Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и возрастные особенности детей. Особое внимание уделятся логической связи между этапами урока. Урок сопровождается презентацией.

Целесообразность использования медиапрезентации на уроке:

  1. Повышение эффективности усвоения  материала за счет одновременного изложения  учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации и звукового сопровождения.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  4. Создание необходимого эмоционального фона.
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lit._chteniyu_skazy_bazhova.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема урока: Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными

особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и возрастные особенности детей. Особое внимание уделятся логической связи между этапами урока. Урок сопровождается презентацией.

Целесообразность использования медиапрезентации на уроке:

  1. Повышение эффективности усвоения  материала за счет одновременного изложения  учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
  2. Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации и звукового сопровождения.
  3. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  4. Создание необходимого эмоционального фона.
  5. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленных задач.

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

УМК:

«Школа России»

Тема урока:

Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

Время реализации урока:

45 минут

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Организация работы на уроке:

, индивидуальная.

Педагогические технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Тестовые технологии

Цель урока:

  • продолжить работу над изучением сказа П.П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков.

- Создать условия:

 а) для формирования умения формулировать обобщенные выводы по прочитанному произведению;      

б) для реализации планируемых результатов:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”;совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие «сказа» как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; определить ценные качества личности.

Планируемые достижения:

Уметь:

анализировать художественные произведения;

- уметь выразительно читать, работать с текстом;

- уметь характеризовать героев и их поступки;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

- анализировать, обобщать, самостоятельно создавать способы решения поставленных задач;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные  высказывания

- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: Умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

способствовать развитию

•        интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста);

Навыков чтения по ролям, умению характеризовать поступки героев; развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение.

•        коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);

•        организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопонимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование урока:

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, 1 часть, презентации на тему: «Творчество П.П. Бажова», Сказ «Серебряное копытце», картинки с изображением главных героев: Коковани, Даренки, портрет П.П. Бажова,  аудиозаписи и иллюстрации для инсценировки сказки, конверты с заданиями, таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; камни-хризолиты для самооценки, у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.

План и временная реализация урока:

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

1. Организационный момент

3 мин

2. Актуализация опорных знаний

5 мин

3. Постановка цели и задач урока

4 мин

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

10 мин

5. Физ. минутка

2 мин

6. Обобщение и систематизация знаний

5 мин

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

10 мин

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

6 мин

Список использованной литературы:

-Литературное чтение, Л.Ф. Климанова: Учебник: 4 класс: - Интернет ресурс - https://my.1september.ru

- Интернет ресурс - zavuch.info

Приложение:

В приложении представлена презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент(3 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

                             Добрый день.

Начинается урок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

-, Какое сейчас настроение?

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется до конца урока.

- Улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками

2. Актуализация опорных знаний

(5 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

организовать актуализацию умений  работать с текстом

Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

Сказы Бажова живут на свете,

Сказы Бажова любят дети.

Они помогают нам понять,

Как в этой жизни умелым стать.

Мастером быть Золотые руки,

Чашу из камня творить без скуки,

Работой сердца людей покорить,

Хозяйки горы похвалу заслужить.

Чудный мир уральских сказов вам откроется не сразу,

Нужно терпеливым быть и страну свою любить.

- Назовите тему урока.

Рассказывают дети, звучит фоновая музыка

Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

урок обобщения и систематизации знаний

На доске

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка цели и задач урока

(4 мин)

Цель:        

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

  • - Какова же цель нашего сегодняшнего урока?продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки.

Сегодня мы обобщим основные мысли автора произведения, выясним, чему учит это произведение.

 На столе есть оценочные листы.

- Попробуем заполнить таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал и научился

- Что  уже знаете на тему –Сказ «Серебряное копытце?»

- Что бы  хотели узнать?

- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие  вопросы.

Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану:

1. Биография П.П. Бажова.

2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа.

3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказа.

4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования.

6. Выводы по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, т.е. работа по тексту сказки.

На доске

План на доске

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

(10 мин)

Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий.

Работа с портретом писателя.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

К какому жанру относится «Серебряное копытце?»

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.

Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Вывод учителя: Да в сказах Бажова встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка.
- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.
Итак, работаем по 
плану:

  1. Биография П.П. Бажова.

(презентация)

Дети анализируют

Регулятивные УУД:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме,

Коммуникативные:

 работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;

Личностные:

 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

5. Физ. минутка.

(2 мин)

Цель:

переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы;

Музыкальная презентация

Учащиеся под музыку выполняют движения, чтобы снять усталость.

6. Обобщение и систематизация знаний

(5 мин)

Цель:

-  организовать закрепление знаний;

2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа.

- Напомните мне, как звали главных героев сказки? (Дед Кокованя и девочка  Даренка).

  Давайте теперь вспомним, как познакомились дедушка Кокованя и Даренка.

-Почему дед назвал сиротку                             «Подаренкой»? На какое слово похоже слово подаренка? (Подарок, дар).

-Какой же подарок хотел получить одинокий старик? (Внучку).

 -Конечно, ведь он давно уже жил одиноко, а внучка ему и помощницей будет и утешением.

