Соколов – Микитов «Листопадничек».
план-конспект урока по чтению на тему

Ткач Татьяна Николаевна

Цели урока:

1. Выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек;

учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;

2.Обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу с позиции разных героев произведения;

3.Развитие устной речи; пробуждение интереса  к аналитической работе над текстом; формирование умения видеть авторскую позицию;

4.Развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира; формирование у учащихся чувства любви, восхищения сложным миром животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolov_-_mikitov_listopadnichek.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

1.Ф.И.О. учителя: Ткач Татьяна Николаевна

2. Класс: 3 -А класс

3. Учебный предмет: Литературное чтение                                 УМК: Школа России

4. Тема урока: Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».
5. Цели урока:

1. Выявить уровень понимания, осознания основной мысли произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек; 

учить давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;

2.Обучение выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; обучение составлению плана и пересказу с позиции разных героев произведения;

3.Развитие устной речи; пробуждение интереса  к аналитической работе над текстом; формирование умения видеть авторскую позицию;

4.Развитие творческих способностей, образного восприятия окружающего мира; формирование у учащихся чувства любви, восхищения сложным миром животных.

6. Планируемые результаты:

Личностные:

-Проявлять интерес к литературному чтению.

-Осознавать свою значимость в коллективе.

-Проявлять интерес к изучению живой природы.

-Учиться  работать в группе.

Метапредметные:  

-Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

-Планировать действия по  выполнению  задания в паре, в группе, индивидуально.

-Обосновывать свою точку зрения.

-Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные:

 -Понимать нравственный смысл рассказа.

-Определять основную мысль рассказа.

-Составлять план произведения.

-Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

-Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

-Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

-Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Усвоят: нравственный смысл рассказа,  основную мысль рассказа.

Узнают: литературный жанр произведения (сказка), литературный приём (сравнения), значения устаревших слов, особенности жизни животных в лесу, особенности их подготовки к зиме.

Научатся: давать оценку событиям, описанным в произведении; выражать свое отношение к происходящему и героям;

выборочному чтению с выполнением разного рода заданий; составлять план и пересказ с позиции разных героев произведения;

7. Тип урока: комплексного применения знаний

8. Формы работы: групповая, работа в паре, индивидуальная, фронтальная.

9. Ведущие технологии: технология деятельностного метода

10. Основные понятия: авторский замысел, план текста, пересказ текста, главная мысль текста, характеристика героев произведения,  литературный жанр,  средства художественной выразительности (сравнение ), нравственные понятия: Родина, семья, любовь близких.

11. Ресурсы: «Русский толковый словарь», учебник, рабочая тетрадь,  рабочая программа,  выставка книг И. Соколова - Микитова,  презентация к уроку,  рисунки детей, план сказки, предложенный учителем,  варианты планов произведения, выполненных группами (в разрезанном виде).

10.Характеристика этапов урока.

Этап урока                        Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация познавательной деятельности

Прогнозируют содержание урока.

Планируют работу на уроке, выбирают виды деятельности на уроке.

Регулятивные: 

Формулировать учебную задачу урока,  принимать её, сохранять на протяжении всего урока. Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно.

Учитель предлагает оценить, может ли это стихотворение послужить девизом урока.

В мире много сказок: Грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

-Хотите ли вы, чтобы  эти слова стали девизом нашего урока?

-С произведением И. Соколова – Микитова мы уже познакомились.

Учитель предлагает спланировать следующий  этап работы с произведением? (Анализ произведения)

 Совместно формулируют цели урока:

1. Объяснять непонятные и устаревшие слова

2. Читать по ролям

3. Читать отрывки по выбору

4. Составлять  характеристики главных героев

5. Составлять план произведения

6. Пересказывать текст с различных точек зрения

7. Осознать главную мысль произведения

Для полного и глубокого осмысления произведения очень важны иллюстрации. Произведения Соколова – Микитова иллюстрировали художники Г. Никольский, В. Фролов, Ю. Васнецов.

- Вы тоже прикоснулись к прекрасному творчеству иллюстрации и сами попытались воссоздать в рисунках моменты сказки, которые помогут нам живо представить происходящие в ней события.

Демонстрируют и комментируют  свои иллюстрации к произведению.

2

Этап актуализации знаний

Договаривают фразы.

.

