Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichekaya_karta_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ЛАДА»

Г.О. ТОЛЬЯТТИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта

открытого урока окружающего мира.

Тема урока:

«Заповедники и национальные парки России».

Тип урока: изучение нового материала.

Дата проведения:

                                           21.12.2018г.

 Учитель начальных классов:

 Сурудина А.П.

Класс: 4 «А»

Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам».

Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока: сформулировать представление о мерах по защите растений и животных, занесенных в Красную книгу; познакомить с понятиями заповедник, национальный парк; развивать речь, умения выявлять причинно - следственные связи, делать выводы.

Планируемые результаты, УУД

Предметные:

  • Учащиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона, показать их расположение на карте;
  • Формулировать правила поведения в заповедниках и национальных парках.

Личностные: оценивать свое участие  в охране природы края. 
Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила,
  • проявлять положительное отношение и интерес к изучению природ,
  • проявлять познавательную активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

Регулятивные:

  • определять, формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;
  • планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
  • осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;
  • совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные:

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, видеоурок );
  • понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;
  • осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом; использовать словари и другую справочную литературу;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивают предметы, делают выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний;
  • выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;
  • представлять результаты учебной работы в разных формах.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения, следуют им;
  • вступать в диалог;
  • работать в группе;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;
  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

 

  • Технология смешанного обучения (модель «ротация станций»)
  • Технология проблемно - диалогического обучения
  • Технология продуктивного чтения
  • Кейс-технология
  • Технология оценки учебных успехов
  • Здоровьесберегающие технологии

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Электронные тренажёры, видеоуроки, тесты, учебник, карта природных зон России с обозначенными на ней заповедниками, атлас- определитель, энциклопедии.

Формы урока

фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Результаты:

формируемые УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы .
Будем слушать , рассуждать
И друг другу помогать.

(выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности)

Рифмованное начало урока

Личностные:
-сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Этап актуализация знаний учащихся

-Какой раздел начали изучать?

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?

Игра « Угадай природную зону»

  1. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой ( Арктика).
  2. Короткое лето, земля оттаивает на 1,5 м в глубину, вода не впитывается, поэтому там много болот, растения стелются по земле (Тундра).
  3. Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так кака они менее требовательные к теплу. Животный мир разнообразен.  (Тайга).
  4. Растительный мир образован из трав, кустарников, хвойных и лиственных деревьев, животный мир богат и разнообразен.(Смешанные леса).
  5. Отсутствует сплошной растительный покров. Жарким летом температура достигает до +70 С, короткая зима. Осадки выпадают редко. (Пустыня).
  6. Лето жаркое, зима холодная, растительность в виде сплошного травяного покрова, дожди выпадают в виде ливней. Не успевая впитаться, вода стекает в низины. ( Степь).

Фронтальный опрос

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

(Учитель включает аудиозапись песни « Беловежская пуща», даёт детям время на восприятие ощущений.)

- О каком крае эта песня?

- Как вы понимаете слова « заповедная даль»

- Что такое заповедник, как вы думаете?

- Для чего создаются заповедники?

- Как еще называется территории, на которых ограничена хозяйственная деятельность человека?

-Можете определить тему сегодняшнего урока?

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

Отвечают на вопросы, делают вывод

Формулируют тему урока, ставят вопросы, составляют план работы.

Побуждающий проблемно- поисковый диалог

Этап реализации построенного проекта,

поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций»

1 станция: станция работы с учителем:

Маршрутный лист №1

  1. Работа с учителем.
  2. Работа за компьютером.
  3. Работа в команде

2 станция: станция онлайн-обучения:

Маршрутный лист №2

  1. Работа в команде.
  2. Работа с учителем.
  3. Работа за компьютером.

3 станция: станция проектной работы:

Маршрутный лист №3

  1. Работа за компьютером.
  2. Работа в команде.
  3. Работа с учителем.


1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы

Беседа ( рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов)

Заповедники и национальные парки создаются с целью охраны редких и исчезающих видов животных и растений. Там запрещена охота, вырубка  лесов, ограничена хозяйственная деятельность человека. Благодаря существованию таких территорий зеленые страницы Красной книги пополняются видами, численность которых восстановлена.  Это благородный олень, медведь, зубр, соболь, сокол, белый пеликан и другие виды.

Для охраны природных экосистем создается государственная система особо охраняемых природных территорий. Закон об особо охраняемых территориях был принят Государственной думой 15 февраля 1995г. Они предназначены для баланса, сохранения экологического баланса, сохранения разнообразия природных ресурсов, для научных исследований, а также для решения различных хозяйственных задач.

- Прочитайте, какие виды охраняемых территорий существуют. ( Учитель вывешивает карточки)

Национальный парк.

Заповедник.

- Как вы думаете, чем отличаются эти охраняемые природные территории?

_ Прочитайте определения на карточках и подумайте, к какому виду охраняемых природных территорий они относятся. ( Учитель вывешивает карточки).

  1. Особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность и туризм в целях охраны животных и растений.

  1. Это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, просветительское значение как типичные и редкие ландшафты, среда обитания диких растений и животных, места туризма, экскурсий, просвещения населения.

-Как вы поняли, какие территории запрещено посещать?

- На каких охраняемых территориях вы можете гулять, отдыхать с родителями, одноклассниками?

2 станция: станция онлайн-обучения (работа детей 2 группы) Учитель организует просмотр видеоурока по теме « Охрана природы»

Примечание :Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой.

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/priroda-rossii/ohrana-prirody


3 станция: станция проектной работы (работа детей 3 группы) Учащиеся работают с кейсами.

Прочитать  историю, о том, как Смешарики предотвратили экологическую катастрофу. А дело было так. Смешарики Крош и Ежик собирали мусор на берегу маленького моря, который, впрочем, сами и разбросали. И вдруг на поверхности воды появилось большое черное маслянистое пятно. До экологической катастрофы оставались считанные часы… Смешарики бросились спасать свое море. Оказалось, что кто-то выкинул на дно большое количество старых бочек, наполненных химикалиями. Крош с Ежиком погрузились на дно маленького моря и вместе с Пином принялись поднимать бочки с морского дна.

Ответьте на вопросы:

1. Какую экологическую проблему пришлось решать смешарикам?

2. Из-за чего возникла эта проблема?

3. Как смешарики справились с ситуацией?

Выполните задание в группах:

- Как можно утилизировать отходы? Предложите несколько вариантов решения этой проблемы.

Представьте свою работу.



Учащиеся участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, делают умозаключения























Учащиеся смотрят видеоурок по теме на персональных компьютерах





Учащихся работают с разными источниками информации. Анализируют, делают выводы

Дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания

Просмотр видеоурока

Самостоятельная работа с кейсами

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

Ситуация учит школьников целостному восприятию природы, формирует ценностное отношение к ней, заставляет задуматься о своей сопричастности и ответственности к сохранению окружающей среды.

Закрепление изученного материала.

Ролевая игра « Учитель- ученик» (Один ученик называет заповедники и национальные парки, а другой показывает их на карте)

-

Учащиеся работают с картой, делают выводы.

Фронтальныйопрос

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
-структурирование знаний,
- построение речевого высказывания

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Проводится защита проекта каждой группы.

- С какими видами охраняемых природных территорий вы познакомились?

-Чем они отличаются?

Приведите примеры заповедников и национальных парков в разных природных зонах.

Какие растения и животные там охраняются?

Какой вклад вносят эти территории в природоохранную деятельность?( подготовить сообщение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «На севере Европы ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «На севере Европы » Тип урока: «Открытие» нового знания Цель урока: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться ...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «На юге Европы ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «На юге Европы» Тип урока: «открытие» новых знаний. Цель урока: Создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Юга Европы (Гре...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: «Про кошек и собак», УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: ознакомление обучающихся с некоторыми породами кошек и собак....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема урока: “Путешествие по Золотому кольцу”, УМК "Школа России", 3 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Задачи урока:Дидактические:Формировать представление...