  -Вот, ребята! Сиротку зовут Даренка (Дарья, Даша). Даренка - ДАР. Как будто послана она деду была, как подарок.

-А как вы думаете, почему Даренка пошла жить к Коковане? (Он добрый, и чудесного козлика посмотреть хочет).

После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

-Вспомните, а чем занимается старик? (Он охотник.)

  -А не застрелит он чудесного козлика? (Нет, он посмотрит на него и опустит).

-Да,  он чудо увидеть хочет.

-Ребята, а разве взрослые люди верят в чудеса? (Все верят в чудеса и все их ждут).

-Но не всем чудеса являются, сердце человека должно суметь почувствовать чудо.

-А какое сердце может почувствовать чудо? (Доброе, чуткое, внимательное).

Доброе и чудесное умеет заметить тот, кто сам творит добро. Доброе отзывается на добро, а сделаешь зло или обманешь кого, думаешь, что никто не заметил, а зло к тебе вернется.

-А как вы думаете, Даренка умела творить добро, делала добрые дела? (Она заботилась о Коковане и о своей кошке Муренке).

К какому фрагменту текста относится иллюстрация?  Что на ней изображено?

Найдите отрывок и прочитайте его выразительно.

Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.


3. Работа над портретной характеристикойглавных героев сказа
- Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах.
Заполняем таблицы ручкой по следующему плану

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

 

2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

 

3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

 

4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Работа с пословицами

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа?

  • Богатство не синоним счастья.
  • Желаешь себе добра – делай добро другим.
  • Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.
  • Каких только чудес не бывает на свете.
  • В благополучии человек сам себя забывает.
  • Чёрствое сердце не знает благодарности.
  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
  • Богатство – не синоним счастья.
  • Желаешь себе добра – делай добро другим

План к сказу

1. Кокованя взял Дарёнку.

2. Стали жить вместе и  весело.

3.Дарёнка просится в Полдневскую сторону.

4. Долгожданная встреча.

- Что в сказе было реально, а   что вымысел?

   -Какой нравственный урок преподнёс  П.П.Бажов  в  сказе?

Бескорыстие- редкое качество  человеческого характера.

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает

Дети обсуждают в паре ответы,   записывают

Показ детям картинки, дети находят в тексте

Дети обсуждают в паре ответы,   записывают

Учащиеся в группах составляют характеристику Коковани и Даренки

Дети обсуждают в паре ответы,   записывают

План к сказу

Познавательные:

 выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

Коммуникативные:

 работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;

Личностные:

 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.

Тест

1) Сколько лет было Дарёнке?

а) 8, б) 6, в) 7.

2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка?

а) серая, б) белая, в) бурая.

3) Из скольких веточек были рога у козлика?

а) из 5, б) из 2, в) из 6.

4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце?

а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней.

5) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

а) 5, б) 3, в) 2.

6) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном

ложке?

а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые.

Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу.

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

– Зачем Павел Бажов написал этот сказ?

- Чему учит этот сказ?

- Главная мысль этого произведения?

- Понравился ли  сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажова?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

- Расскажи по схеме, чему научились на уроке?

знаюhttps://docs.google.com/drawings/d/sSKJLNseRfUK1BBnWcwFG4Q/image?parent=e/2PACX-1vTHczFC2hq8-rWhIpJPRIS7-ejhuAQNzHWHKKDMCkFxFeNYOoQD75lL0pvk89Hlqg&rev=1&drawingRevisionAccessToken=rn2nslKIkXh1bg&h=21&w=63&ac=1

               Я               хотел узнатьhttps://docs.google.com/drawings/d/sk2vX-sYz8VvMpgldO3Ia3w/image?parent=e/2PACX-1vTHczFC2hq8-rWhIpJPRIS7-ejhuAQNzHWHKKDMCkFxFeNYOoQD75lL0pvk89Hlqg&rev=1&drawingRevisionAccessToken=7aB5EIQ4FLYrSw&h=2&w=62&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sLO87egxdY6YA7aMvrnU1Hw/image?parent=e/2PACX-1vTHczFC2hq8-rWhIpJPRIS7-ejhuAQNzHWHKKDMCkFxFeNYOoQD75lL0pvk89Hlqg&rev=1&drawingRevisionAccessToken=qvfy7TLKPxjdvQ&h=23&w=63&ac=1

                   Узнал и научился

- на парте есть

Драгоценные камни с Урала.   Выбери  камешек в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, берете желтый и прикрепляете по выше. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то берете, зеленый и прикрепляете чуть ниже. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то для вас красный камень и прикрепляете его в самом низу картинки.

Домашнее задание (по выбору)

Выбери и запиши д/з

На «5» составьте кроссворд по сказу;

На «4»пересказать  сказ «Серебряное копытце»

На «3»нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

 - Ребята, какое настроение у вас в конце урока?

На этом прерываем  о девочке рассказ,

Примером поучительным пусть станет он для вас.

По жизни, что бы счастье вы могли поймать,

Сердечной добротой нужно обладать.

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Организация фиксирования нового знания

Объяснение домашнего задания

Выставление оц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова  «Серебряное копытце».Учебные задачи:  Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...

Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Урок  - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...

Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)...

открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "

открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "...