К.Бальмонт "Снежинка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса (УМК «Гармония»)
К. Бальмонт «Снежинка»
Цель: Знакомство учащихся с творчеством К.Бальмонта через его стихотворение «Снежинка».
Задачи:
- учить находить в произведении сравнения, эпитеты и олицетворение
- развивать технику выразительного чтения
- грамотно использовать в речи литературные термины
- учить детей чувствовать и видеть в стихах красоту родной природы
Планируемые результаты
Личностные результаты
1) формировать способность оценивать собственные умения по литературному чтению
2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения
4) развивать коммуникативные навыки
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
осознавать и принимать учебную задачу
оценивать результат собственной учебной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия:
1) учить формулировать учебную задачу
3) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
4) перерабатывать полученную информацию, делать выводы
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1) Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
2) Слушать одноклассников, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
3) вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
4) строить осознанно высказывание в устной форме
Оборудование: О.В.Кубасова «Литературное чтение» (учебник), 3 класс (ч.2), О.В.Кубасова «Литературное чтение» (рабочая тетрадь), 3 класс (ч.1), интерактивная доска, портрет К.Бальмонта, карточки с прилагательными и глаголами для работы на доске, карточки с рисунком снежинки.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобнее и начинаем работать. Всем желаю хорошего рабочего настроения.
Проверка домашнего задания
-Игра «Радиотеатр» (чтение по ролям) рассказа В. Драгунского «Кот в сапогах».
-Выскажите своё мнение, получилось ли у ребят «сыграть» рассказ В. Драгунского? Оцените чтение своих одноклассников.
Актуализация знаний
- В каком разделе «Литературного чтения» мы работаем? («Снег летает и сверкает…»)
- Какие произведения мы уже прочитали? Что общего между этими произведениями? Почему авторы учебника включили их в этот раздел?
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением этого раздела.
- На какой вопрос ответим в конце урока? (Почему авторы учебника включили это произведение в этот раздел?)
Подготовка к восприятию
-Иногда зиму называют «Волшебницей». Почему? Что волшебного происходит зимой?
-Отгадайте загадку:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
-Все по-разному воспринимают приход зимы, но снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу преображается, становится чистым, светлым и праздничным.
-Разглядывали ли вы когда-нибудь снежинки? Можно ли сказать, что это чудо природы? Почему?
-Бывают ли снежинки одинаковыми? На что они похожи?
-Приходилось ли вам наблюдать за падающей снежинкой? Как она падает?
-Что вас восхитило, удивило?
Первичное знакомство с текстом
-Сегодня мы будем читать стихотворение о снежинке, которое написал русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт.
(На доске портрет К.Д.Бальмонта и годы жизни)
-Родился К.Бальмонт в 1867 году в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Родители воспитывали будущего поэта в духе свободомыслия, сочувствия обездоленным.
(Чтение стихотворения учителем)
Обсуждение прочитанного.
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Это стихотворение написано более 100 лет назад, а кажется, что всё происходит как будто сегодня.
-Какое по настроению это стихотворение? Наша с вами задача, определить, какими средствами художественной выразительности поэт добивается такой музыкальности, лёгкости и подготовить выразительное чтение стихотворения.
Перечитывание и работа с текстом
-Перечитайте стихотворение самостоятельно молча и найдите слова, которые вам не знакомы или малопонятны. Давайте их разберём:
-Лазурь – светло-синий цвет (неба);
-Взметается – поднимается высоко вверх;
-Лелеющий – лелеять, заботливо ухаживать за кем-либо;
-Утешена – успокоить чем-нибудь;
-Веющий – веять, дуть, обдувать;
-Кристальная – имеющая форму кристалла
-Прочитаем стихотворение ещё раз вслух.
-с.33 (учебник) – вопрос №1. Чем восхищается автор в своём стихотворении?
Вопрос №2(учебник), (№2 с.75 (тетрадь)) Найдите прилагательные, которыми поэт описывает снежинку (работа в группах)
-Проверяем:
- Светло-пушистая
- Белая
- Чистая
- Смелая
- Кристальная
-Кто выполнил задание правильно и не допустил ошибок
Вопрос №3. Сравните: снежинка белая и снежинка смелая.
-Где обычное определение, а где образное?
-Кого можно назвать смелым? Почему?
-Почему Бальмонт называет снежинку смелой?
- Такое образное определение снежинки (смелая) называют эпитетом. Прочитаем в учебнике, что такое эпитет. (Эпитет – художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению)
-Какие ещё эпитеты использует Бальмонт при описании снежинки? (снежинка светло-пушистая, снежинка чистая)
-А какие эпитеты можете подобрать вы, описывая снежинку? (лёгкая, прозрачная, хрустальная, воздушная)
Вопрос №5 (учебник), №2 с.76 (тетрадь). Какие глаголы использует поэт, описывая действия снежинки? (работа в группах)
-Проверяем:
- Проносится
- Просится
- Взметается
- Качается
- Крутится
- Касается
- Лежит
-Кто не допустил ошибок и отметил все глаголы правильно?
-Какие глаголы передают движение снежинки? Подчеркните.
-Куда летит снежинка?
-У снежинки долгий и трудный путь. Но она не боится, смело и бесстрашно летит вниз на землю.
-Кто помогает снежинке в её стремительном полёте? (Ветер)
-Как ветер относится к снежинке? Зачитайте. (Он лелеет её, утешает)
- Снежинка смогла преодолеть свой нелёгкий путь и долететь до земли.
Вопрос №7 Как поэт называет снежинку, когда она коснулась земли?
-Похожа ли снежинка на кристальную звезду? Чем?
-Какие чувства вызвала у поэта снежинка и её полёт? Ответьте на вопрос, используя копилку слов в конце тетради. (Поэт любуется её красотой, восхищается её смелостью, бесстрашием)
-Сравним первое и последнее четверостишия. (первое - начало пути, рождение, появление снежинки на свет; последнее – конец жизненного пути)
-С какой целью поэт поменял местами прилагательные «смелая» и «белая»? (Сначала поэт восхищается смелостью снежинки, а потом ее белизной, которую она сохранила до конца пути)
-Какое ещё выразительное средство языка использует Бальмонт в своём стихотворении? (Олицетворение)
Подтвердите примерами.
Подготовка к выразительному чтению
- № 3 с.76 (тетрадь): Работая с текстом стихотворения, укажите паузы, логические ударения. Проверяем.
-С одинаковой интонацией будем читать все четверостишия? Как? (Начало – с восхищением; конец – грусть)
-Подготовьтесь к выразительному чтению
(Слушание чтения учеников)
-Оцените чтение одноклассников. (Используем памятку)
Рефлексия
-С каким произведением познакомились на уроке?
-В чём особенность стихов Бальмонта? (певучесть, музыкальность)
-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Почему авторы учебника включили это произведение в раздел «Снег летает и сверкает…»?
Самооценка
-Перед каждым из вас лежит маленькая бумажная снежинка. Оставьте её белой, если урок понравился. Придайте ей голубой оттенок, если понравилось не всё. Закрасьте её серым цветом, если ничего не понравилось
-Покажите свои снежинки.
Домашнее задание
-Задание на выбор: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения; 2. Выучить стихотворение наизусть; 3. Сочинить своё стихотворение о снежинке.