Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Делова Ирина Анатольевна

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delova_urok.docx236.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Окружающий мир» 1 класс по программе «Школа России»

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель:Делова Ирина Анатольевна

 Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Цель урока: выяснить понятие «семья»; рассказать о своей семье, о близких людях и традициях семьи.

Задачи урока:

 обучающиеся должны

  1. Объяснить значение слова «семья»;
  2. Оценить значение семьи для человека;
  3. Научиться называть имена, отчества и фамилии членов своей семьи;
  4. Уметь рассказывать о своей семье, гордиться  близкими людьми.

Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков 1ч; мультимедийная презентация; проектор;  толковые словари; конверты с загадками; кластер «Ромашка» с лепестками – словами;  символы для самооценки (                                    ), выставка детских рисунков.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

-Послушайте песенку Мамонтенка из мультфильма

.(слайд 2 )

- Попробуем определить тему урока. Для этого разгадаем ребус который принёс ваш знакомый Муравьишка..

- Ребята, действительно сегодня на уроке мы поговорим о семье,разберёмся, что такое семья, определим по каким законам живёт семья.

-

- О чем говорилось в этой песенке? Почему именно эту песенку я выбрала для урока?

  7Я. (слайд3)

моя большая семья

Высказывают предположения:

(о маме и детях…)

-Тема урока: «Семья»

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Проблемный вопрос:

-Чтотакое семья?

(слайд  4 )

             

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Прочитайте на стр.56

-Пометьте карандашом первую учебную задачу урока.

Работа с толковым словарём.

-Как понимаете прочитанное?

(слайд 5 )

  Все  мы живём в одном  доме,  вместе  радуемся,

  вместе  грустим,  помогаем друг  другу.  

(Читают «Как живёт семья»? Узнаем, что такое семья. Научимся называть по именам, отчествам,фамилиям членов своей семьи, рассказывать о жизни семьи..)

Работа в группах.

  1. «Семья- группа живущих вместе близких людей».
  2. Семья- объединение людей, сплочённых общими интересами».

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

- Послушайте стихотворение:

«  Кто  загадку  отгадает,  тот своих  родных  узнает:

 Кто-то маму,  кто-то папу,

  Кто  сестрёнку, а  кто брата,  

  Даже  деда  и бабулю.

                                                                             Все  родные,  с  кем живёте,

 Даже  дядя  или  тётя,

 Непременно  вам  -  друзья.

 Вместе  вы   -   одна      СЕМЬЯ»  

Работа с учебником: стр.56

-Давайте еще раз проговорим задачи урока.   

 

Пометьте карандашом вторую задачу урока.

- А вы знаете И.О.Ф. своих близких?

-Давайте составим план действий, чтобы ответить на этот вопрос.

Предлагаю каждому из вас выбрать конверт с загадкой.

Работа  с  загадками.

Кто  нежнее  всех на  свете?

Кто  готовит  вам обеды?

И  кого  так любят  дети?

И  кого  прекрасней  нет?

Кто  читает  на  ночь  книжку?

И  ругает  нас  с  братишкой ?   (мама)

(слайд 6 )

Кто  любить  не  устаёт,  пироги  для  нас  печёт ,

Вкусны оладушки ?

Это  наша  …   (бабушка)

(слайд7)

Кто  не  в  шутку,  а  всерьёз нас  забить  научит  гвоздь?

Кто  научит  смелым  быть?

С  велика  упав,  не  ныть?

И  коленку  расцарапав,  не  реветь?

Конечно   ….  (папа)(сл.8)

Кто  всю  жизнь  работал,  окружал  заботой

Внуков,  правнуков, детей,  уважал  простых людей?

На  пенсии  уж  много  лет

Нестареющий  наш  ….  (дед)

(сл.9)

Я  у  мамы  не  один,

У  неё  ещё   есть сын.

Рядом   с  ним  я  маловат,

Для меня  он -  старший  ….(брат)

(сл.10)

Мама с  папой  говорят,

Что  теперь  я  -  старший брат.

Что  за куколка  в  коляске

Плачет?  Видимо  от  тряски?

В  ванной  ползунков  гора!

Брату кто  она …..  (сестра)

(сл.11)

(Дети отгадывают загадки о членах своей семьи и называют их Ф,И,О,)

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

-   Работа  с  учебником.

