Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.
методическая разработка на тему

Хабибуллина Гульнара Равильевна

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценностей  и традиций. Цель моего мастер-класса:  научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения. Конкурс педагогического мастерства «Учитель года 2014 » Хабибуллина Гульнара Равильевна мастер-класс

Слайд 2

Цель: Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся Задачи: Показать возможности использования технологии продуктивного чтения. Применить на практике полученные знания. Проанализировать сформированность личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.

Слайд 3

«Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений». С.Г. Струмилин

Слайд 4

Технология продуктивного чтения 1 этап. Подготовительный ( Работа до чтения текста) 2 этап. Работа над текстом во время чтения 3 этап. Анализ прочитанного (после чтения текста)

Слайд 5

Работа с текстом до чтения Содержание работы: Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. Личностные УУД: Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Слайд 8

В. Осеева « Сыновья» Три женщины, сыновья, мудрый старик.

Слайд 9

Работа с текстом во время чтения Содержание работы: Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части. Личностные УУД: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.

Слайд 10

Сыновья. Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Слайд 11

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Слайд 13

Работа с текстом после чтения Содержание работы: Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла. Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Выполнение творческих заданий. Личностные УУД: Полноценное восприятие художественного чтения; Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Слайд 14

Модель-описание Мама Сын заботливая заботливый любящая любящий строгая трудолюбивый добрая добрый трудолюбивая опора справедливая скромный

Слайд 15

Составьте пословицы: материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт птица, младенец, а, весне, радуется, матери

Слайд 16

Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт. Птица радуется весне, а младенец матери.

Слайд 17

любовь забота тепло добро нежность внимание защита красота радость

Слайд 18

Толковый словарь В. Даля МАМА-ы. ж. 1.То же, что мать , ласк. мамочка, -и. ж; мамуля, -и, ж., мамуся, -и, ж., мамусенька, -и, ж., маму- лечка, -и, ж. и мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери. 2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.

Слайд 19

Технология продуктивного чтения 1 этап. Подготовительный ( Работа до чтения текста) 2 этап. Работа над текстом во время чтения 3 этап. Анализ прочитанного (после чтения текста)

Слайд 20

Личностные УУД До чтения Во время чтения После чтения Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника. Полноценное восприятие художественного чтения; Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Слайд 21

Берегите своих мам!

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс по литературному чтению. Конкурс пед. мастерства                                  

 « Учитель года 2014»

Тема. «Формирование личностных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения». (Слайд 1)

1. Цель мастер-класса: (слайд 2) Научить применять технологию продуктивного чтения для развития личностных умений учащихся

2.Задачи: 

  • Показать возможности использования технологии продуктивного чтения.
  • Применить на практике полученные знания.
  • Проанализировать формирование личностных УУД на разных этапах технологии продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценностей  и традиций. А помочь учителю повысить интерес к чтению могут уроки литературного чтения. Почему так важно возродить чтение?

Как гласит народная пословица: испокон века - книга растит человека. (слайд 3) А кроме того,  «Книги рождают мечту, вызывают ее к жизни, заставляют размышлять, воспитывают самостоятельность суждений», как сказал  Станислав Густавович Струмилин (профессор Академии наук РФ)

При формировании личностных УУД я использую в своей работе разные современные технологии и методы обучения, но ведущей (слайд 4)  является технология продуктивного чтения, обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Это  «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг
(до чтения, в процессе чтения и после чтения)», как отметила автор этой технологии Н. Н. Светловская

  • Цель технологии: Формирование личностного и ценностного
    отношения к чтению

(слайд 5)

1 этап. Работа с текстом  до  чтения. (Слайд 5)

Содержание работы:

  • Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

Личностные УУД:

  •  Формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности, общечеловеческих ценностях;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Рассмотрим, как проводится работа до чтения текста  в процессе урока.                          

Фрагмент урока № 1.

-Догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем занятии, посмотрев данный видеоролик            

 ( ВИДЕО –26с) (слайд 6)

-О ком рассказывает ролик? ( О матери)

- Отгадайте, о ком  ещё будем говорить? ( Загадка)

    Маме на радость, папе в награду,

Он появился наследник – отрада.

Родной несмышленый, пуговки – глазки,

Ему все внимание, забота и ласки. (сын) (слайд 7)

- Правильно, сегодня будем читать о маме и её сыне.

Это рассказ «Сыновья» В. Осеевой. . (слайд 8)

- Прочитайте ключевые слова.

 ( Три женщины, сыновья, мудрый старик)

- Что могло между ними произойти?

Проверим наши прогнозы чуть позже.

- Это был этап урока работы до чтения текста. Проводится он с целью заинтересовать учащихся, придать личную значимость.

