Главные вкладки

    Конспект урока окружающий мир "Куликовская битва" 4 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Кармишина Марина Владимировна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kulikovskaya_bitva.docx43.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 28.02.2018г.

    Выполнила студентка 46гр.

    Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

    Кармишина М. В.

    Класс: 4

    Проверила: ИсламгуловаА.Д.

    Отметка: __________________

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    Тема урока: «Куликовская битва»                               

     Цель деятельности учителя: познакомить с  ходом и значением  Куликовской битвы; качества  великого князя Дмитрия Донского

    Планируемые результаты:

    Личностные:  умение  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают; развитие нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать

          Предметные: знание хода и значения  Куликовской битвы; знакомство с личностью князя Дмитрия Донского.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл., А.А.Плешаков, компьютер, презентация, раздаточный материал.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность  учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

     (Словесный : слово учителя)

    1 мин

    - Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть!

    -Приветствовать учителя;

    -Эмоциональный настрой на урок

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    II.  Актуализация знаний и мотивация

    (Словесный : беседа)

    (Практический: работа по карточкам)

    (Практический: тест)

    (Практический: тест)

    3 мин

    Давайте вспомним, что мы с вами знаем.

    Итак, на прошлом уроке мы с вами изучали какую тему?

    Кто подготовил сообщение?

    1. Блицопрос

    • Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

    • Как возникали монастыри?

    •Как назывался монастырь около города Радонежа?

    • Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

    2.Индивидуальное задание на карточке

    Карточка 1

    Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвание?

    Карточка 2

    Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?

    3. Тест

    1. Какое прозвание дал народ князю Ивану Даниловичу?

     а) Невский        б) Долгорукий           в) Калита

    2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

    а) Киев                      б) Москва                  в) Ростов

    3. Что такое калита?

    а) большая калитка

    б) кошель с деньгами

    в) головной убор

    4.Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

    а) не изменялись

    б) стала больше, чем была

    в) стала меньше, чем была

    -Слушать учителя;

    -Слушать сообщения

    - Устные полные ответы на поставленные вопросы;

    -Работать по карточкам

    -Выполнять задания теста

    -Выполнять задания теста

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    III. Постановка учебной задачи

     (Словесный : бесед)

    2 мин

    —  Попробуйте из данных слогов сложить название битвы, и вы прочтете тему урока.

    ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская.)

    —  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о битве.)

    —  Что мы будем делать для достижения этой цели?

    —  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

    -Отвечать на вопрос;

    -Постановка цели и задач урока

    К.- Формулировать собственное мнение и позицию

    К.- Учитывать разные мнения

    IV. Открытие нового знания

    (Словесный: монолог учителя)

    (Практический: работа с текстом)

    (Практический: словарная работа)

    15 мин

    На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

    (Далее смотри материал для учителя)

    Поделитесь на 2 группам.

    Каждой группе я раздаю текст и таблицу.

    Задание:

    - прочитать группе внимательно текст.

    - заполнить таблицу (только свою часть).

    - разделить слова каждому представителю группы.

    - подготовить выступление.

    1 текст.

    Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить Орде дань. Князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля Белокаменные стены.

       В Орде в тот момент многочисленные соперники вели борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Именно он решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

        Летом 1380 года стало известно, что на Русь с войском идет Мамай. Дмитрий Иванович приказал силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия. Повсюду люди молились о даровании победы русскому оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь.

      По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя  Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

    2 текст.

    В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовском поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

    Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

    Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – ордынский воин Челубей и русский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча.

    Страшны были удары копий и мечей. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

       Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

      Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

      Весть о победе разнеслась по всей Руси.Ликовали русские люди, но и печалились. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

      Однако Орда была все еще не сломлена.

    В ходе каждого выступления вы заполняете таблицу.

    Имена

    Даты

    События

    Непонятные слова

    Как вы оцените выступления групп?

    Итак, что вы узнали нового?

    Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали.

