Ф.Тютчев " Чародейкою Зимою"
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) на тему

Урок по литературному чтению для начальных классов по любому УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_charodeykoyu_zimoyu.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3-А.

Тема: Фёдор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…».

Тип: урок изучения нового материала (первичное знакомство со стихотворением).

Цель: ввести учащихся в мир поэзии Фёдора Ивановича Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою зимою...».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
  • формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
  • закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
  • развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
  • развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
  • развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

Воспитательные:

  • привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательность к окружающему миру;
  • утвердить значимость и ценность каждого слова;
  • передать красоту и музыкальность поэтической речи;
  • пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Формируемые УУД

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;
  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • проявлять интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
  • ориентироваться в информационном материале учебника;
  • осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других, включаться в диалог с учителем;
  • уважать другую точку зрения.

Предметные:

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.

Метапредметные:

  • формировать интерес к учению;
  • получать информацию из текста, выделять существенное;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат: познакомить учеников с творчеством Ф. И. Тютчева и его произведением «Чародейкою зимою…».

Ход урока

 I.  Оргмомнет. Разминка.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции.

Гимнастика для щёк, губ, языка.

«Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

«Месим тесто» – размять язык зубами.

«Лошадка» – пофыркали.

Скороговорка.( На парте одна на пару).                  

Работа в паре.

- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

- Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

 - Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

 - Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока со скоросоковыжималкой.

Подал грабли крабу краб.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

II. Проверка домашнего задания

- Какое стихотворение мы анализировали на прошлом уроке?

Что было задано? ( Задание дети получили по рядам)

  1. - Стихотворение  выучить наизусть.
  2. - Нарисовать рисунок и подтвердить словами из текста.
  3. - Найти другие стихи А.С.Пушкина о зиме.

III. Подготовка к первичному восприятию.

Сегодня мы  продолжим следить, насколько сложен и многогранен образ природы и как разнообразны взаимоотношения человека с ней, прикоснувшись к творчеству Ф.И. Тютчева.

- Давайте вспомним, что вы узнали о Тютчеве в предыдущих классах?

( Писал стихи  о природе).

- Большинство писателей еще при жизни заранее облегчают труд своих биографов подбором материалов. Тютчев – наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками, не позаботился о составлении списка хотя бы перечня своих сочинений. Такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева не столько от врожденной беспечности и лени, сколько от особого рода скромности, смирения и иных нравственных причин которые мы разъясним сегодня.

- У меня на уроке есть помощники. Прошу Вас.

Биография (презентация) ( отвечает группа помощников)

1 слайд

Фёдор Иванович Тютчев -  русский поэт, дипломат, публицист.

2слайд

Фёдор Иванович Тютчев

родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии, среди березовых рощ.  Происходил из древнего дворянского рода. Детство провел в подмосковном поместье Троицкое и в Орловской губернии в селе Овстуг. В семье царила патриархальная атмосфера, что однако же не мешало увлечению модным в то время французским языком. 

3 слайд

Его отец,

Иван Николаевич, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Мать будущего поэта,

Екатерина Львовна (урождённая Толстая),

женщина умная, но как писал И.С.Аксаков, «с фантазией, развитой до болезненности»,- занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Слайд 4

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной  семинарии, знаток древних языков и античной литературы.

Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству.

Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

Слайд 5

В возрасте 16 лет поступил  в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника (дипломата) русской миссии в Баварии.

Слайд 6

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию  иностранных дел. С 1822 по 1837 год он являлся чиновником дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем русской миссии в Турине (Италия). В 1839 году он уволился со службы и на протяжении пяти лет жил в Мюнхене, не занимая никакого общественного положения.

Слайд 7

В 1844 году  Тютчев вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году он занял пост председателя Комитета иностранной цензуры. Несмотря на отсутствие поэтических публикаций и громкой известности, Тютчев стал заметной фигурой в петербургских литературных кругах: Н. А. Некрасов восторженно отзывался о его творчестве и ставил в один ряд с лучшими поэтами-современниками

 

Слайд 8

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Сергеевича Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник".

Слайд 9

Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).

Слайд 10

И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений

В 1872 году здоровье Тютчева резко ухудшилось. 1 января 1873 года с ним случился удар.   15 июля 1873 года поэт скончался.

