Урок литературного чтения в 4 классе В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Саламатина Жанна Михайловна

На этом уроке учащиеся знакомятся со сказкой В.М. Гаршина. Сведения из жизни автора помогают понять тему сказки и основную мысль автора.Учащиеся узнают, что через характеристику героев в сказке раскрываются понятия "добро" и "зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_51.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 51

Тема: «В.М. Гаршин  «Сказка о жабе и розе». Особенности жанра. Текст – описание в сказке.

Цели и задачи урока:

        предметные

  1. Познакомить с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
  2. Развивать умение приводить доказательства жанровой специфики произведения

метапредметные

  1. Формировать умение определять на основе анализа текста главную мысль произведения.

личностные

  1. Создать условия для понимания ценности семьи, любви, красоты.

Оборудование: презентация, лото «В гостях у сказки».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность   учащихся

презентация

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

III. Мотивация познавательной деятельности.

IV.Познавательная деятельность.

V. Итог урока      

   

VI. Домашнее задание                              

Сказка в гости к нам идёт,

Сказку новую ведёт

Ждут нас снова чудеса

И весёлая игра.

Назовите жанровые особенности сказки.

Вспомним прочитанные сказки. Поиграем в лото «В гостях у сказки».

Прочитайте загадки, назовите сказки.

Охраняют град не зря

Тридцать три богатыря.

В граде том богатства есть,

Злата, серебра не счесть. (Сказка о царе Салтане)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка)

Конь ретивый, долгогривый.

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый. (Конёк – горбунок)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)

Приведите доказательства того, что это сказки. Какие из этих сказок литературные?

Какую литературную сказку вы читали дома? Зачитайте понравившийся отрывок.

Почему эту сказку назвали научно – познавательной?

С какой сказкой познакомимся сегодня?

«Сказка о жабе и розе».

К какой группе сказок она относится?

Почему вы сделали такой вывод?

Что мы должны узнать, чтобы правильно понять сказку?

  1. Познакомиться с содержанием сказки, ее героями
  2. Раскрыть образ героев сказки:
  • Внешний вид героев
  • Характер героев
  • Взаимоотношения героев
  • Мечты героев
  • Поступки героев
  1. Определить художественные особенности сказки
  1. Страницы биографии писателя.

Могут ли нам помочь сведения об авторе сказки?

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок.

  1. Первичное восприятие сказки (слушание).

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Понятны ли вам его слова? Чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны очень внимательно послушать сказку.

  1. Беседа.

Вторичное восприятие сказки (чтение учащимися).

 Что в этой истории сказочного?

Как автор описывает розу? А как изображает жабу? Прочитайте.

Можно ли сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу?

Эта сказка только о жабе и розе?

           Мир жабы злобен;

           Нам предстоит его раскрыть.

           А роза -  милое создание,

           Она сотворена любить.

           Без этих  двух противоречий

           Никак не может сказка жить.

           Задача наша на сегодня-

           Добро и зло определить.

      Какие жизненные понятия помогают раскрыть герои сказки?

      Как вы понимаете добро и зло? Подберите синонимы.

Раскрыть понятия «ДОБРО» и «ЗЛО» через характеристику героев.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное (забота, сочувствие, отзывчивость)

Зло – нечто отрицательное, плохое, вредное (грубость, зависть, жестокость)

      Роза – символ добра. Жаба – символ – зла.

Как объясните слова В.М. Гаршина о красоте?

Согласны ли вы с такими пожеланиями для людей?

«Пусть ваша душа будет также прекрасна,

как этот удивительный цветок.

Учитесь у мира только хорошему».

Прочитать описание цветника, выполнить рисунок.

Называют особенности сказки: зачин, испытания, троекратные повторы, наличие помощника, волшебство…

Читают загадки,

называют сказки.

Объясняют жанровые особенности сказок, называют  авторов литературных сказок.

Читают на оценку отрывок из сказки «Городок в табакерке».

Объясняет устройство механизма…

Находят в учебнике.

Называют признаки литературной сказки.

Планируют деятельность.

В произведениях автор выражает свои чувства, мысли…

Рассматривают портрет, слушают рассказ учителя.

Высказывают свои мысли.

Слушают сказку в аудиозаписи

Делятся впечатлениями, называют героев.

Жаба и роза разговаривают, чего не бывает в жизни.

Герои сказки раскрывают понятия добро и зло.

Высказывают свои мысли.

Делают вывод: Нужно творить добро, совершать хорошие поступки.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9