Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и музыки.
Тип урока: урок литературного чтения.
Цель: знакомство учащихся с биографией А.С. Пушкина. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», развитие умения выразительно читать произведение.
Задачи:
- Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
- Учиться выразительно читать.
- Установить взаимосвязь музыки, поэзии, живописи (различных видов искусств) через произведения искусства.
- Воспитывать любовь к природе, родному краю.
Ход урока
- Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, а они учат вас!
Учитель чтения: Но сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его вместе с учителем музыки. Я желаю, чтобы он принес вам радость общения и вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Учитель чтения: А эпиграфом к нашему уроку будут слова.
«Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный»
Учитель чтения: Как вы понимаете это высказывание?
(Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ)
Учитель чтения: Давайте вспомним, а кто ёще помогает нам создать тот или иной образ? (Художники)
Учитель чтения: Что нужно художнику, чтобы создать образ? (Краски). А композитору? (Звуки). Поэту? (Слова)
Звучит. П.И.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»
Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно …
И с каждой осенью я расцветаю вновь …
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Учитель чтения: Ребята, о чем это стихотворение?
(о поздней осени)
Учитель чтения: Как вы думаете, кто этот поэт, который так любил осень? (на экране репродукция картины «Осенние дожди» В.Е.Попкова).
Учитель чтения: Да, вы правы, это стихотворение написал любимый нами с детства поэт А.С.Пушкин. А на экране репродукция картины известного русского художника «Осенние дожди» Виктора Ефимовича Попкова, который также как и Пушкин любил осень и родную русскую природу.
Учитель чтения: Ребята, посмотрите внимательно на картину, знакомо ли вам место, где художник изобразил великого поэта?
(Да, это с. Михайловское. Пушкин любил проводить там время)
Учитель чтения: На этой картине художнику удалось воспроизвести поэтичность осенней природы и показать, за что так любил это время года Пушкин.
(фоном звучит музыка)
Учитель музыки: А какие чувства возникли у вас при прослушивании музыки? (спокойствие, равновесие, наслаждение красотой, великолепием засыпающей природы)
Учитель музыки: Помогала ли она вам воспринимать стихотворение?
Какое вы бы дали ей название?
Учитель музыки: Эта музыкальная пьеса называется «Осенняя песня. Октябрь» из цикла «Времена года».
Учитель музыки: Вспомните из уроков музыки, кто из композиторов написал это произведение? (Петр Ильич Чайковский). В чьем исполнении звучала пьеса? (В исполнении фортепиано)
Учитель музыки: Удалось ли композитору передать настроение уходящей осени?(Ответы детей)
Учитель музыки: «Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» Чайковского. Медленно падающие звуки мелодии напоминают о кружащихся осенних листьях. Она передает очаровательную грусть и нежность от созерцания увядающей природы.
Учитель чтения: Ребята, а что связывает все эти произведения? (Осень). В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Попробуйте определить тему нашего урока.
Тема: «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Учитель чтения: Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Продолжить ………………………..знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
Учиться……………………………….выразительно читать.
Установить …………………….взаимосвязь музыки, поэзии, живописи (различных видов искусств) через произведения искусства.
- Биография А.С.Пушкина. Защита проекта.
Учитель чтения: Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин.
- Работа в группах.
Учитель чтения: Сейчас мы с вами будем работать в группах и у каждой группы будет своё интересное задание.
1-я группа. Первая группа читает текст о биографии Пушкина. И отвечают на вопросы по тексту.
2-я группа. Вторая группа читает текст из учебника и выбирает интересные факты из жизни Пушкина. (Что интересного узнали?)
3-я группа. Третья группа будет собирать коллаж из фотографий с видами Пушкинских мест в Михайловском, Тригорском. К фотографиям прилагается краткий текст-описание об этом месте. Вам необходимо приклеить фото в нужные рамки и рассказать о каждом фото. Провести мини - Экскурсию по Пушкинским местам.
Учитель чтения: Мы с вами отлично поработали, а теперь немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (О.М) «Осень раскрасавица» с движениями.
- Работа над стихотворением.
1 этап: Первичное восприятие стихотворения.
Учитель чтения: Ребята, сейчас я предлагаю вам послушайть одно из моих любимых стихотворений А.С. Пушкина. Это отрывок из его романа «Евгений Онегин». «Уж небо осенью дышало...» С этим романом полностью вы познакомитесь, когда будете учиться в старших классах.) и попробуйте представить образы и картины передаёт автор.
Читает учитель наизусть
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван,
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
2 этап: Проверка качества первичного восприятия
Учитель чтения: Понравилось ли вам это стихотворение?