Слайд 11

Федор Иванович Тютчев  похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

В его родовой усадьбе в Овстюге открылся мемориальный музей.

Слайд 12

Федор Иванович Тютчев и сам увековечил себя  -  в своих произведениях.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений.

Какие стихи читали, учили?      ( Чтение стихотворений наизусть).

Чтение стихотворений учащимися.

Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

IV. Физминутка. ( Под музыку. Закрыли глазки и представим природу)

V. Постановка учебной задачи.

      В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства. Тютчев мыслил поэтически, умел облечь в словесную форму самые сокровенные мысли и философские прозрения. Его стихи – бесконечный внутренний монолог, который время от времени прорывался наружу.

         Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением  «Чародейкою зимою…». Человек городской, Тютчев с обострённым вниманием всматривается в картины природы, точно описывает их и пытается понять, каким должно быть взаимодействие человека и природы. Мы попытаемся раскрыть тайну этого стихотворения , тайну зимнего леса , который « сном волшебным очарован» и подготовиться к выразительному чтению.

Презентация

Работа по учебнику с.127

1.Прочитайте стихотворение про себя.

VI. Анализ стихотворения.  Работа над лексическим уровнем текста.

У. Прочитайте ещё раз первую строфу. О ком или о чём мы узнаем из первой строфы?

Д. О Чародейке - Зиме, которая околдовала лес.

У. Итак, Тютчев называет зиму - Чародейкой. Подберите синонимы к слову «чародейка».

На доске продолжается запись Чародейка Зима - волшебница, колдунья.

У. А как вы думаете, колдовство Чародейки доброе?

Д. Да.

У. Докажите текстом .

Д. «... Чудной жизнью он блестит...»

Лес «...под снежной бахромою...»

У. Как вы понимаете слово «бахрома»? Объясните его значение.

Д. Бахрома у платья, у платка, у скатерти. Это украшение.

У. Да, это тесьма , с рядом свободно свисающих шнурков, кистей, нитей и т.п. для отделки изделий из ткани ; нити по краям таких изделий как украшение.

Итак, Чародейка -Зима украсила лес «снежной бахромою...» , лес стал волшебным, стал другим . Но ведь за красотой и блеском не всегда стоят добрые силы . Вспомните сказку «Снежная королева» . Замок Снежной королевы тоже сверкал, блестел, искрился. И королева сама была прекрасна.  

- А был ли счастлив Кай в том замке?

Д. Нет.

У. Итак, произошло превращение, волшебство ... Но каково оно мы пока не знаем.

У. Прочитайте вторую строфу. О чём в ней рассказывается?

Д. О лесе. Автор описывает лес.

У. Итак, автор опять нам напоминает, что лес «околдован». Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом. Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки, как она околдовала лес?

Д. Читают почти всю вторую строфу .

На доске появляется запись :        Лес        -        околдован.

У. А теперь вы можете дать точное определение колдовству Чародейки- Зимы . Добрая она волшебница или всё же она опасна для леса?

Детские мнения разделились :

Зима опасна для леса т.к. он «...не живой...»,

«Весь опутан, весь окован...»

Чародейка Зима - добрая волшебница, потому что лес «Сном волшебным очарован...» и «цепи» - лёгкие, пуховые .

У. Подводит итог

У. Итак, автор опять же не даёт возможности до конца понять, нравится ли лесу его новое состояние. Мы только можем сказать , что в превращении леса некое отсутствие и жизни и смерти («Не мертвец и не живой...»). Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде и «окован» , но тут же автор поясняет, что «цепи» то лёгкие, пуховые. Наше читательское любопытство всё увеличивается, мы всё ещё не можем разгадать тайну этого стихотворения. Автор запутывает нас всё больше и больше. Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы. Какой знак препинания вы видите?

Д. Три точки.

У. Кто знает, что обозначает этот знак?

Д. Незаконченность мысли; пауза.

У. Правильно. Автор как бы останавливает нас, заставляет нас задуматься над тем, что произошло с лесом.

        Прочитайте  третью  строфу.

У. Появляется ли новое в характеристике леса и в характеристике Чародейки Зимы?

Д. Лес так же околдован. Он полностью во власти Чародейки Зимы.

У. Прочитайте описание леса.

Д. « Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой...».

У. Посмотрите, сколько света в этих последних строчках. Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния этого зимнего леса .

