Урок литературного чнетия 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Калинина Ольга Евгеньевна

Конспект внеклассного урока по литературному чтению на тему: "Мальчик-звезда.Оскар Уайльд" по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тех.карта 31.38 КБ
Файл презентация668.93 КБ
Файл описание14.88 КБ
Файл прил183.05 КБ
Файл прил219.44 КБ
Файл прил315.47 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационно целевой

-Здравствуйте, ребята! Урок литературного чтения проведу у  вас я, зовут меня Ольга Евгеньевна.

«Есть  много  людей  с  красивой  внешностью,  

которым,  однако,  нечем  похвастаться  внутри».                                                                  (Джеймс  Фенимор  Купер)

- Ребята, как вы понимаете это высказывание?

-Что хотел  сказать Дж.Ф.Купер?

- О чем, значит,  мы сегодня поговорим?

-Какие вопросы вы могли бы предложить для обсуждения?

- Ответы  на эти сложные вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О.Уайльда «Мальчик-звезда».

Приветствие учителя.

В чём истинная красота человека? Что должна нести миру красота? Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки? Может ли человек с каменным сердцем измениться к лучшему?

Личностные:

– формировать интерес к содержанию и форме художественного произведения;

– формировать интерес к творческой деятельности на основе литературного произведения;

– формировать эмоциональное отношение к поступкам литературных героев;

– формировать способность осознавать такие нравственные понятия и моральные нормы как: взаимопомощь, милосердие, любовь.

  1. Проектировочный

  1. Процессуальный

Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя

Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, всегда по моде одетый молодой человек.

Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.

Был признанным законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение слушать собеседника.

Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.

Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.

-Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Перед вами план сказки.

Индивидуальная работа.

Задание: Расставьте предложения в правильной последовательности.

1. Появление Дитя-звезды в семье лесоруба.

2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

3. Встреча с нищенкой.

4. Наказание за жестокость и эгоизм.

5. В поисках матери.

6. В плену у волшебника.

7. Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

Анализ сказки.

Учитель:

- Каждое литературное произведение Оскара Уайльда – загадка. Разгадывание этих загадок - увлекательнейшее занятие для внимательного читателя, тем более, если мы не проходим мимо подсказок, которые автор даёт нам в своём тексте. Иногда отгадка хранится в названии произведения.  Оскар Уайльд назвал свою сказку «Мальчик-звезда».

Давайте обратимся к названию сказки.

- Что вы можете сказать о лексическом значении слова «звезда»?

- Вспомните, что вы испытываете, когда смотрите на ночное звёздное небо. Подберите эпитеты к слову звезда, в значении небесное светило. Какая звезда?

- Что могло означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»?

- Кого можно назвать звездным ребенком?

- Почему их так называют?

-Хорошо ли это?

-Можно ли обобщить, и сказать, что эти дети исключительные?

- Само появление мальчика указывает на его исключительность.

-Давайте вспомним, как   Мальчик-звезда попал к людям?                                                                          

- Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? Найдите в сказке ответ и прочитайте…(2стр)

- Как повёл себя другой?

- О чём говорят эти поступки?  

- Почему жена Лесоруба не хотела брать в дом этого ребёнка? (3стр)

- Почему в доме появился злой ветер? 3(3стр)

- Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?

- Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества они проявили? (3)

Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба.

- Редкая красота Звёздного мальчика отличала его ото всех людей в посёлке.

Найдите портрет мальчика. (3стр)

…С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.

- Но почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивает красоту мальчика автор?

- Его внешняя красота соответствовала поведению?      Докажите. (4стр)

-Откуда это видно?

Давайте обратимся к тексту.

- Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению?

- Да, он был высокомерен и

жесток. А как к нему относятся сверстники?

- Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем?

Физ.минутка

    Красота - это сокровище. Но распорядиться ей,  как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.

  Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.

- А вам он нравится? Почему?

- Какие поступки мальчика показались вам особенно жестокими и бесчеловечными? Почему?

- В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце?

(встреча с матерью)(4стр)

- Почему Мальчик так себя ведёт?

 - Как он был за это наказан.

Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика о гадкой жабе становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к Мальчику-звезде, теперь он сам похож на гадкую жабу. Найдите описание внешности мальчика.(6стр)

- Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же.

Теперь ему приходится скитаться, мучиться, страдать, в него бросают камни; он просит кусок хлеба, а ему не дают; замерзает от непогоды, ночует под деревом.

- Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий?

- Почему к нему вернулась красота,  и чем она отличается от прежней?

- Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.

- Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему? Изменился ли он?

-   Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека?

- В чём же она заключается?

 

Вывод:  Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие  – вот критерии истинной красоты.

Слушают .

Выполняют задание, расставляют предложения в правильной последовательности.

1.Встреча с нищенкой.

2.Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

3.Появление Дитя-звезды в семье лесоруба.

4.В плену у волшебника.

