конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"
материал по чтению (3 класс) на тему

Радостева Валентина Ивановна

Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_radosteva_v.i._1.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

      ФИО учителя: Радостева Валентина Ивановна

      Класс: 3

      УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести «Детство»

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Место и роль урока в изучаемой теме: 31 урок раздела «Произведения классиков XIX – XX веков»

Цель: обучение приемам работы с текстом на примере отрывка  автобиографической повести «Детство» Л.Н.Толстого.

Планируемые результаты

Предметные знания,

предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Понятия: детство

Действия:

- читает текст;

- работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения;

- осуществляет драматизацию с опорой на литературное произведение;

- упражняется в поиске необходимой информации.

- принимает и сохраняет учебную задачу;

- учитывает выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале;

осуществляет самоконтроль за выполнением задания;

- соотносит поставленные задачи и достигнутые результаты.

- анализирует представленную информацию;

- читает текст, подбирая необходимую интонацию;

- выделяет в тексте опорные слова;

- опираясь на познавательный опыт, подбирает цепочку слов-ассоциаций;

- делает вывод на основании выполненной работы.

-взаимодействует в малых группах, принимая определенные роли «лидер», «подчиненный»;

- использует речевые средства в монологической форме при подведении итогов;

- оценивает работу группы и себя лично;

- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.

- проявляет интерес к учебной деятельности (к конкретному предмету);

- понимает значимость собственного труда;

- с пониманием относится к мнению одноклассников, не совпадающего с его собственным;

- выражает эмоции по поводу собственного поведения и отношения к одноклассникам;

- высказывает личную точку зрения, отстаивая и аргументируя её;

- осуществляет самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Название

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Включение  в деятельность по организации учебной деятельности

Фронтальная

Создает положительный эмоциональный настрой и проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода! Какие вы сегодня нарядные! Я уверена, что многие из вас пришли на урок с необычным настроением. С каким? Скажите мне на ушко.

- А к кому я не успела подойти, скажите сове настроение в  ладошку и спрячьте в кулаке. В конце урока мы о вашем настроении обязательно вспомним.

 Настраиваются на положительный эмоциональный лад.

Включился в деятельность по организации мотивации учебной деятельности

Наблюдение учителя

2

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Анализ

представленной информации

Принятие  и сохранение учебной задачи.

Участие в обсуждении проблемного вопроса по установлению трудности задания.

Фронтальная  

Формулирует задание. Руководит обсуждением.

Задание: опираясь на оформление доски определить, о ком идет речь?

(90 томов, Ясная Поляна, «Азбука», 1828 год, граф, школа, литература)

Задание: 

на основании выполненных заданий,  определите тему урока.

Обучающиеся обобщают выписанные на доску слова.

Проводят самопроверку.

Представил результаты работы, соотнес с вариантами, предложенными другими обучающимися.

Поставил тему урока

Наблюдение учителя

3

Работа с понятием

Проведение герменевтической работы со значением слова «детство».

Взаимодействие в малых группах, принимая  роли (лидера, подчиненного)

Групповая работа

Организует герменевтическую работу.

- У Л.Н.Толстого есть замечательное произведение «Детство». А с чем у вас ассоциируется это слово?

 

Задание: составить ассоциативный ряд к слову «детство»

(папа, мама, я, брат, тепло, родители, игрушки, воспоминания, возраст, маленький, сказки на ночь…).

- А как Л.Н.Толстой понимал это слово – детство?

Опираясь на познавательный опыт, подбирают цепочку слов-ассоциаций к понятию «детство».

Слушают ответы участников других группы.

Высказывают предположения

Представил результат работы группы  

Лист достижения

4

Построение проекта выхода из затруднения

Выстраивание план действий, соотнося с темой урока.

Упражнение в работе с текстом во время  чтения

Упражнение в работе с текстом после чтения

Фронтальная

Фронтальная  

Групповая работа

Организует обсуждение.

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(составить план работы)

Организует чтение текста по частям.

Фиксирует слова, выбранные обучающимися, значение которых нужно уточнить.

Маmаn – обращение к матери на французский манер

Дремота – полусонное состояние, в котором хочется спать, и глаза закрываются сами собой.

Лелеять – ласкать, нежить, холить.

Грёзы – мечты, сновидения, порожденные фантазией

Взоры – взгляды.

- Какие эмоции вызвало у вас произведение?

Задание: составить ассоциативный ряд к слову «детство» по данному произведению (выделение опорных слов)

(Детство – невозвратимая пора, источник наслаждений, сон по вечерам, мамин шёпот, щекотка, молитва перед сном, мечты)

Сравним наши ассоциации и то, что написал Л.Н.Толстой. Почему получились разные значения?

- Мы живем в другую эпоху, отличную от той, в которой жил Лев Николаевич. У нас может быть свое представление о детстве и семье, но ценности остаются те же – родители для ребенка во все времена являлись и являются главной ценностью и главной ассоциацией с детством.

