Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению;

помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

учить находить в тексте ответы на вопросы.

Цель развивающая: Развивать у учащихся умение обобщать и делать выводы.

Задачи:

развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

развивать связную речь, умение давать полные ответы;

расширять словарный запас.

Цель воспитательная: воспитывать нравственные ценности – чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.

Задачи:

воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу;

воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей;

воспитывать интерес к чтению.

Задача здоровьесберегающая: профилактика переутомления глаз, профилактика нарушения осанки.

Организация класса.

        

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Цели этапа

Оргмомент – 2 мин.

Организация класса.

 Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.

Приветствуют учителя.        

настрой на работу, повысить познавательную активность.

Слайд 1

2. Вводная беседа.(5 минут)

– Понравилась ли вам эта мелодия?

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

 – Прочитайте отрывок со слайда.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела.

Музыка.

Слайд 2

Кто из вас, ребята, может назвать фамилию писателя?

 О какой сказке мы будем разговаривать на уроке? С какой сказкой Гаршина вы уже знакомы?

Музыка. Слайд 3

Чем для нас интересны произведения этого писателя?

В его произведениях, как в басне, герои и события учат

 нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,

 чтобы мы сами сделали вывод.

О ком говорится в сказке?

1. А вот о чём эта сказка?

2. Какова главная мысль сказки, которую хочет автор донести до читателя?

  Мы с вами попытаемся ответить на уроке

О розе, жабе, Васе и Маше.

Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?

Выделить  в сказке  2 сюжетные линии, до момента пересечения сюжетов.

Проверка домашнего задания

1. О ком говорится в первом сюжете?

2. А во втором?

Сегодня мы прочитаем каждый сюжет отдельно и проанализируем их.

О брате и сестре

О жабе и розе

Чтение первого сюжета

Прочитаем.  с. 173 – с175

Чтение по ролям

- Кто в этой сюжетной линии главный герой?

-Найдите слова, которые описывают внешний вид мальчика.

- Найдите слова, которые помогают понять характер мальчика

- Почему автор называет Васю хозяином цветника?

- О чём мальчик любил читать?

- Что делал мальчик в цветнике, когда ему надоедало читать?

- Почему мальчик бледный,  весной не мог выйти в свой любимый цветник?

- Кто всё время находился рядом с Васей?

- Как Маша относится к брату?

- Как автор относится к мальчику?

- А вы как относитесь к нему?

Мальчик

С. 173

С.174

С. 173

- о робинзонах, диких странах, морских разбойниках.

- наблюдал за растениями и животными цветника.

- Вася сильно болел.

- Сестра Маша.

- Она любит его, ухаживает за ним. (милый, целует его, голубчик)

- С  любовью, с состраданием.

Анализ прочитанного сюжета

Чтение второй сюжетной линии.

-О ком говорится во второй сюжетной линии?

-Здесь автор описывает  2 мира.  Какие же это миры?

Прочитаем этот сюжет

С. 171-172, с. 175-178 до слов Роза поняла, что погибает….

Хочу напомнить вам, ребята, что в сказке роза и жаба это символы. Под этими символами спрятаны поступки и действия людей.

 Сегодня на уроке нам с вами предстоит выяснить, что собой олицетворяет роза в этом произведении, а что жаба, через характеристику этих героев.

- Ребята, у вас есть предположения о том, что символизирует роза? А жаба?

А теперь нам надо доказать свои предположения, для этого надо

Сравнить розу и жабу по плану.

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Отношение к жизни.

- найдите слова, которые описывают розу

- Саму ли розу описывал автор? А что он описывает? Какая она?

-Что необычного было в распустившейся розе?

Какое используется сравнение при этом?

Если бы она умела плакать, то от чего го бы она  плакала «от счастья жить». Ребята, а бывает такое?

 Вы слышали когда-нибудь выражение «слезы радости»?

Была ли счастлива роза?

 Что помогает понять её радость,  счастье?

Вам нравится роза?

- Какой это образ – положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза – это символ добра? (да).

- О жабе и розе.

 Мир розы – прекрасный;

Мир жабы – неприятный.

- Это два противоположных мира.

Роза – добро, жаба- зло

С.172

1. Роза распустилась в хорошее майское утро в цветнике. Кругом мирно и спокойно. Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная

2. Нежный, роскошный, бледный цветок розы, лепестки ее были тонкие.

 3. Если бы роза умела плакать…

Роса, которая утром исчезла, оставила несколько капель. Гаршин сравнивает росинки с чистыми, прозрачными слезинками.

- Роза точно плакала

- нет, роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания

Она разливала вокруг себя тонкий и свежий запах.

-Аромат

Да. Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

Значит, главное для розы – это счастье жить, роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат

Работа в группах

- Расскажите, как показана жаба.

1.   Окружающая обстановка

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

2.Внешний вид.

- Вам нравится жаба?

3.  Отношение к жизни

Что главное для жабы?

Но лучше всего качества жабы раскрываются при встрече её с розой

Расскажите как произошла первая встреча жабы и розы.

- Прочитайте, какое состояние  было у жабы, когда она впервые увидела розу?

Как она выразила свои чувства?

Что могло зашевелиться?

-  Как вы понимаете фразу «Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце»?