5.Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

6.Наказание за жестокость и эгоизм.

7.В поисках матери.

Звезда на небе, звезда – человек с выдающимися способностями, знаменитость, и в одном и в другом случае звезда – что-то удивительное, необычайное, недосягаемое.

Яркая, большая.

Необычайно прекрасный.

Ребенка, который выделяется.

Потому что они совершают поступки, чтобы отличиться, чаще это отрицательные поступки.

Нет.

Да.

Дети рассказывают, как лесорубы находят ребенка.  

Нельзя совершать зло.

Жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному.

О богатстве души человека, о бедности.

Потому что у них у самих много ртов.

«Здесь живут люди с каменным сердцем»

Жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей.

Они оставили ребёнка у себя и проявили мудрость, доброту.

Нарцисс, это самовлюбленный человек.

Нет.

Он вырос жестоким и бессердечным.

Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.

Подражают ему.

Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.

Он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.

Убийство белки. Отказ от матери.

Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью.

Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери.

Стал уродлив.

Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым.

В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.

Да изменился. Стал добрее, понял, что совершил неправильный поступок.

Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему.

Регулятивные:

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

– самостоятельно работать с учебником;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Познавательные:

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

–формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

  1. Рефлексивно-оценочный

Индивидуальная работа.

Задание: Составьте портретную характеристику мальчика: каким он был до встречи с матерью, и каким стал после того, как прогнал её?

- Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке?

- А теперь возьмите карандаш и подчеркните  в своем списке, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились. Прочитайте.

- Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами.

  -В качестве итога нашей с вами работы я бы хотела предложить вам составить синквейны на следующие темы Звезда, Счастье, Добро, Любовь.  

 Работать будем в парах.

Подведение итогов урока.

 - Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

 - Какие выводы вы сделали для себя на уроке?

Учитель:

Мы проследили,  как на протяжении всей сказки меняется жизнь мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души.  

Мы пришли к выводу, что по-настоящему красивому  человеку присуще такие качества, как доброта, милосердие, умение сострадать и любить.

Дорогие мои ребята, вы такие замечательные, умные и красивые, я очень хочу,   чтобы  ваша красота приносила миру только свет и тепло.

Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

Чтобы вы были по-настоящему красивыми… Вот что может изменить мир к лучшему.

Давайте просмотри видеоролик.

Записать на листочках черты  характера.  

Читают.

Выполняют работу.

Да. Нужно быть добрым и уметь сочувствовать, сопереживать, не быть жестоким.

Познавательные:

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

–формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри». ( Джеймс Фенимор Купер)

Слайд 2

Оскар Уайльд 16 октября 1854 года, Дублин — 30 ноября 1900 года, Париж)

Слайд 3

Расставьте предложения в правильной последовательности. 1. Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 3. Встреча с нищенкой. 4. Наказание за жестокость и эгоизм. 5. В поисках матери. 6. В плену у волшебника. 7. Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

Слайд 4

Красота - это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.

Слайд 5

Как пишется синквейн ? Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить. Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём. Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное. Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову



Предварительный просмотр:

УМК: «Система Л.В Занков»

Предмет: Литературное чтение

Класс:

Тема урока: Истинная красота человека. Литературно - художественный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».

Тип урока: Урок внеклассного чтения

Планируемые результаты:

Личностные:

– формировать интерес к содержанию и форме художественного произведения;

– формировать интерес к творческой деятельности на основе литературного произведения;

– формировать эмоциональное отношение к поступкам литературных героев;

– формировать способность осознавать такие нравственные понятия и моральные нормы как: взаимопомощь, милосердие, любовь.

Метапредметные:

Регулятивные:

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

– самостоятельно работать с учебником;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Познавательные:

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

–формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Предметные:

Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в красоте его внутреннего мира и благородстве души.

Побудить задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки.

Оборудование: Сказка  «Мальчик звезда» Оскар Уайльд, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной  работы, памятки по написанию синквейнов,  музыкальный клип на песню «Дорога добра».



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 

Встреча с нищенкой. 
Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. 

Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 

В плену у волшебника. 
Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 
Наказание за жестокость и эгоизм. 
В поисках матери. 



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Каким Мальчик-Звезда был до встречи с матерью:

Каким стал после:

Каким Мальчик-Звезда был до встречи с матерью:

Каким стал после:

Каким Мальчик-Звезда был до встречи с матерью:

Каким стал после:

Каким Мальчик-Звезда был до встречи с матерью:

Каким стал после:



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Тема: Звезда

Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Тема: Счастье

Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Тема: Красота

Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову

Тема: Сердце

Как пишется синквейн?

Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Тема: Доброта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок литературного чтения1 класс "Гласный звук и буквы О, о."

Урок литературного чтения  по программе "Школа России" Раздел "Добукварный период" Тема   Гласный звук [o], буквы О, о. https://yadi.sk/d/XaSZhZ-fjvVtVw ...