Составляют план выхода из затруднения:

1.Прочитать отрывок повести «Детство»

2.Составить ассоциативный ряд к слову «детство» по произведению

3.Обсудить личные мнения

Читают текст, выделяя слова, значение которых нужно уточнить.

Работа с толковым словарем.

Построение догадок и предположений по поводу значения слов.

Самопроверка в группах и фронтально.

Высказывают мнение по поводу прочитанного текста.

Слушают ответы одноклассников

Составляют ассоциативный ряд с опорой на произведение

Высказывают предположение.  Слушают ответы одноклассников.

Работал с текстом во время чтения (словарная работа)

Выделил слова, значение которых нужно уточнить.

Искал информацию  в дополнительной литературе.

Обсуждал возможные  значения слова.

Ответил на вопрос учителя

 

Составил ассоциативный ряд

Принимает мнение, отличное от собственного.

Наблюдение учителя

Лист достижений

Наблюдение учителя

Наблюдение учителя

5

Первичное закрепление

Драматизация

Фронтальная  

- Хотелось бы вам когда-нибудь попасть в прошлое? Вы не поверите, но мы можем совершить такое путешествие.

Задание: инсценировать отрывок повести Л.Н.Толстого «Детство»

Инсценируют отрывок, представляют результаты работы группы.

Представляет заданную роль.

Поддерживает выступление участников группы.

 Лист достижений  

6

Физминутка

Выполнение  тактильных упражнений

Фронтальная

Организует проведение физминутки

Игра «Колыбельная»

Звучит музыка, на фоне которой учитель делает задание.

- Вы готовитесь ко сну и потягиваетесь, а теперь сжимаетесь в позу спящего человека.

Покажите, как вы кладете руки под голову, как начинаете засыпать, и вам снится прекрасный сон.

Выполняют упражнения на расслабление

Упражняются в эмоциональном представлении заданного через тактильные образы.

Выполнил задание учителя.

 

Наблюдение

7

Самостоятельная работа

Упражнение в составлении текста на заданную тему

Индивидуальная

Дает задание.

Наблюдает за его выполнением.

- Часто ли мы говорим слова признательности и любви самым близким?

Задание: 

написать письмо для близкого человека

Осуществляют самоконтроль за выполнением задания.

Представляет результат работы.

(письма были переданы родителям на ближайшем родительском собрании)

Опустил в почтовый ящик класса

Наблюдение

8

Рефлексия деятельности.

Принятие инструкцию по выполнению домашнего задания

Фронтальная

Дает задание

Задание: ответить на вопросы к тексту, выучить наизусть отрывок текста.

Принимают инструкцию по выполнению домашнего задания

Записывает задание.

Наблюдение

Осуществление самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Фронтальная

Индивидуальная

 

Предлагает продолжить одну из фраз:

1.Сегодня на уроке я узнал…

2. Меня сегодня удивило…

3. Я не знал, что…

Создает благоприятный психологический климат в конце урока.

- Вспомните, какое настроение у вас было в начале урока? У кого оно осталось таким же? У кого изменилось?

Кто хочет поделиться своим настроением со всем классом?

Организует оценку работы обучающихся с помощью листа достижений

- Оцените свою работу, отметьте в листе достижения

Используют речевые средства в монологической форме при подведении итогов урока.

Высказывают собственные мнения.

«Выпускают» эмоцию в виде воздушного поцелуя

Оценивают работу групп и себя лично

Сформулировал свое отношение к прошедшему уроку.

Высказал мнение.

Соотнес его с мнением одноклассников.

Заполнил лист достижений

Приложение к уроку

Лист достижений

Вид работы/качество выполнения

Выполнил отлично,  мой вариант ответа (действия) был отмечен учителем, внесен в карту на доске.

Я был лидером в группе (или хорошо поработал сам) (Умница)

Работал хорошо, часть моих ответов была отмечена обучающимися или учителем. В группе был в качестве лидера

(Молодец)

Мог работать лучше. Не все мои ответы были верны. В группе был в роли подчиненного

(Поработаю над собой)

Не постарался. Меня не было «видно» на уроке, мои высказывания не вызывали интерес, в группе держался обособленно

(Буду стараться)

Составление ассоциативного ряда к слову «детство»

Поиск значения непонятного слова

Участие в инсценировании отрывка произведения)

Детство

(В сокращении)

           Счастливая,  счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить,  не  лелеять  воспоминаний  о  ней?  Воспоминания  эти освежают,  возвышают мою  душу  и  служат для  меня источником лучших наслаждений.

           Набегавшись  досыта,  сидишь,  бывало, за чайным столом, на своем  высоком  креслице;  уже  поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь   и  слушаешь.  И  как  не  слушать?  Maman  говорит  с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки   эти  так  много  говорят  моему  сердцу!  Отуманенными дремотой  глазами  я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась  вся  маленькая,  маленькая  -  лицо  ее  не  больше пуговки;  но  оно  мне  все  так  же ясно видно: вижу, как она взглянула  на  меня  и  как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не  больше  тех  мальчиков,  которые  бывают  в  зрачках; но я пошевелился  -  и  очарование  разрушилось;  я  суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

   - Ты опять заснешь,  Николенька,  - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.

