже имеющиеся знания. У вас на столах у каждого лежат тесты, в них 5 вопросов. На каждый вопрос есть только один правильный ответ. На выполнение теста у вас 2 минуты. Начинаем работать.

- А теперь проверим, как вы усвоили прошлую тему.

Обменяйтесь тестами с соседом по парте.

Критерии отметки:

5– «5» 4 – «4» 3 – «3»

Работают индивидуально

Познавательные:

Умение правильно отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.

III.

Постановка темы.

Целеполагание

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 4+)

- А чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

- Так о чём мы будем говорить?

- А какой раздел вы сейчас изучаете?

- Так о каких книгах мы с вами будем говорить?

Правильно! А тема нашего урока будет звучать так: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». (на доске)

- Подумайте, а какая будет цель нашего урока?


Чтобы достичь цели урока, надо ответить на вопросы, которые вы определите восстановив предложения.

А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

О книгах

Страницы истории России

О русских книгах

А) Кто создал на Руси славянскую письменность?

Б) На чём и чем писали на Руси?

Личностные:

Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.

Регулятивные:

Целеполагание.

IV.

Открытие новых знаний

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

(Слайд 9)

(Слайд 10)

(Слайд 11)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

(Слайд 14)

(Слайд 15)

(Слайд 16)

(Слайд 17)

(Слайд 18)

1. Кто создал на Руси славянскую письменность? (поиск ответа на вопрос)

- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно? Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.

Впрочем, давайте начнем по порядку.

Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст, который лежит у вас на столах. (Приложение 1)

-Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

-Кто создал первую славянскую азбуку?

-Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? 

- Какое великое дело они творили. Им были посвящены множество стихотворений, песен, фильмов и даже гимн, который написал знаменитый композитор П.И.Чайковский.

- Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица.

- Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
Рассмотрите иллюстрацию.

Первые две буквы этой азбуки назывались…
 -  
Аз 

 -  Буки 

Давайте попробуем составить слово «баба», используя старославянские буквы. (в парах)

(Проверка по образцу)

-Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?

Эта азбука называлась глаголица.

Известно, что слово глагол
переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей.  Она была создана Кириллом в 863 году.

Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

 В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности
и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт
памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена
Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

 

- Сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент с дополнительной информацией.

- На какой 1 вопрос мы должны были найти ответ?

- Узнали?

Открывается (С книгой)

Физкультминутка!!!!

2. На чём и чем писали в Древней Руси?

- Рассказ:

В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? Летопись-описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

В конце 11 в. - начале 12 в. в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись– «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково      начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как    образовалось Русское государство».

- А сейчас мы поработаем в группах с терминами по нашей теме.

Вы внимательно прочитайте информацию на листочке и расскажите что вам стало известно нового.

 - Чем писали летописи?

- На чём писали летописи?

-На чём ещё писали русичи?

- Действительно, раскопки показали, что купцы, воины, ремесленники и прочие сословия, часто использовали бересты для личной переписки. Они прекрасно показывают жизнь людей того времени, описывая ее в малейших деталях и проливая свет на, порой неизвестные, страницы в истории. Выводы сделанные учеными были поразительными, ведь благодаря таким текстам удалось восстановить уникальные недостающие моменты быта и культуры жителей Древней Руси.

- На какой 2 вопрос мы должны были найти ответ?.

- Узнали?

( открывается на доске слово знаться)

Прислать к славянам монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа

Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита

Старший брат Мефодий

Работа в парах

По названию первых букв

 Кто создал на Руси славянскую письменность.

Да

Летопись писали от руки, гусиным пером или писалами. Их изготавливали из кости, металла или другого твёрдого материала, тщательно выписывались буквы, заставки.
Специальный художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы,
орнамент. Труд был очень кропотливый и долгий.

Писались летописи и книги на пергаменте.

Пергамент — телячья кожа. Книги из пергамента были очень дорогими. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.

- Так же русичи использовали березу. Именно кору березы, иначе бересту.Буквы выдавливали или выцарапывали. Интересно то, что этот материал был не только для книг, но и для личных писем.

(На чём и чем писали славяне

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Работа по теме урока

(Слайд 19)

Работа с учебником. (стр. 56-57).

(Чтение статьи по цепочке)

Вопросы после текста:

1.Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2.Какие чернила использовали для письма?

3.Что такое киноварь?

Охра?

4. Какими были книги в Древней Руси?

- Итак, вспоминаем какая была цель нашего урока?

 - Достигли мы ее?

Открывается слово (Ума)

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Черные или коричневые

Краска оранже-красного цвета

Краска желтого цвета

(Описание книги учащимися)

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

V.

Закрепление

Слайд 20

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

(ФИШКИ)

  1. Кто создал славянскую письменность?
  2. Как называлась 1 азбука?
  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?
  4. Что такое летопись?

  1. Где и кем велись летописи?

  1. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

  1. На чем писали в Древней Руси?

  1. Что такое пергамент?

  1. Почему его ценили?

  1. Что такое береста?

 

  1. Чем писали?

  1. Каким способом написания на бересте пользовались?

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

  1. Что такое киноварь?

  1.  Охра?

  1. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?

  1.  (Описание книги учащимися)

Кирилл и Мефодий

Глаголица

Кириллица

Летопись - писание событий по годам

Монахами в монастырях

     Нестор

На бересте и пергаменте

Писчий материал из телячьей кожи

Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали

Кора березы

Перьями и писалами

Выдавливали и
выцарапывали буквы

Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики

Краска оранжево-красного цвета

Краска желтого цвета

В 1992 году

Познавательные:

умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание;

VI.

Итог урока. Рефлексия

Слайд 19,20

Урок подходит к концу.

Открывается слово (Набраться)

- Какой секрет нам открылся?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы про книги вы знаете?

- С книгой поведешься- ума наберешься?

-В доме ни одной книжки- плохи у хозяина детишки.

- Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

-Дом без книги- день без солнца.

- Что нового вы узнали ?

-Что вам понравилось на уроке?

- Кому было трудно и почему?

- Домашнее задание

 « Поезд»

Благодарность.

Читают хором

Личностные:

Умение делать итог, умение оценивать свою работу.

Познавательные:

Контроль и оценка процессов результата деятельности.