  1.   Игра «Доскажи словечко»  (Слайд)

"У ежей - ежата,
У зайцев - … 
У журавлей - … 
У бобров - … 

  1.  Работа со  cкороговоркой  (Слайд)

Все бобры для своих бобрят добры.  
Подготовьтесь читать скороговорку:

- про себя

-медленно, как считалку

-весело, жизнеутверждающе

-с вопросительной интонацией.

-быстро  

- Что общего между скороговоркой и произведением? 

- Что узнали из произведения о жизни бобров?

   3.  Предлагает прочитать и постараться  запомнить как можно больше слов.

Фотоглаз  (Слайд)

Зайчата, журавли, медведи, ежи, змеи, бобры, выдра, лисица, рысь.

-Что объединяет эти слова? ( Герои нашего произведения )

Читают скороговорку про себя и вслух, увеличивая темп чтения, изменяя интонационную окраску.

Называют черты сходства между скороговоркой и произведением.

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Читают и запоминают слова, повторяют слова по памяти, дополняют друг друга.

Находят черты сходства  с главными героями произведения.

Познавательные:

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них.

3.

Организация познавательной деятельности

Разгадывают кроссворд, высказывают своё мнение о жанре произведения, реальных и вымышленных событиях в ней.

Высказывают своё мнение о событиях в произведении, анализируют факты.

Вспоминают в тексте слова и выражения, характеризующие конкретные определения, средства художественной выразительности (сравнения).

Объясняют значения устаревших слов с опорой на текст, с помощью толкового словаря.

( Индивидуальная домашняя подготовка)

Сравнивают свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Читают и воспринимают отрывки из произведения  на слух.

Выражают свою нравственную позицию по отношению к голодающим зимой птицам.

Выразительно читают отрывки  с диалогами героев произведения.

Отвечают на вопросы по содержанию произведения.

Читают по ролям.

Выразительно читают отрывки выборочно по содержанию.

Рассказывают о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Анализируют  нравственный смысл пословиц, соотносят их с разными героями произведения.

Составляют разные виды  планов  произведения.

Проверяют  составленный учителем  план, изменяют его  и самостоятельно оценивают свои достижения.

Обмениваются планами, составленными другими группами и расставляют пункты плана по порядку.

Анализируют планы своих одноклассников.

Пересказывают произведение на основе плана, от лица разных героев произведения, стараясь передать чувства и переживания героев.

Размышляют о позиции автора в отношении концовки произведения.

Высказывают своё мнение относительно главной мысли произведения.

Подбирают пословицу, которая наиболее точно отражает тему урока.

Анализируют основные достоинства произведения.

Размышляют,  о чём  лично  каждого из них заставила задуматься сказка?

Познавательные:

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.  Замечать в литературных текстах сравнения и анализировать их назначение в тексте. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой.

Коммуникативные: 

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Познавательные:

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника) в совместной коллективной деятельности.

Проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Регулятивные:

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выборочно).

Познавательные:

Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Личностные 

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Познавательные:

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения.

Коммуникативные: 

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Регулятивные:

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в паре, в группе.

Личностные

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках. Анализировать причины безответственного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

Регулятивные:

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Познавательные:

Определять основную идею произведения, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные: 

Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

А)  Учитель предлагает разгадать кроссворд по произведению  И.С.  Соколова – Микитова  «Листопадничек». ( См. приложение )

- Какая эта сказка?  (авторская). Кто автор сказки?

-Почему вы считаете, что это сказка?

-Что в ней вымысел, а что реальность?

Б) Учитель организует словарную  работу .  (Слайд)

Отведал зайчонок бобрового кушанья.
Отведать –  

Я очень озяб. 
Зябнуть – 

Только ты не робей, зайчонок.
Робеть – 

Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.
Долговязый – 

Запрудили бобры речку.
Запрудили -

Ходко работают бобры.
Ходко

Услыхали бобры шум, мигом явились.

Мигом -

Волей – неволей пришлось плыть к берегу самому.

Волей-неволей –

В) Учитель организует аналитическую  работу  по тексту. ( Слайд )

А) Выборочное чтение 

- О каком событии говорят эти глаголы? ( Подготовке к зиме )  

Улетели…

Залегли…

Заснули…

Спрятались…

Прочитайте отрывки, кто как готовится к зиме.

- Что страшит зимой животных? Холод или голод?

-Как дети могут помочь птицам в голодное время?

- Я хочу вам напомнить об одной акции. ( Показ слайда, где дети сфотографированы с кормушками, сделанными своими руками.)