- Какая у жабы была цель?

- Как жаба добивалась поставленной цели?

-Какие чувства испытывала роза в этот момент? Подтвердите словами текста.

- Итак, какой показывает нам жабу автор?

 

- Образ жабы – положительный или отрицательный?

- Значит, жаба – это символ?.

Общий вывод по всему плану.

Учитель: Итак, ребята мы с вами  выяснили, что роза – это олицетворение добра, а жаба - зла. 

А чем отличаются люди, похожие на розу?

А каких людей (к сожалению, и детей) напоминает жаба?

Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн. Будем работать в группах

1 группа о розе

2 группа – о жабе

3 группа – о Васе.

С.172

1. сырая земля», «среди корней куста», « выбрала местечко потенистее и посырее»

- хорошо, ей нравится

2.  жирная», «старая», «грязно-серые липкие бородавчатые лапы», «плоское брюхо», безобразная лапа», «жабьи глаза», «злые безобразные глаза», «жабье сердце», «злое животное, гадкая

- Нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства

3. Она не радовалась ни утру, ни солнцу…  Она безразлична к окружающему. Жаба была обеспокоена запахом розы. Он ее волновал.

 Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива, думает только о еде и о себе.

С. 175-177

 

Роза ей понравилась. 

Она хочет слопать розу, уничтожить красоту, она  не знает другого применения  красоте.

с. 176 

Это завить,  жаба завидует розе – ведь она намного хуже ее.

- уничтожить розу

  Она всё лезла и лезла вверх, цепляясь за  ветки куста. Ей было трудно это делать, т.к. она могла ползать и прыгать только по ровному месту. Она делала усилие над собой, он всё равно ползла, при этом злобное животное постоянно смотрело на цветок. она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок

- Страх, ужас, шок испытала, она пожалела о том, что не может сорваться и улететь как птицы, насекомые.

 -  зависть, злоба жаба бесчувственное и неприятное животное.

Отрицательный

Вывод: роза – символ добра, жаба – символ зла.

(Чистотой души, любовью к ближним, миру, кротостью, смирением, но и сильной волей в своем служении...).

(Жестоких, равнодушных, черствых душою, обижающих окружающих, разрушающих природу

Поединок – по ролям

Физминутка

Кто спас розу от страшной смерти?

Почему автор не позволил жабе погубить розу? Что олицетворяет в этом произведении роза? А жаба?  Что происходит в сказках между добром и злом?

Чтение последнего эпизода сказки.

 С.178-179

Сестра больного мальчика – Маша.

Потому, что добрых людей нельзя уничтожить морально. Если и можно причинить физическое зло, то морально победить нельзя.

Чтение по ролям

До сих пор сюжеты в сказке развивались отдельно друг от друга. Что же происходит в этой части?

Сюжеты пересекаются

- Встретились ли мальчик и роза?

Можем ли мы сказать, что сюжеты пересекаются?

 О чём попросил мальчик сестру, когда она принесла розу?

- Какие чувства испытал мальчик?

Что сказал мальчик?

А почему мальчик так сказал?

К кому из главных героев ближе мальчик?

Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята?

Что почувствовала роза? А какой последний долг исполнила роза?

А как роза закончила свою жизнь?

Почему же эта слезинка оказалась самым лучшим происшествием  в жизни розы?

Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?

Да

Попросил понюхать розу.

 

Наслаждения, удовлетворённости, радость, спокойствие.

- Ах, как хорошо!

- Роза принесла ему радость в последний момент его жизни, спокойствие, умиротворение.

К розе.

Они оба умирают, оба любили прекрасное.

- Роза поняла, что не зря распустилась, т.к.  она в последние минуты жизни принесла мальчику радость.

Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила её на стол и поцеловала, когда ставила. Маленькая слезинка упала с её щеки- на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы.

Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы

- Забыли ли розу после этого случая?

- Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы. Выберите те из них, которые подойдут к нашему произведению, помогут определить главную мысль произведения

1. Красота спасет мир.

 2. Добро победит зло.

 3. О хорошем всегда помнят.

 4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить. 

 5. Доброе дело два века живёт.

6. Добрые дела и после смерти живут.

Какова же основная мысль сказки? 

Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим,  и о тебе будут помнить

Что же символизирует жаба?

Роза?

О чём эта сказка?

Какова главная мысль сказки?

Это не просто сказка о жабе и розе, о жизни и жизненных ценностях, о вечной борьбе добра со злом.

Оценивание работы

самостоятельно

Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.

Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.

Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

Дети: Надо смотреть по делам.  Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.

Учитель: Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:

1.Пересказ от лица героя (Жабы, розы)

Написать  короткое сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

На этом уроке учащиеся знакомятся со сказкой В.М. Гаршина. Сведения из жизни автора помогают понять тему сказки и основную мысль автора.Учащиеся узнают, что через характеристику героев в сказке раскры...

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Тест по литературному чтению в 4 классе В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Тест по литературному чтению в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка «Листопадничек»»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель  знакомство учащихся со сказкой «Листопадничек»Задачи:Образовательные:Познакомит...

Конспект урока по литературному чтению по теме: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .

Технологическая карта урока разработана по всем требованиям ФГОС с использованием современных образовательных технологий....