Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Богачёва Любовь Олеговна

Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и музыки.

Тип урока: урок литературного чтения.
Цель: знакомство учащихся с биографией  А.С. Пушкина.  Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», развитие умения выразительно читать произведение.
Задачи: 

  1. Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
  2. Учиться выразительно читать.
  3. Установить взаимосвязь музыки, поэзии, живописи (различных видов искусств) через произведения искусства.
  4. Воспитывать любовь к  природе, родному краю.


Ход урока

  1. Организационный момент. 

                     Литературное чтение – прекрасный урок,

                 Много полезного в каждой из строк,

                 Стих это будет, сказка, рассказ –

                 Вы учите их, а они учат вас!

Учитель чтения: Но сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его вместе с учителем музыки. Я желаю, чтобы  он  принес  вам радость общения и вы поднялись  на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Учитель чтения: А эпиграфом к нашему уроку будут слова.

«Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный»

Учитель чтения: Как вы понимаете это высказывание?

(Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ)

Учитель чтения: Давайте вспомним, а кто ёще помогает нам создать тот или иной образ? (Художники)

Учитель чтения: Что нужно художнику, чтобы создать образ? (Краски). А композитору? (Звуки). Поэту? (Слова)

Звучит. П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Дни поздней осени бранят обыкновенно, 
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно …
И с каждой осенью я расцветаю вновь …
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…

Учитель чтения: Ребята, о чем это стихотворение?

(о поздней осени)

Учитель чтения: Как вы думаете, кто этот поэт, который так любил осень? (на экране репродукция картины «Осенние дожди» В.Е.Попкова).

Учитель чтения: Да,  вы правы, это стихотворение написал любимый нами с детства поэт А.С.Пушкин. А на экране репродукция картины  известного русского художника «Осенние дожди» Виктора Ефимовича Попкова, который также как и Пушкин любил осень и родную русскую природу.

Учитель чтения: Ребята, посмотрите внимательно на картину, знакомо ли вам место, где художник изобразил великого поэта?

(Да, это с. Михайловское.  Пушкин любил проводить там время)

Учитель чтения: На этой картине художнику  удалось воспроизвести поэтичность осенней природы и  показать, за что так любил это время года Пушкин.

(фоном звучит музыка)

Учитель музыки: А какие чувства возникли у вас при прослушивании музыки? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием  засыпающей природы) 

Учитель музыки: Помогала ли она вам воспринимать стихотворение?

Какое вы бы дали ей название?

Учитель музыки: Эта музыкальная пьеса  называется «Осенняя песня. Октябрь»  из цикла «Времена года».

Учитель музыки: Вспомните из уроков музыки, кто из композиторов написал это произведение? (Петр Ильич Чайковский). В чьем исполнении звучала пьеса? (В исполнении фортепиано)

Учитель музыки: Удалось ли композитору передать настроение уходящей осени?(Ответы детей)

Учитель музыки: «Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» Чайковского. Медленно падающие звуки мелодии напоминают о кружащихся осенних листьях. Она передает очаровательную грусть и нежность от созерцания увядающей природы.  

Учитель чтения: Ребята, а что связывает все эти произведения? (Осень). В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Попробуйте определить тему нашего урока.

Тема: «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»

Учитель чтения: Какие задачи  поставим перед собой на уроке?

Продолжить ………………………..знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

Учиться……………………………….выразительно читать.

Установить …………………….взаимосвязь музыки, поэзии, живописи (различных видов искусств) через произведения искусства.

  1. Биография А.С.Пушкина. Защита проекта.

Учитель чтения: Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин.

  1. Работа в группах.

Учитель чтения: Сейчас мы с вами будем работать в группах и у каждой группы будет своё интересное задание.

1-я группа. Первая группа читает текст о  биографии Пушкина. И отвечают на вопросы по тексту.

2-я группа. Вторая группа читает текст из учебника и выбирает интересные факты из жизни Пушкина. (Что интересного узнали?)

3-я группа. Третья группа будет собирать коллаж из фотографий с видами Пушкинских мест в Михайловском, Тригорском. К фотографиям прилагается краткий текст-описание об этом месте. Вам необходимо приклеить фото в нужные рамки и рассказать о каждом фото. Провести мини - Экскурсию по Пушкинским местам.

Учитель чтения: Мы с вами отлично поработали, а теперь немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (О.М) «Осень раскрасавица» с движениями.

  1. Работа над стихотворением.

1 этап: Первичное восприятие стихотворения. 