-Встаньте те ребята, кто сделал и повесил кормушки.

- О чём теперь нельзя забывать? ( Класть в кормушки корм ).

Г) - Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи

( с. 60 ).

-Все ли зайчатки были одинаковые по характеру?

- Выразительное чтение диалога бобров и зайчика при встрече  ( с. 61 ).

-Какие вопросы любопытный зайчик задавал бобрам?

Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему?

 ( Нет, не понравилось )

-Почему же он не смог вернуться к себе домой, в светлое тёплое гнездо?

 - Чтение по ролям ( с. 63 )

Д) Учитель организует работу по выборочному  чтению.

-Прочитайте, как приходилось зайчонку кормить голодных бобрят ( с.64 ).

-Прочитайте о встрече Листопадничка с выдрой.

-Прочитайте слова о том, что пришлось натерпеться зайчонку за долгую зиму у бобров?

-Прочитайте, как произошла встреча зайчонка с мамой

 (с. 66 ).

-Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? (Обрадовался, прижался, крепко-крепко, возле матери).

Д)     Учитель предлагает составить  характеристики главных  героев произведения. Фронтальная работа.

( Слайд )

Зайчонок
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)
- упрямый, непослушный (убежал из дома, ослушался маму)
- любознательный (задаёт вопросы бобрам)
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров)
- старательный (помогал нянчить бобрят, научился плавать) 
- иногда пугливый (испугался страшного зверя в кладовой)
- любящий свою мать и братьев (скучает и вспоминает, живя в хатке у бобров) 

Бобры
- трудолюбивые мастера (строят плотину, хатку в два этажа; хвостом работают как штукатуры)
- запасливые (готовят корм на зиму) 
- гостеприимные (приютили зайца) 
- заботливые и внимательные (волнуются за бобрят, помогают зайчику при наводнении)
- смелые (бобр выгнал выдру из хатки) 
- чистоплотные (бобры прибирают свою хатку) 


Е)  Учитель организует работу с пословицами.

Обратимся к народной мудрости.     

  -  Какие пословицы можно адресовать бобрам?  Зайчихе? Зайчонку?

  -  Почему вы так думаете?

Птица рада весне, а дитя - матери.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Материнское терпение всё перетерпит.

Материнская молитва со дня моря вынимает.

Мать кормит детей как земля людей.

Работай до поту, поешь в охоту.

Всякое уменье трудом даётся.

Много спать - дела не знать.

 Ж )  Учитель организует работу по составлению  планов  сказки.  Работа в парах с самопроверкой по эталону. 

 - Сейчас составим план  для пересказа сказки.

- Посмотрите, какой план предлагаю я.

-Сколько пунктов в моём плане?

-Если вы не согласны, исправьте ошибки.

(Работа в парах. Дети должны разложить  заголовки в плане по порядку ).

Рабочий план: (неверный)

  1. Мечта Листопадничка.
  2. За долгую зиму страхов натерпелся.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Подготовка животных к зиме.
  5. Пришлось остаться на зиму.
  6. Наконец-то дома!

Проверка по эталону.

 План

  1. Мечта Листопадничка.
  2. Подготовка животных к зиме.
  3. Зайчонок в хатке бобров.
  4. Пришлось остаться на зиму.
  5. За долгую зиму страхов натерпелся.
  6. Наконец-то дома!

З )  Продолжение работы по составлению планов. Работа в группах. 

Группы обмениваются своими вариантами планов. Каждая группа должна разложить заголовки по порядку.

План, составленный из вопросов к тексту. ( как вариант )

1. О чём мечтал зайчонок?

2. Как животные готовились к зиме?

3. Куда убежал зайчонок из дома?

4. Почему Листопадничек остался у бобров?

5. Какая беда случилась ранней весной у бобров?

6. Как зайчонок вернулся в родное гнездо?

План, составленный из цитат. ( как вариант )

  1. Вот бы и мне так полетать!
  2. Пришла поздняя осень.
  3. Возьмите меня в вашу хатку.
  4. Остался Листопадничек в бобровой хатке.
  5. За долгую зиму большого страху натерпелся.
  6. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

-Оцените планы, предоставленные другими группами.

И )   Учитель предлагает пересказать  сказку от лица разных героев сказки.

В нашем произведении несколько героев и каждый проживает эту историю по-своему, испытывает свои чувства и переживания.