А как вы думаете, от чего так светится лес?

Д. Солнце освещает его.

Чародейка Зима так его околдовала.

У. возвращает детей к началу строфы, и обращает их внимание на то, что Солнце действительно «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце - «в нём ничто не затрепещет...» лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной особенной жизнью, по своим волшебным законам.

ИТОГ : Солнце - это символ жизни . Вспомните, что раньше на Руси

говорили так: Солнце - батюшка, Земля - матушка. Для жизни человека очень важны эти символы. Если бы не было Солнца, то и жизни бы не было. Для нас с вами это очень важно.

А так ли это важно для данного леса?

Ф.И.Тютчев очень любил природу, много стихотворений ей посвятил. И в этом он попытался нам объяснить, что природа всё же живёт по своим законам. Её жизнь и похожа на нашу и нет. Эта жизнь никогда не прекращается и она похожа на сказку.

Работа над Фонетическим уровнем текста .

У. Прочитайте ещё раз третью, заключительную строфу. Какие слова имеют значение света, блеска?

Д. Солнце, луч косой, вспыхнет, заблещет, ослепительной красой.

У. Какие звуки создают это ощущение блеска и сияния?

Д. С-Ч-Щ

У. Давайте прочитаем эту строфу так, чтобы не только значение слова, но и его звучание создавали ослепительную красоту сказочного леса.

Солнце зимнее ли меЩет На него Свой луч коСой - В нём ниЧто не затрепещет,

Он весь вСпыхнет и заблеЩет

Ослепительной краСой.

У. А теперь определим темп и тон чтения стихотворения. Возможно, ли прочитать это стихотворение быстро?

Д- Нет.

У. Вы правы. Его следует прочесть неторопливо. А каким должен быть тон чтения стихотворения ? С какими оттенками настроения?

Д. Тон - спокойный, неторопливый, таинственный ...

Настроение - волшебное, торжественное, тревожное ...

У. А как вы думаете, в какой строфе более проявляется тревожное чувство?

Д. Во второй строфе.

Выразительное чтение учащимися второй строфы и его анализ .

У. А в какой строфе чтение должно быть более торжественное?

Д. Во второй строфе.

Выразительное чтение и анализ третьей строфы.

У. Прочитайте, пожалуйста, весь текст про себя. Обратите внимание на пунктуацию, на перенос интонации. Подготовьтесь к выразительному чтению всего стихотворения.

Выразительное чтение стихитворения. ( несколько учеников)

 VII. Итог урока. Рефлексия.

Как вам было на уроке? (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

Что  вы поняли, что осознали – что не поняли, какие затруднения испытывали?

Вы стали лучше – хуже?

За что ты можешь оценить свою работу.

 -  А какую тайну мы пытались разгадать на уроке?

( Ответы учеников)

У. Итак, сегодня на уроке мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою - Зимою ...». Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы.  Природа, её жизнь -вечны ... И именно в этом состоянии проявляется вся красота, весь ослепительный блеск, всё волшебство. Никто и ничто не может остановить это вечное движение от осени к зиме , от зимы к весне , от весны к лету. Лес прекрасен в своём волшебном сне, Чародейка - Зима властвует над ним и Солнце не в силах что - либо изменить.

VIII. Оценивание учителем.

IX. Домашнее задание.

Выучите, стихотворение наизусть и попробуйте нарисовать свою иллюстрацию к данному стихотворению на тему «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит...»).

X. (если останется время) Творческая работа.  Работа в группе. ( на парте у каждого листок).

 Придумать четверостишье о природе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Тютчев. Чародейкою зимою...

Презентация к уроку. Последняя часть - слайд 30 в общей презентации с наложением музыки:http://mp3baza.net/mp3/Chaykovskiy/Schelkunchik_Stsena_v_sosnovom_lesu...

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2.    Форм...

Курмашева А.С Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"

Конспект урока для коррекционных классов...

Курмашева А.С. Ф.Тютчев "Чародейкою зимою"

Конспект урока для коррекционных классов....

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

План - конспект урока по чтению. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкал...

Природа в стихах. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Цели урока:Образовательные: формировать знания о весенних явлениях в природе, познакомить учащихся с новыми произведениями  о весне, отрабатывать навыки выразительного чтения, продолжить зн...