Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: 

Литературное чтение 2 класс, УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»

Тема урока: 

Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»

Цель:

Расширить знания учащихся о роли смыслового и слогового ударения.

Способствовать развитию операций мыслительной деятельности: анализировать, делать выводы.

Задачи:

Актуализировать знания по изученному из раздела «Волшебные превращения слова».

Развивать навык «взрослого» чтения. Развивать умение работать с текстом. Формировать коммуникативные и личностные УУД: уметь слушать, принимать точку зрения, отличающуюся от собственной, отстаивать свою точку зрения.

Учитель начальных классов

Кузнецова Ирина Борисовна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к работе.

Организация эмоционального настроя.

-Какой у нас урок.

Сообщают о готовности к уроку.

Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности (личностные УУД — далее Л.).

2. Актуализация полученных ранее знаний. Проверка домашнего задания

Д/З

-Вспомним, что мы приготовили дома.

-Чтение по ролям (1-2 раза)

-На уроках литературного чтения мы учимся читать как?

-Давайте вспомним правила взрослого чтения.

-Откроем учебник стр. 70

-Прочитаем текст по взрослому. Работаем  с партитурой.

-Что такое партитура?

Чтение 2-3 человека, оценивание детьми.

-О чем мы прочитали.

Оценивание чтения по правилам.

Перечисляют правила взрослого чтения.

Работа с текстом стр. 70 выделение партитуры.

Дают оценку взрослому чтению по таблице на столе.

-Мы прочитали о слове, что они наши помощники. Слово имеет смысловую оболочку, буквенную рубашку. Что нужно уметь читать по взрослому. делать паузы, выделять ключевые слова…..

Внимательно относиться к каждому слову, звуку.

Обобщение, классификация, сравнение произведений, способность выполнять логические операции (познавательные УУД — далее П.).

Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение (коммуникативные УУД — далее К.).

3. Постановка учебной задачи. Формулирование школьниками целей урока.

Главным критерием выразительного чтения является грамотное безошибочное чтение.

В правилах взрослого чтения  мы говорим о ключевых словах, а что это такое.

Правильно.

Здесь речь идет о словесном ударении, т.е. выделяется главное слово в синтагме.

-Какое еще ударение различают?

-Для чего он выделяется?

О чем мы сегодня будем говорить?

-Да об ударении, знакомясь с произведением  Подгаецкой «Ударение»

Какова тема нашего урока. Вывешивается тема урока.

Ответы учеников, участие в беседе.

-Это главное слово в синтагме (речевом звене).

Мы его выделяем голосом.

-Ударение в слове. Выделяется гласный звук. Чтобы слово звучало правильно и несло определенное смысловое понятие.

-Об ударении

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний (регулятивные УУД — далее Р.).

Умение обосновывать свои суждения (П.).

В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи (Р.).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

4.Открытие нового знания.

-Сейчас мы прочитаем текст на стр. 71.

-Чтение текста сильных учащихся 2 человека.

-Почему эту историю называют сказочной?

-О чем эта сказка? Зачем нужны такие сказки?

-Как вы думаете ударение – это просто черточка?

Учащ. читают текст на стр.71.

Дети читают.

-Разговор слов, присущи человеческие качества словам и т.д.

-Мы узнаем  о русском языке через сказочных героев. Сказочными героями выступают ударение, знаки препинания, слова и т.д.

5.Формирование первичных умений.

Вопрос на доске.

-ЗАЧЕМ НУЖНО УДАРЕНИЕ?

Обсуждение в парах.

Высказывания учащихся.

Работа в парах.

Умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать свою точку зрения.

Работа в группах

-Повторим правила работы в группах.

-Что бы было, если отсутствовало ударение. Ваша история.

Послушайте стихотворение и впредь будьте внимательны с ударением.

Отца спросила дочка:

-Не знаю как прочесть.

-Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «Атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас?»

А есть ведь и «атлАс»

-Дети рассказывают свои истории.

6.Рефлексия.

-О чем мы сегодня говорили на уроке.

-Что такое лингвистическая сказка?

-Зачем она нужна?

-Какое бывает ударение ?

Оцените свою работу на уроке. Посмотрите в свои таблички оценивания.

Оцените чтение по взрослому и удалось ли вам осознать для чего

Нужна сказка,  ударение.

-Об ударении

-Сказки где героями являются……

-Чтобы рассказать  о русском языке.

-Смысловое, ключевые слова

-Ударение в слове.

7.Выбор домашнего задания

1.Стр.70-71 чтение по взрослому.

2.Прочитай все произведение И.М. Подгаецкой «Ударение».

3.Подбери слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении.

-Дети читают домашнее задание. И определяют, какое они будут выбирать для выполнения.

Правила «взрослого» чтения

  • Читая вслух каждое высказывание, выделяй нем  речевые звенья (синтагмы).
  • В каждом речевом звене выделяй голосом  ключевые слова.
  • Между речевыми звеньями делай  паузы.
  • Самую длинную паузу делай  в конце  каждого высказывания.
  • Обращай внимание на  знаки препинания  в середине и в конце высказывания.
  • Правильно поставь  ударение  в каждом слове.
  • Во время чтения  не пропускай  и  не заменяй  слова.
  • Читай высказывание в соответствии с настроением  героя, рассказчика или автора.

http://bigslide.ru/images/17/16862/389/img4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

Конспект открытого урока по математике Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс

Конспект открытого урока по математике  Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Синонимы» с использование игровой, поисково-творческой технологий у учащихся 3 классов».

Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Синонимы" в 3 классе с использованием игровой и поисково-творческой технологий....

конспект урока по математике 2 класс система РО Эльконина-Давыдова

Тема урока: «Рациональный способ работы с мерками»....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...