Постарайтесь рассказать эту историю  с различных точек зрения и передайте чувства и переживания своего героя.

-От лица зайчонка.( 1 группа ).  

-От лица бобров. ( 2 группа ).  

-От лица мамы-зайчихи. ( 3 группа ) .

-От лица автора, Ивана Сергеевича Соколова – Микитова.

 ( 4 группа ).

-Какому герою вы больше всего сопереживали и почему?

Учитель подводит итог урока.

-Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? (Добро побеждает зло)


-В чем по-вашему мнению
главная идея этого произведения? ( Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину.  Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят: мой дом – моя крепость. )

 - Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Чтобы понять, насколько зайчонку дорого родное гнездо, ему пришлось испытать?

 ( Попутешествовать, пожить в чужом доме, натерпеться страхов, поработать нянькой у бобров, нырнуть в ледяную воду).

Только разлука и жизнь в тёмной норе бобров позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

-Если бы вы  рекомендовали  своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие
основные достоинства ты бы отметил?- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем лично вас  заставила задуматься сказка?

 (Надо дорожить своей Родиной, своей семьёй,  любовью близких. Они - главная опора в жизни.)

4.

Этап рефлексии.

Учитель фиксирует  новое содержание, изученное на уроке; оценивает  свою работу и работу класса на уроке; обсуждает  домашнее задание.

Оценивают свои достижения на уроке, достижения своих одноклассников;  выполнение целей урока;  эмоциональную окраску урока.

Определяют свой вариант домашнего задания.

Выражают в цвете листочков эмоциональную окраску своего настроения на конец урока.

Придумывать свои рассказы о животных

Коммуникативные: 

Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.

Регулятивные:

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Фиксировать и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

  1. Выполнили мы те задачи, которые ставили на урок? 

(Составили несколько вариантов плана, пересказали текст,

провели словарную работу, читали по ролям, занимались

выборочным чтением, размышляли ).

-Можем ли мы похвалить себя за работу на уроке?

   -А кого персонально вам бы хотелось поблагодарить? 

  1. Домашнее задание.

-Перескажите сказку от лица одного из героев сказки  (задание 8, с. 67) .

-Для тех, кто пересказывал: представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумайте свой рассказ. Запишите план в рабочую тетрадь ( с. 67 ) .

       3.  Цветопись настроения.

Я предлагаю вам нарядить дерево листочками, цвет которых соответствуют вашему настроению.

И пусть это дерево украсит ту полянку, на которой  живёт семья нашего зайчишки.
Красный – восторг
Оранжевый – радость, веселье
Жёлтый – светлое, приятное настроение
Зелёный – спокойное настроение
Синий – грустное настроение 
Фиолетовый – тревожное настроение
Чёрный – унылое настроение.

Кроссворд по произведению  И.С.  Соколова – Микитова  «Листопадничек».                                          Приложение

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово,  и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.  Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые - настовички, вторые - летнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

-Назовите зайчонка, который появился осенью.

2.Жилище бобров.

3.Какие ветки заготавливают для корма бобры?

4.Сооружение из стволов деревьев, преграждающее течение реки для поднятия уровня воды.

5.Какое сравнение использовал автор, чтобы подчеркнуть, что зайчонок выскочил из воды во время наводнения очень быстро?

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1.Какое важное событие происходит у журавлей поздней осенью?

2.Как называют зайчонка, родившегося зимой?

3.Что используют бобры, чтобы скрепить ветки при строительстве хатки?

4.О ком автор пишет, что они «толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатуры лопаткой?

5.Что в своих мыслях Листопадничек не раз называл «тёплым и родным»?

6.Какой незнакомый страшный зверь посетил жилище бобров зимой?

7.Какой хищник ходил вокруг хатки, принюхиваясь?

8.Как вы думаете, какое слово шептал зайчонок, когда ему становилось грустно или страшно?

9.Как называл автор  большое количество веток, которые зайчонку приходилось носить, обхватив двумя лапками?

10.Чему мечтал научиться у бобров Листопадничек?

11.К какому литературному жанру относится это произведение? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Литературное чтение.

Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек».Учить, видеть и понимать окружающую природу.Развивать речь, мышление, творческую активность.В...

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения; Самовыражение чувств, мыслей учащихся, понимание ими авторской и своей позиции по д...

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.

На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых  способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...

Соколов-Микитов "Листопадничек"

Презентация к произведению Соколова-Микитова "Листопадничек"....