Конспект урока окружающего мира "Почему Луна бывает разной?" (1 класс УМК Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Белова Мария Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._pochemu_luna_byvaet_raznoy_14._03.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

Тема: Почему Луна бывает разной?

Цели деятельности учителя:

-формировать представления о Луне как спутнике Земли.

Планируемые результаты

Личностные:

- уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;

- уметь работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны;

-рассказать о способах изучения Луны учеными;

развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник 1 класс "Окружающий мир", рабочая тетрадь,  учебная презентация, видеоматериал.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг.момент

Мотивация

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Понимать мотивационную задачу урока и стремиться её выполнить.

К:  настраиваться  на урок

  1. Актуализация знаний

Словесный: учебная беседа

-Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:

-Что такое звезды? (огромные пылающие шары.)

-Что такое Солнце? (ближайшая  звезда)

-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?

-Назовите ближайшую звезду к Земле.

-Какие созвездия вы уже знаете?

-Почему днем на небе не видно звезд?

-Почему они становятся видны ночью?

-Какие названия звезд вы знаете? (стр 32)

Поддерживать учебный диалог

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

3. Постановка учебной задачи

Словесный: учебная беседа

Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо  и увидел еще что-то.

-Отгадайте загадки:

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепёшка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки. (луна)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.(месяц)

-Именно это и увидел Муравьишка Вопросик.

-Кто из вас видел Луну?

-Кто выйдет и нарисует Луну на доске?

-Почему она разная? (ответы детей)

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.(о Луне)

-Прочитайте тему урока на с.34 учебника.(Почему Луна бывает разной?)

-Прочитайте, какие  учебные задачи мы поставим перед собой.


Отгадывать загадки

Поддерживать учебный диалог

Рассуждать о Луне

Формулировать тему и цели 

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П : узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

4. Изучение нового материала

Словесный: слово учителя

Практический: работа в тетради

7 м

-Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? (это спутник Земли.)

-Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка схемы на с.34. (ответы детей)

-Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и  придумывали сказки, легенды, мифы.

-Послушайте одну такую сказку. (Сербская сказка)

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

-Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Это секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…

-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.

-Что же делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)

-А может ли Луна сама испускает свет? (нет, только отражает)

-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

-Выполните задание в рабочей тетради № 1с.22.

-Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна. (1)

-Обоснуйте свой ответ. Отметьте этот рисунок галочкой.


Знакомиться с темой урока.

Объяснять схему в учебнике.

Знакомиться со сказкой.

Поддерживать учебный диалог.

Узнавать больше о Луне.

Выполнять задание в рабочей тетради.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.


К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Р :принимать и сохранять задачу

Динамическая пауза

Работа по теме урока

Практический: творческая работа

Словесный: устное задание

-А сейчас встанем и немного отдохнем. (Видео- физминутка)

-Кто знает какую форму имеет Луна? (шара)

-Рассмотрите рисунок Луны на с.35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.

-Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (телескопом)

-Что мы видим на поверхности Луны? (круги, темные и светлые пятна)

-Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)

-Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.

-На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые- это Лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна- это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов- камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью- мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна- это естественный (природный) спутник Земли.

-А что по размерам больше : Земля или Луна? (земля)

 - Посмотрим небольшой ролик о Луне

  Творческая работа:

-Послушайте несколько советов улетающим на Луну.

1)если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А почему? Потому ,что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.

2) Будешь прогуливаться по Луне- смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.

3)Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.

4)Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей- там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Вернее, дожди там все-таки бывают, только метеоритные, каменные.

5) Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи  радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из- за того, что на Луне нет атмосферы.

6) Подумай, как ты будешь дышать. Ведь на Луне нет воздуха.

7)Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 С, а за длинную ночть охлаждается до – 170 С.

-Составьте рассказ о путешествии на Луну.

-Могут ли люди жить на Луне? ( нет, так как там нет воздуха)

Разминаться

Рассматривать рисунки в учебнике и рассуждать.

Проверять свои предположения по учебнику.

Поддерживать учебный диалог.

Выполнять модель Луны.

Запоминать информацию.

Поддерживать учебный диалог.

Составлять рассказ.

Выступать перед классом.

Л: ЗОЖ

Р:принимают и сохраняют задачу

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником

К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Р:принимают и сохраняют задачу.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

5. Итоги урока

Рефлексия

Словесный: учебная беседа

Подведем итог.

-На странице 35 ответьте на вопросы учебника.

-Что сегодня на уроке запомнилось?

-Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?

-Урок окончен. Спасибо всем за работу!

Подводить итоги.

Отвечать на вопросы

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Страна городов" 4 класс УМК "Школа России"

На уроке предлагается работать в группах.Три группы получают разные задания и должны представить один из городов Древней Руси по определённому плану.Новгород, Киев, Москва....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...

Конспект урока окружающий мира "Водные богатства" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о водных богатствах; Планируемые результаты Предметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и...