Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ненашкина Ирина Сергеевна

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я.Маршак "Апрель". Раскрыты методы и приемы работы для формирования  навыка смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Навык смыслового чтения18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе.

Использование методики формирования смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

УМК: Школа России.

Тема: «С.Я.Маршак «Апрель», А.Н. Майков «Весна»,  Т. Белозеров «Подснежники».

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

-Весна длится 3 месяца. А вы знаете как они называются?

Догадайтесь, о каком месяце так говорят.

Четвёртый месяц как шагнёт,        

Так с треском лопается лёд.     

                                           (Апрель.)         

-Об апреле еще и так говорят:

Месяц возвращения перелётных птиц. Почему?

- А какие еще изменения в природе можно увидеть в апреле?(больше солнца, дни становятся длиннее, теплее, тает снег и лед, ледоход на реке, набухают на деревьях почки, появляются первые цветы)

- Кто догадался, какая тема урока? (весна, апрель)

1.Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

- Послушайте стихотворение Апполона Майкова «Весна».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

- Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слово, которое вам непонятно.

Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

- Объясните, почему цветок так назван - подснежник?

-Где же вырос подснежник? (в лесу, в овраге, где лежит снег)

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники - есть сама весна.

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг.

(Подснежник.)

-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения?

-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению? Какими красками?

- Давайте посмотрим картины известных художников и проверим свои догадки.(просмотр 2-х картин: Ю.Мельков «Весна в лесу» и М.Муха «Весенние березы»)

- Весне посвящали свои произведения великие композиторы и рисовали картины с помощью музыки. Прослушайте произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» и представьте себе картины, которые с помощью музыки передает композитор. (закрыли глазки)

- Какие картины представили?

-  Подходит ли к цветам другое название (первоцветы)?

Почему?

2.Знакомство со стихотворением Т.Белозерова «Подснежники».

- Послушайте стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить то, о чем услышите.

-Какое настроение у вас сейчас? (грусть, радость)

Прочитайте стихотворение сами и подумайте, почему печальное настроение.

- Как поэт говорит о Снегурочке? Почему Снегурочка плакала? Печальная? Какая еще она? (чужая)

- С чем автор сравнивает подснежники? (Холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)

Чтение детьми, нахождение ключевых слов .

Чтение ключевых слов

Пла-ка-ла

Пе-чаль-на-я

Чу-жа-я

Тро-га-ла

Сне-гу-роч-ки-ны

- Кому понравилось 1-ое стихотворение? Почему? 2-ое? Почему?

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака « Апрель»

-Послушайте стихотворение с таким названием.

-Кто его написал?

- Прочитайте стихотворение.

-Какое настроение передаёт это стихотворение?

– О каких признаках весны вы прочли?

- Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (через)

Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

Прочтите слова, которые рифмуются:

Апрель – капель.

Лужи – стужи.

Ручьи – муравьи.

Медведь – петь.

валежник – подснежник.

– Прочтите стихотворение выразительно.

- Кто из вас читал сказку С.Маршака «12 месяцев»? Почему она так названа? Да, все 12 месяцев встретились в лесу у костра. И Декабрь уступил на часок  место Апрелю, чтобы падчерица собрала корзину подснежников по приказу принцессы. (картинка)

С.Я.Маршак стихотворение «Апрель» использовал в своей сказке «12 месяцев». Читает отрывок учитель.

Подведение итогов урока.

- Стихотворения, каких поэтов мы сегодня читали?

- Какое из них вам больше всего понравилось?

- О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?

- Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)

публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы  на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...