Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир "Иван третий" 4 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Кармишина Марина Владимировна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ivan_tretiy.docx33.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 6.03.2018г.

    Выполнила студентка 46гр.

    Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

    Кармишина М. В.

    Класс: 4

    Проверила: ИсламгуловаА.Д.

    Отметка: __________________

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Тема урока: «Иван третий»                                                                                                                                               

    Цель деятельности учителя: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III.

    Планируемые результаты:

    Личностные: осознание своего единства с окружающим миром; развитие устной речи; развитие умений формулировать свои мысли

    Предметные: знание особенности правления Ивана III; знание истории возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве;

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, компьютер, презентация, раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность  учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

     (Словесный : слово учителя)

    1 мин

    - Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. Мы начинаем наш урок                      

    -Приветствовать учителя;

    -Эмоциональный настрой на урок

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    II.  Актуализация знаний и мотивация

    (Практический:работа по карточкам)

    (Словесный : беседа)

    (Практический: блицопрос)

    3 мин

    Давайте вспомним, что мы с вами знаем.

    1. Индивидуальное задание на карточке

     Карточка 1

    Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

    Карточка 2

    Как проходила Куликовская битва?

    Карточка 3

    Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?

    Карточка 4

    В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

    2. Блицопрос

    •   Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

    •   Кто бросил открытый вызов Орде? (Князь Дмитрий Иванович.)

    •   В чем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань.)

    •   Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть.)

    •   Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 г.)

    •   С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (Собирать войско для отпора.)

    •   Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий.)

    •   На какой реке встретились войска? (На реке Дон.)

    •   Когда произошло сражение? (8сентября 1380г.)

    •   Как называлось поле? (Куликово.)

    •   С чего началась битва? (С поединка богатырей.)

    •   Чем закончилось сражение? (Победой русских войск.)

    •   Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской.)

    -Слушать учителя;

    -Выполнять задание по карточкам

    -Отвечать на вопросы

    -Отвечать на вопросы

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    III. Постановка учебной задачи

     (Словесный : бесед)

    5 мин

    —  Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

    —  Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

    —  Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

    —  Тема урока: «Иван Третий». Какие вопросы у вас возникли?

    -Какие цели и задачи поставим на нашем уроке?

    -Отвечать на вопрос;

    -Постановка цели и задач урока

    К.- Формулировать собственное мнение и позицию

    К.- Учитывать разные мнения

    IV. Открытие нового знания

    (Словесный: монолог учителя)

    (Практический: работа с текстом)

    (Практический: работа с учебником)

    17 мин

    Чтобы выполнить нашу задачу, нам нужно ответить на такие вопросы:

    1. Каким был Иван 3?

    2. Какие изменения произошли в Москве при Иване 3?

    3. Описать герб России при Иване 3?

    - Ваша задача, самостоятельно в учебнике и других источниках найти информацию, чтобы ответить на вопросы и представить ее нам в конце урока.

    - 1 вопрос - 1 ряд

    - 2 вопрос – 2 ряд

    - 3 вопрос – 3 ряд

    - На поиск информации у вас есть 15 мин.

    - Будете работать по такому плану:

    Подготовить краткое сообщение;

    Представить информацию в виде рисунка, аппликации;

    Выбрать способ презентации своего ответа.

    - Слушать учителя

    -Выполнять задания

    -Анализировать прочитанное

    -Слушать выступления

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

    П.- Определение основной и второстепенной информации

    К.- Аргументация своего мнения и позиции  

    Динамическая пауза

    2 мин

    На одной ноге постой- ка,

    Будто ты солдатик стойкий.

    Ну, смелее подними.

    Да гляди не упади!

    А сейчас постой на левой,

    Если ты солдатик смелый.

    А сейчас постой на правой,

    Если ты солдатик бравый.

    - Принимать участие в динамической паузе

    V. Включение в систему знаний

    (Словесный: беседа)

    (Словесный: беседа)

    3 мин

    1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (Еще сто лет.)

    2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

    3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

    4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

    5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)

    6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

    7. Когда это произошло? (В 1480г.)

    8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

    9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

    10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

    11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

    12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля? (С Москвой-рекой и с рекой Неглинкой.)

    13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

    14. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.)

    -Отвечать на вопросы

    -Отвечать на вопросы

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    VI.Итог урока

        Словесный (беседа)

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Словесный (объяснение)

    2 мин

    И так, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

    Какие цели ставили на урок?

    Удалось решить поставленные цели?

    Что нового узнали?

    Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

    Дополните фразы:

    -Сегодня я узнал…

    -Я научился…

    -Было трудно…

    -Было интересно узнать, что…

    - У меня получилось…

    Сообщение информации о домашнем задании.                                                  

    1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.

    2. Выполнить задания 1, 5 на с. 26, 28 рабочей тетради.

    -Подводить итог урока;

    -Оценивать себя и сложность изученной темы;

    -Слушать информацию о домашнем задании

    К.- Формулировать собственное мнение и позицию                                                               Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить                

    Р.- Осуществляют итоговый контроль,

    Оценка

    Текст для работы в группах.

    Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

    Важным событием во времена правления Ивана III было присоединение Новгорода к созданному Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание русских земель. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

    Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

    Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

    Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Князь Иван убедился, что монголы через Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

    Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

    Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

    Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".

    Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....

    План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России"

    План - конспект + презентация урока по окружающему миру в 1 классе (I четверть) в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России". Тема: Что общего у разных растений?...

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

    Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"

    Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....

    Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

    Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

    Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...