    На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

    1. Пересвет
    2. Челубей
    3. Донской
    4. Ратник
    5. Мамай

    - Слушать учителя

     

    -Работать в группах

    -Анализировать прочитанное

    -Отвечать на вопросы

    -Объяснять новые слова

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

    П.- Определение основной и второстепенной информации

    К.- Аргументация своего мнения и позиции  

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    П.- Определение основной и второстепенной информации

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    П.- Определение основной и второстепенной информации

    V. Первичное закрепление во внешней речи

     (Словесный: беседа)

    3 мин

    А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

    Как стали называть князя Дмитрия после победы?  Почему?

    Что случилось с ратником Пересветом?

    Как удалось победить Куликовскую битву русскому войску?

    -Отвечать на вопросы

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                            К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

    Динамическая пауза

    2 мин

    Я мороза не боюсь

    С ним я крепко подружусь

    Подойдет ко мне

    Тронет руку тронет нос

    Значит надо не зевать,

    Прыгать бегать и играть.

    - Принимать участие в динамической паузе

    VII. Включение в систему знаний

    (Практический: викторина)

    5 мин

    Викторина

    1. Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович перестал платить дань.)

    2. Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борьба за власть.)

    3. Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)

    4. Когда это стало известно? (Детом 1380г.)

    5. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу.)

    6. Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)

    7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)

    8. Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)

    9. Когда состоялась битва? (8сентября 1380г.)

    10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)

    11. Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)

    12. Как проходила битва?

    13. Чем закончилась битва?

    14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)

    -Отвечать на вопросы

    Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

    Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

    VIII.Итог урока

        Словесный (беседа)

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Словесный (объяснение)

    2 мин

    И так, ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

    Какие цели ставили на урок?

    Удалось решить поставленные цели?

    Что нового узнали?

     Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

    Итог:  Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

    Дополните фразы:

    -Сегодня я узнал…

    -Я научился…

    -Было трудно…

    -Было интересно узнать, что…

    - У меня получилось…

    Сообщение информации о домашнем задании.                                                  

    1. Прочитать текст на с. 70-74 учебника.

    2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради.

    -Подводить итог урока;

    -Оценивать себя и сложность изученной темы;

    -Слушать информацию о домашнем задании

    К.- Формулировать собственное мнение и позицию                                                               Р.- Выделение и осознание того, уже усвоено и что ещё нужно усвоить                

    Р.- Осуществляют итоговый контроль,

    Оценка

    Материал для учителя

    На прошлом уроке вы узнали, что при Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские набеги. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более ста лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

    Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

    В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчуг, употреблялись еще кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата с нашитыми на них маленькими железными или медными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий вооружался по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева - лук в особом чехле, налуче. Колчан и налуч делали из кожи или сафьяна и украшали шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий, употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

    На битву князя благословил Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ослябю.

    Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

    Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

    И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы сыпались дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда на освобождение от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского - так народ в память о победе на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали столкновения с Русью в больших сражениях. Таким образом, Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к ее диким завоевателям. Со времен Батыева нашествия Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко. Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей. А великие московские князья покрыли себя неуведаемой славой. На Москву устремились взоры со всех концов Русской земли: от Москвы народ стал ожидать защиты от всех своих сильных врагов. Спустя сто лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монгольского ига, а внук Ивана III Иван Грозный завоевал три татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

    Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

    Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".

    Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....

    План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России"

    План - конспект + презентация урока по окружающему миру в 1 классе (I четверть) в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России". Тема: Что общего у разных растений?...

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

    Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Школа России. "Как путешествует письмо"

    Конспект составлен в соответсвии с требованиями ФГОС....

    Конспект урока окружающего мира 4 класс система Л.В.Занкова "Заповедники России"

    Конспект урока "Заповедники России"Цели: 1) образовательная – формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека...

    Урок окружающего мира 3 класс "Школа России"(презентация, конспект урока)

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа России" "Разнообразие животных"...