      -    Ребята,  рассмотрите  внимательно   рисунки  в  учебнике   (стр. 56 ).  

       -     Кого  вы  видите  на  первом  рисунке?

       -     Кого  вы  узнали  на  втором  рисунке?  

 -    Ребята,  расскажите,   что   делает  семья  Даши.    

 

   - Какое  настроение  царит   в  этой  семье?  

-   Что   происходит  в  семье   Пети?

Физкультминутка.

         1,   2,   3,   4

         (хлопки  в  ладоши)

         Кто  живёт  у  нас   в  квартире

          (повороты, поднимает  плечи).

          1,  2,  3,  4,  5

          (хлопки  в  ладоши)

          Всех  могу  пересчитать

          (загибание пальчиков)

          Папа,  мама,  брат,  сестрёнка,

          Кошка  Мурка,  два  котёнка,

          Мой  щегол,  сверчок  и я  -  

Это вся моя семья!

Работа с учебником: стр.56-57

(С проговариванием во внешней речи)

  (Дети  называют  членов  семьи  девочки. )

(Дети  называют  членов  семьи  мальчика.)

(Семья   Даши   приехала  на   

                дачу.    Дети  рассказывают  о  том,  что  делает  каждый  член  семьи.

  (  Папа,    мама  и   их  дети   увлечены  

              работой.  Брат   помогает  сестре.   В  семье очень  добрые  отношения,  взаимопомощь.  )

 (В  семье  мальчика  (имя)  -  день  

              рождения .  Вся  семья  собралась.  Бабушка  испекла  пирог.   В  семье – праздник.  

              Настроение – радостное,  праздничное. )

Познавательные: уметь добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Давайте повторим, то,

 о чём говорили на уроке. Прочтите  вывод, который сделала Мудрая Черепаха.

(сл.12)

Работа с учебником: стр.57

(С комментариями)

(Дети читают: «Семья- это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь  и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых».

(Дети приводят примеры из жизни своей семьи).

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

-Ребята.

А вы знаете, что ромашка у нас в России символ семьи, любви и верности. Этот праздник мы отмечаем 8  июля.

(слайд13 )

  Посмотрите, наша Ромашка  загрустила.

Она растеряла лепестки.

Чтобы Ромашка снова улыбнулась , соберите лепестки- слова, которые подходят к слову: «Семья». Но будьте внимательны, не все слова подходят к этой теме.

(слайд14 )

-Даваййте ещё раз повторим важные для любой семьи слова.                    

-Какие слова вы отложили? Почему?

-Что вызвало затруднение?

Самостоятельная работа в группе у доски.

«Кластер «Ромашка».

(Самопроверка по образцу на слайде).

Любовь, тепло, добро, смех, радость, терпение, уважение, помощь, ласка.(+)

  Обида, ложь, крик,  враг, горе, слёзы.(-)

(слайд14 )

(Дети выстраивают блок-схему, а затем сверяют свою работу по эталону на экране, самостоятельно исправляя ошибки).

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, пора подвести итоги нашей

деятельности.

Предлагаю игру «Закончи предложение».

- Вернёмся к учебнику.

-. Все ли учебные задачи мы сегодня решили?

 

-Как быть, ведь на уроке почти не осталось времени?!

Как вы оцените свою работу на уроке?

(Солнышко, тучка)

-Тема урока была…

-Семья- это..

- У Мамонтёнка такая грустная песенка потому, что…

-Мне понравилось…

-Мне было трудно…

Пометьте последнюю учебную задачу.

-Откройте учебник на стр.58. «Наши проекты»

(сл.15)

Домашнее задание:

Для создания проекта,

на внеурочное занятие «Мир на ладошке», принести фотографии из семейного альбома; побеседовать с родными , задать им интересующие вас вопросы осемье.

(Ответы детей)

(Нет,  мы не рассказывали о жизни своей семьи).

(Можно подготовить ответ дома).

( Дети поднимают символы самооценки:

солнышко, тучку или солнышко с тучкой вместе).

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: уметь осуществлять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс (УМК Школа России) «Дикие и домашние животные»

Дать представление о диких и домашних животных, отработать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 1 класс. УМК «Школа России» Тема: «Где живут белые медведи?»

Урок - лауреат городского конкурса для учителей начальных классов  (учредитель СПб АППО)...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Очень интересно, Ирина Анатольевна, СПАСИБО!