Учитель чтения: Какое чувство, настроение возникло у вас?
Учитель чтения: Какие картины осени представили при слушании?
Дыхательная гимнастика на звуки С, Ш, О, У (пропевание, на вдохе и выдохе)
Осень в гости к нам пришла
Учитель чтения: Представьте, что вы в осеннем лесу.
Учитель чтения: Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат осеннего леса…….старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Дышим глубже. На вдохе поднимает руки вверх, Выдыхаем ртом, руки опускаем.
Учитель чтения: Молодцы! Откройте глаза.
3 этап: Вторичное восприятие стихотворения
Открываем учебники
4 этап: Анализ произведения
Учитель чтения: О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждаюшие ваше мнение.
Учитель чтения: Для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны, перечитайте ещё раз стихотворение и найдите такие слова.
Учитель чтения: Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?» (зелёный убор деревьев опадает, лес сбрасывает листву)
Учитель чтения Что значит слово «караван»? (движущаяся вереница - друг за другом).
Учитель чтения: А сейчас я предлагаю вам найти в стихотворение одно из художественных средств - Олицетворение. Кто вспомнит этот термин?
Работа с репродукцией картины к стихотворению.
Учитель музыки: Посмотрите на репродукцию картины. Она подходит ко всему стихотворению или к какой-то его части?
Учитель музыки: Какие краски использовал художник?
Учитель музыки: Какое настроение у вас вызывает эта картина? Настроение картины и стихотворения похожи?
5 этап: Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Учитель чтения: Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющее его настроение? Такие слова мы называем ключевыми. (Скучная пора)
Учитель чтения: Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
Учитель чтения: Обратите внимание на то, что всё это стихотворение представляет собой одно большое предложение.
Учитель чтения: Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение? быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо.)
Учитель чтения: Прежде, чем мы с вами начнём выразительно читать, я предлагаю вам прослушать ещё раз стихотворение, но уже в исполнении актёра, а вы следите за текстом стихотворения.
Слушают
Учитель чтения: А теперь, прочитайте самостоятельно стихотворение, но шёпотом.
Учитель чтения: А сейчас несколько учеников прочитают громко и выразительно.
Учитель чтения: А.С. Пушкин очень много стихотворений посвятил осени, давайте послушаем одно из них.
СТИХОТВОРЕНИЕ «Октябрь уж наступил» (читает в ученик. Заготовка)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Учитель-музыки: Ребята, вам понравилось стихотворение? Вспомните тему нашего урока и скажите как мы ещё можем исполнить это стихотворение, используя какое искусство? (спеть) Стихи Пушкина вдохновляли многих композиторов на написание великолепных романсов, вот один из них «Осень».
Слушаем
Учитель чтения: Давайте обратимся к эпиграфу урока. Почему союз музыки и поэзии неразделим.
(Поэты и композиторы разными средствами могут нарисовать одну и ту же картину природы. Только поэт это делает словом, а композитор музыкой.)
Учитель чтения: Если сегодняшний урок вас вдохновил, то в качестве домашнего задания я предлагаю вам дома попробовать самим написать сочинение, стихотворение, а может кто-то захочет нарисовать рисунок. А то, что у вас получится, мы с удовольствием послушаем на следующем уроке.
ИТОГ урока
Учитель чтения: И в завершении, я предлагаю вам составить в группах синквейн по теме нашего урока.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель чтения: Правила синквейна вы видите на экране. У каждой группы на столах лежат листочки с началом синквейна, первое слово – существительное у вас есть, предлагаю вам придумать продолжение.
- Существительное (объект, предмет)
- 2 прилагательных (характеризующих существительное)
- 3 глагола
- Предложение из 4 слов (мысли автора синквейна)
- Синоним к существительному
Учитель чтения: Зачитаем ваши синквейны с выражением, с душой.
Учитель чтения: Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять, их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения. Спасибо за работу!
Звучит музыка Вивальди «Времена года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...
Интегрированный урок (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и музыка) "Картины зимней природы в лирике А.С. Пушкина"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
Соответствует ФГОС...
"Осень- славная пора!" ( интегрированный урок: литературное чтение, технология, ИЗО, музыка)
Урок интегрированный. Обощает знания учащихся учащихся по теме: " Осень". Содержит много развивающего и познавательного материала. Способствует эстетическому развитию учащихся, направлен на восп...
Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Образ зимы в искусстве на примере стихотворения А.С.Пушкина"Зимний вечер" и проиведения А.Вивальди "Зима"
На уроке анализируются произведения литературы и музыки . Развиваются умения слушаь,понимать ллитературное произведение. Показать музыку как средство слышать. чувствовать...