Учитель чтения: Ребята, сейчас я предлагаю вам послушайть одно из моих любимых стихотворений А.С. Пушкина.  Это отрывок из его романа «Евгений Онегин». «Уж небо осенью дышало...» С этим романом полностью вы познакомитесь, когда будете учиться в старших классах.) и попробуйте представить образы и картины  передаёт автор.

Читает учитель наизусть

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван,

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

2 этап: Проверка качества первичного восприятия

Учитель чтения: Понравилось ли вам это стихотворение?

Учитель чтения: Какое чувство, настроение возникло у вас?

Учитель чтения: Какие картины осени представили при слушании?

Дыхательная гимнастика на звуки С, Ш, О, У (пропевание, на вдохе и выдохе)

Осень в гости к нам пришла

Учитель чтения: Представьте, что вы в осеннем лесу.

Учитель чтения: Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат осеннего леса…….старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Дышим глубже. На вдохе поднимает руки вверх, Выдыхаем ртом, руки опускаем.

Учитель чтения: Молодцы! Откройте глаза.

3 этап: Вторичное восприятие стихотворения

Открываем учебники

4 этап: Анализ произведения

Учитель чтения: О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждаюшие ваше мнение.

Учитель чтения: Для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны, перечитайте ещё раз стихотворение и найдите такие слова.

Учитель чтения: Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?» (зелёный убор деревьев опадает, лес сбрасывает листву)

Учитель чтения Что значит слово «караван»? (движущаяся вереница - друг за другом).

Учитель чтения: А сейчас я  предлагаю вам найти в стихотворение одно из художественных средств -  Олицетворение. Кто вспомнит этот термин?

Работа с репродукцией картины  к стихотворению.

Учитель музыки: Посмотрите на репродукцию картины. Она подходит ко всему стихотворению или к какой-то его части?

Учитель музыки: Какие краски использовал художник?

Учитель музыки: Какое настроение у вас вызывает эта картина? Настроение картины и стихотворения похожи?

5 этап: Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Учитель чтения: Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. (Скучная пора)

Учитель чтения: Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

Учитель чтения: Обратите внимание на то, что всё это стихотворение представляет собой одно большое предложение.

Учитель чтения: Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение? быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)

Учитель чтения: Прежде, чем мы с вами начнём выразительно читать, я предлагаю вам прослушать ещё раз стихотворение, но уже в исполнении актёра, а вы следите за текстом стихотворения.

Слушают

Учитель чтения: А теперь, прочитайте самостоятельно стихотворение, но шёпотом.

Учитель чтения: А сейчас несколько учеников прочитают громко и выразительно.

Учитель чтения: А.С. Пушкин очень много стихотворений посвятил осени, давайте послушаем одно из них.

СТИХОТВОРЕНИЕ «Октябрь уж наступил» (читает в ученик. Заготовка)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

 Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

 В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Учитель-музыки: Ребята, вам понравилось стихотворение? Вспомните тему нашего урока и скажите как мы ещё можем исполнить это стихотворение, используя какое искусство? (спеть) Стихи Пушкина вдохновляли многих композиторов на написание великолепных романсов, вот один из них «Осень».

Слушаем

Учитель чтения: Давайте обратимся к эпиграфу урока. Почему союз музыки и поэзии неразделим.

(Поэты и композиторы разными средствами могут нарисовать одну и ту же картину природы. Только поэт это делает словом, а композитор музыкой.)

Учитель чтения: Если сегодняшний урок вас вдохновил, то в качестве домашнего задания я предлагаю вам дома попробовать самим написать сочинение, стихотворение, а может кто-то захочет нарисовать рисунок. А то, что у вас получится, мы с удовольствием послушаем на следующем уроке.

ИТОГ урока

Учитель чтения: И в завершении, я предлагаю вам составить в группах синквейн по теме нашего урока.

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель чтения: Правила синквейна вы видите на экране. У каждой группы на столах лежат листочки с началом синквейна, первое слово – существительное у вас есть, предлагаю вам придумать продолжение.

  1. Существительное (объект, предмет)
  2. 2 прилагательных (характеризующих существительное)
  3. 3 глагола
  4. Предложение из 4 слов (мысли автора синквейна)
  5. Синоним к существительному

Учитель чтения: Зачитаем ваши синквейны с выражением, с душой.

Учитель чтения: Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять, их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Спасибо за работу!

Звучит музыка Вивальди «Времена года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

"Осень- славная пора!" ( интегрированный урок: литературное чтение, технология, ИЗО, музыка)

Урок интегрированный. Обощает знания учащихся  учащихся по теме: " Осень". Содержит много развивающего и познавательного материала. Способствует эстетическому развитию учащихся, направлен на восп...

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"

На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...