Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Елена Николаевна Валяева

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.docx217.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Тундра».

Тема: «Тундра».

Класс: 4  

Учебник: А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: создать условия для формирования представлений у младших школьников о тундре, как новой природной зоне.

Задачи.

Обучающая: сформировать представления у младших школьников о тундре, как новой природной зоне: научить ориентироваться по карте природных зон, помочь запомнить названия растений и животных тундры, научить их различать, научить определять важные экологические проблемы тундры.

Развивающая: развивать произвольную память, произвольное внимание обучающихся, развивать операции мышления – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; развивать коммуникативные и регулятивные умения.

Воспитательная: развивать интерес к уроку, учебную мотивацию, воспитывать экологическую культуру обучающихся, самостоятельность и трудолюбие.

Планируемые результаты:

Предметные: сформируют представления о тундре, как новой природной зоне: научатся ориентироваться по карте природных зон, запомнят названия растений и животных тундры, научатся их различать; научатся определять важные экологические проблемы тундры.

Метапредметные

Познавательные. Продолжают развивать умение извлекать информацию из учебника, анализировать, сравнивать понятия и представления, учатся обобщать, делать выводы, классифицировать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: учится строить речевые высказывания, взаимодействовать в паре, группе, с учителем на уроке.

Регулятивные: продолжают развивать умение ставить учебную задачу, планировать, анализировать собственную деятельность, оценивать себя и одноклассников.

Личностные: учатся делать нравственный выбор и давать нравственную оценку экологической ситуации; воспитывают экологическую культуру; развивают учебную мотивацию и интерес к учебной деятельности.

Материалы к уроку: учебник А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня  мы проводим необычный урок - экспедицию. Весь класс будет работать по группам. Вы разделились на три команды.  

В каждой команде вы выбрали командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Члены экипажа должны работать дружно, помогать друг другу, и победа будет за вами.

Дети делятся на команды и выбирают командиров экипажей.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    - Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете с помощью кроссворда. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.

К

И

Т

Т

У

П

И

К

Т

Ю

Л

Е

Н

Ь

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

М

О

Р

Ж

Г

А

Г

А

Р

А

Вопросы.

  1. Морской  зверь, достигает в длину 15-18 м.
  2. Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.
  3. Ластоногое животное черного цвета,  детенышей которого зовут бельками.
  4. Что за белый с черным носом

Возле лунки за торосом

Ждет тюленя на обед,

А его все нет и нет?

  1. Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.
  2. Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.

        

Команды, заполнившие кроссворды, читают слово «тундра»

3. Выявление места и причины затруднения

- Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон. Свои наблюдения занесем  в таблицы в тетрадях. Помогать нам в  работе будет учебник, которые  вы сегодня принесли на урок.

Таблица.

Природная

зона

Климат и

характеристика    природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные

природной

зоны

Использование

и  влияние

человека

Обучающиеся зарисовывают таблицу в тетради.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1.Географическое положение.

Задание командам:

  1. По карте природных зон России найдите зону тундры. Как она расположена.
  2.  Определите воды, какого океана омывают ее с севера.
  3. По берегам, каких морей тянется территория тундры?

(  по 1 члену от каждой команды выходят к  доске и ведут показ по карте)

Приложение 1.

https://dogcatdog.ru/wp-content/uploads/9/9/8/9986ed5b107b9dc8f511cfaef3ceed08.jpg

2.Природные условия.

Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры.

Занесение  показаний   в таблицу.

  • Опишите зиму в тундре.

  • Опишите лето.

  • Почему тундру называют краем болот и озер?

  • Какие почвы в тундре?
  • Какие полезные ископаемые найдены  в тундре?

3. Изучение растительного мира тундры.

                                                             

- Назовите условия, благоприятные для роста и развития растений.  

  • Все ли необходимые условия есть в тундре? Чего в избытке, чего не      хватает?
  • Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре? Докажите.
  • Рассмотрите внимательно картину. Весной тундра красива. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы. По болотам весной цветут осока и пушица.
  • А каких привычных для нашей местности растений вы не видите?

  • Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не  могут расти в зоне тундры?
  • Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза.

- В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия - не жарко, влажно.  Один из лишайников – ягель - основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника.

   А вот это растение - морошка. Оно встречается в основном только в тундре.  Морошка - травянистое растение. Зрелые плоды  оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся  местными жителями, которые собирают их в тундре  в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

- Зона тундры расположена к югу от зоны арктических пустынь. Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. На  крайнем востоке спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря

- Северного Ледовитого океана.

- По берегам Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря, и Охотского моря.

- Зима в тундре долгая (7 – 8) месяцев и очень суровая (мороз до -50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

- Лето короткое, прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки.

- Оттаивает только поверхностный слой почвы. Талые воды не просачиваются, поэтому в тундре много болот.

- Малоплодородные.

- Газ, нефть, каменный уголь.

- Тепло, солнечный свет, воздух, вода.

- Не хватает тепла, солнечного света, а вот воды в избытке.

- Деревьев.

- Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни  растениям; и наконец, сильные ветры.

Физкультминутка

        

Мы дружно трудились, немного устали

Быстро все сразу за партами встали.

Руки поднимем, потом разведем

И очень глубоко всей грудью вздохнем.

5. Реализация построенного проекта

 4.Изучение животного мира тундры.

  • Итак, ответьте  какие основные виды животных обитают в тундре?

( использование иллюстрации в учебнике )

Записывают в таблицу  названия животных.

( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, зайцы, лемминги.

Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.

Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, песец, белая сова).

  • Как они приспособились к суровым условиям обитания?                                        
  • В каждой группе есть исследователи, которые более подробно изучили жизнь   некоторых животных. Сейчас они вам  о них расскажут.

Сообщения учащихся.

1 команда - о северном олене;

2 команда - о лемминге;

3 команда -  о тундровой куропатке.

( Показ иллюстраций из книг. Сообщения подготовлены заранее).

5. Занятие населения тундры.

Чтение и обсуждение  текста « Тундра и человек».

  • Чем занято население тундры?

  • Как человек влияет на природу тундры?

        

  • Почему её нужно охранять?
  • Какие  правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?

- Шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха; окраска тела.

- Основное занятие северного народа – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Бригады оленеводов со стадами все время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках. В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

- От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Во время добычи  нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. Большой вред животному миру тундры наносит незаконная охота – браконьерство.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7.Самостоятельная работа

Подошла к концу наша экспедиция и пришло время  обобщить полученные вами сведения.  

Дифференцированные   задания.

Перед вами наборы карточек разного цвета:

  • Красные -  сложные задания для сильных учащихся;
  • Зеленые - средней сложности;
  • Желтые - для слабоуспевающих.

Приложение 2.

                                                                                                                                                   

1. Какие растения встречаются в Тундре?___________________________________

2.Почему именно они могут расти в Тундре_________________________________

3. Как животные Тундры приспособились к суровым условиям обитания?______________________________________________________________

1. Запиши слова в таком порядке:

    а) травы

    б) кустарники

    в) лишайники

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перичисли животных тундры.________________

____________________________________________

Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

________________________________________

1.Назови растения тундры:____________________________________

 __________________________________________

2.Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка

Обучающиеся выбирают любую карточку и выполняют задание.

8.Рефлексия

  • Что понравилось, что запомнилось во время экспедиции?
  • Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии?
  • О чем бы хотелось узнать подробнее?

Производится  подсчет жетонов, выявляется команда - победитель.

Приложение 1.

https://dogcatdog.ru/wp-content/uploads/9/9/8/9986ed5b107b9dc8f511cfaef3ceed08.jpg

Приложение 2.

                                                                                                                                                   

1. Какие растения встречаются в Тундре?___________________________________

2.Почему именно они могут расти в Тундре_________________________________

3. Как животные Тундры приспособились к суровым условиям обитания?______________________________________________________________

1. Запиши слова в таком порядке:

    а) травы

    б) кустарники

    в) лишайники

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перичисли животных тундры.________________

____________________________________________

Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

_________________________________________________

1.Назови растения тундры:____________________________________

 ___________________________________________________________

2.Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой прир...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".

Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Водные богатства." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цели урока: формирование представления о разнообразии водоемов, частях реки; формирование умений показывать на схеме части реки.Задачи у...