   - Я не хочу спать,  мамаша,  -  ответишь ей,  и неясные, но сладкие  грезы  наполняют воображение,  здоровый  детский  сон смыкает веки,  и  через минуту забудешься и  спишь до тех пор, пока не разбудят.  Чувствуешь,  бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще  во  сне  невольно  схватишь эту  руку  и  крепко,  крепко прижмешь ее к губам.

   Все  уже  разошлись;  одна  свеча  горит  в гостиной; maman сказала,  что  она  сама  разбудит  меня;  это  она присела на кресло,  на  котором  я  сплю,  своей  чудесной  нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!

   - Вставай,  моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не  стесняют ее:  она не  боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

   - Вставай же, мой ангел.

   Она другой рукой берет меня за  шею,  и  пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением;  мамаша сидит подле самого меня;  она трогает меня;  я  слышу ее запах и  голос.  Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

   -  Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей  грустной,  очаровательной  улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

   - Так ты меня очень любишь?  -  Она молчит с минуту,  потом говорит:  - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не  будет  твоей  мамаши,  ты  не  забудешь ее?  не  забудешь, Николенька?

   Она еще нежнее целует меня.

   - Полно!  и не говори этого,  голубчик мой,  душечка моя! - вскрикиваю я,  целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.

   После этого,  как,  бывало, придешь на верх и станешь перед иконами,  в  своем  ваточном халатце,  какое  чудесное чувство испытываешь,  говоря:  "Спаси,  господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы,  которые в  первый раз лепетали детские уста

мои за любимой матерью,  любовь к  ней и  любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.

   После  молитвы  завернешься,  бывало,  в  одеяльце; на душе легко,  светло  и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое  счастие… Потом  любимую фарфоровую игрушку - зайчика  или  собачку  -  уткнешь  в  угол  пуховой  подушки и любуешься,  как  хорошо,  тепло  и  уютно  ей  там лежать. Еще помолишься  о  том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны  и  чтобы  завтра  была  хорошая  погода для гулянья, повернешься   на  другой  бок,  мысли  и  мечты  перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.

Фрагменты для инсценирования

1 группа

        Набегавшись  досыта,  сидишь,  бывало, за чайным столом, на своем  высоком  креслице;  уже  поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь   и  слушаешь.  И  как  не  слушать?  Maman  говорит  с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки   эти  так  много  говорят  моему  сердцу!  Отуманенными дремотой  глазами  я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась  вся  маленькая,  маленькая  -  лицо  ее  не  больше пуговки;  но  оно  мне  все  так  же ясно видно: вижу, как она взглянула  на  меня  и  как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не  больше  тех  мальчиков,  которые  бывают  в  зрачках; но я пошевелился  -  и  очарование  разрушилось;  я  суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

2 группа

   - Ты опять заснешь,  Николенька,  - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.

   - Я не хочу спать,  мамаша,  -  ответишь ей,  и неясные, но сладкие  грезы  наполняют воображение,  здоровый  детский  сон смыкает веки,  и  через минуту забудешься и  спишь до тех пор, пока не разбудят.  Чувствуешь,  бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще  во  сне  невольно  схватишь эту  руку  и  крепко,  крепко прижмешь ее к губам.

3 группа

   - Вставай,  моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не  стесняют ее:  она не  боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

   - Вставай же, мой ангел.

   Она другой рукой берет меня за  шею,  и  пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением;  мамаша сидит подле самого меня;  она трогает меня;  я  слышу ее запах и  голос.  Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

   -  Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей  грустной,  очаровательной  улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

   - Так ты меня очень любишь?  -  Она молчит с минуту,  потом говорит:  - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не  будет  твоей  мамаши,  ты  не  забудешь ее?  не  забудешь, Николенька?

   Она еще нежнее целует меня.

   - Полно!  и не говори этого,  голубчик мой,  душечка моя! - вскрикиваю я,  целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.

4 группа

   После этого,  как,  бывало, придешь на верх и станешь перед иконами,  в  своем  ваточном халатце,  какое  чудесное чувство испытываешь,  говоря:  "Спаси,  господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы,  которые в  первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью,  любовь к  ней и  любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся на примере творчества Л.Н.Толстого

Цели и задачи урока:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;-развивать логику, технику чтения;-за...

Урок литературного чтения в 4 классе. Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство" (отрывки)

 Урок построен в соответствии ФГОС по технологии деятельностного метода обучения. Данный урок представлен в ходе изучения раздела «Мир детства». В целом он направлен на формирование и разв...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе"Творчество Л. Н. Толстого. Обобщение". Программа "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок методологической направленности Цель: создать условия для ознакомления  учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его произведениями.Задачи:·...

Определи название произведения Л.Н. Толстого по представленному отрывку.

Данный материал может быть использован  на уроках литературного чтения и при работе творческих объединений (кружков)....