(слайд 9)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Содержание работы:

  • Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.

Личностные УУД:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам и уважение мнения собеседника.

Фрагмент урока № 2.

- Прочитайте текст про себя. (слайд 10-11)

- Подтвердились ли наши предположения? ( Текст рассказывает об отношении сыновей к матери)

- Найдите в тексте. что говорили о своих сыновьях женщины?(хвалились сыновьями)

Словарная работа:

1 – сын : Ловок да силен, никто с ним не сладит. (никто не может его победить).

  1. сын: Поет как соловей (звонко, красиво)
  2. сын: «Ничего в нём особенного нету»

- Перед нами 3 мамы, какие они все?( разные)И все они любят своих сыновей. Как вы думаете, о какой из матерей мы будем говорить? Почему? Чем она отличается от своих собеседниц?(скромная.) В этом молчании заключается ещё и природный ум , мудрость женщины: она понимает, что хвастать нужно другим, не умением петь и

ходить колесом, а умением быть сыном.                                                                           

- Что ожидали услышать женщины от мудрого старика? (Похвалу сыновей)

- Что ответил старик ? ( Видит только одного сына)

- Почему старик увидел только одного сына? Настоящий сын  (слайд 12)- мамин помощник, который заботится о маме)

-Это был фрагмент урока работы во время  чтения текста, цель которого учить читать осознанно, эмоционально воздействовать на личность ребёнка.

3 этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 13)

Содержание работы:                                                                                                                

  • Проблемный вопрос к тексту в целом.
  • Выполнение творческих заданий.

Личностные УУД:

  • Полноценное восприятие художественного чтения;
  • Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

Фрагмент урока № 3.

- Прочитайте предложение, в котором заключена  главная мысль? (- Я только одного сына вижу!)

- Что узнали, прочитав текст? (надо заботиться о маме, помогать ей)

1)- Составим модель – описание героев рассказа.

Мама  и её сын. Какие они ?

Проверим ваши работы. Из ваших ответов можно составить следующую модель, характеризующую наших героев (Слайд 14)

 -По модели видно, как перекликаются качества наших героев. Почему же у этой мамы растёт такой сын – помощник? Потому что воспитывает она его своим примером, чтобы сын вырос настоящим человеком: честным, работящим, чутким, любящим, верным слову и долгу.

-2) Составьте пословицы: (Слайд 15)

  •  материнской, впрок, рукой, что, дано, то, пойдёт( Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) : (Слайд 16) 
  • птица, младенец, а,  весне, радуется, матери (Птица радуется весне,
    а младенец матери

- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту? (Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт) Как понимаете значение пословицы? 

3)-Назовите ваши ассоциации. Что  для вас слово « мама» ? Ответы  

-Правильно. : (Слайд 17) « Мама – это первое слово, главное слово в каждой судьбе»

- Посмотрим  значение слова МАМА в Толковом словаре (слайд 18)

(МАМА-ы. ж. 1.То же, что мать , ласк. мамочка, -и. ж; мамуля, -и, ж., мамуся, -и, ж., мамусенька, -и, ж., маму-лечка, -и, ж. и мамусечка. Употребляется обычно при обращении детей к матери.2. Кормилица, женщина, кормящая грудью.

- Это был этап урока работы после чтения текста. Проводится он с целью формирования личностных качеств и привития учащимся необходимых ценностей.

- Подведём итог нашей работы. Из каких этапов состоит технология                                                    

продуктивного  чтения? (слайд 19) И мы убедились, что на каждом этапе работы с текстом формировались личностные умения. (слайд 20)

Таким образом, художественная литература – это одно из важнейших средств всестороннего гармоничного  развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека, учит детей ''обдумывающему'' восприятию, умению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом. Поэтому считаю, что на уроках литературного чтения очень важен отбор текстов, значимых для каждого ученика.

Я надеюсь, что тема мастер-класса была значимой и полезной для каждого участника. (слайд 21).  Ведь говорили мы сегодня о взаимоотношениях родителей и детей.

http://indigo55.ru/sites/default/files/Mama.mp4 

(слайд 22)Спасибо за внимание!                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить...

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Выступление на региональной научно-практической конференции...

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Учебный предмет «Литературное чтение»  обеспечивает формирование многих личностных универсальных учебных действий. В данной работе рассмотрены лишь некоторые из них....

Презентация к выступлению "Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения"

Презентация наглядно показывает приёмы описываемые в статье...

Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения

Материал содержит методические рекомендации,которые помогут учителю разнообразить свою деятельность на уроках. Приёмы,новые формы работы могут увлечь учеников.Развить творчество на уроках литературног...

Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения

Формирование   универсальных  учебных   действий, обеспечивающих  школьникам  умение  учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....