Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Цель урока: учить анализировать произведение.

Педагогические задачи:

1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;

2) Развивать память, речь, внимание;

3) Раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_urok_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

15 урок Литературное чтение 4 класс

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.

Педагогические задачи: 

1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявления мотивов поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; способствовать развитию умений работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст;

2) Развивать память, речь, внимание;

3) Раскрывать нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?); способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступков, работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Тип урока:  комбинированный.

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока:  учебник литературного чтения под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 4 класс, карточки, мультимедийная презентация, компьютер., иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.

 

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация

- Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Улыбаются друг другу.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

I. Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний.

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что мы можем узнать из названия?

-А кто такой богатырь?

- Мы получили неоднозначные ответы.

- Как мы можем узнать ответ на вопрос?

Работа в группах.

1 группа - читает в словаре Ожегова, узнаёт у взрослых

2 группа - СВОЁ МНЕНИЕ

Проверка всех определений.

- Докажите, что это произведение действительно сказка

Работа в группах

1.        зачин

2.        волшебные предметы

3.        сказочные слова и выражения

4.        троекратный повтор

5.        борьба добра и зла

6.        добро побеждает зло

7.        концовка

Группы представляют своё исследование.

- Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой?

- Есть ли еще герои в сказке?

 (помещаю на доске слова- надписи).

- А на какие группы можно разделить всех этих героев?

Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

- Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?

(Дети работают в парах)

Проверяем работу.

В сказке герои царевна и семь богатырей.

Спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ

царевна

королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер

Дети высказывают свои предположения

Группы представляют своё исследование.

Выступают парами от группы

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействуют с учителем, работают в паре

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Оценивают правильность чтения наизусть отрывка из сказки

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справлюсь…

Я не уверен…

Мне нужна помощь…

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи Определение целей
урока

- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

                     

- А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?

(вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

 - Какова цель урока?

- Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора.

Вокруг нее разворачиваются все события

Выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну

Умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

III. Поиск решения.

Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

1.У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? (черты характера)

2.Попробуйте разделить их на 2 столбика

Добрая Злобная Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

Равнодушная  Верный Преданный Любящий Бессердечная

- Как разделили эти слова? И почему именно так?

- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

ответ: это черты характера – положительные и отрицательные

ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки

Осуществлять анализ произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Работают с толковым словарем.

Характеристика героев

РАЗМИНКА (физминутка)

1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО    ВАРИАНТАМ

Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»

          ( проверяем)

-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев

   

- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а так же, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.

(выборочное чтение)

Царевна –

а) белолица, черноброва… (стр. 74)

б) речь   (стр. 76)

в) любящая  (стр. 80). Почему отказала?

г) как она разговаривала с нищей Черницей?  (стр. 82)

д) как к ней относится автор?

е) а как вы относитесь к ней?

Царица –

а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)

б) завистливая (стр. 76)

в) злобная  (стр. 75)

г) как к ней относится автор?

д) а как вы к ней относитесь?

(ответ: она умирает от злобы и ненависти)

Осуществлять анализ произведения.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Выражение решения

Царевна:

- любит как братьев, семерых богатырей;                                                                                              уважает их;

не перечит им;

- любит Елисея;

- добра к Чернавке.

Елисей:

- любит царевну, уважает.                                        Чернавка:

- жалеет царевну.

Царица:

- любит себя;

- завидует, ненавидит царевну.                                      

Высказывают своё мнение.

Осуществлять анализ произведения, сравнительную характеристику героев.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Вывод

- Какой вывод можно сделать?

- А царевна, что всем окружающим дарит?  (ответ: добро)

- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну?

- Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.

- Какова же главная мысль этого произведения?

Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

(ответ) 

Старайся  делать  людям добро.  Зависть  и злоба сами себя наказывают.

Осуществлять анализ произведения, высказывать своё мнение.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.. Строить понятные для собеседника высказывания.

Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

- Из предложенных выполнить два задания по вашему выбору.

Выучить наизусть   обращение Елисея к  солнцу, месяцу и ветру.

Подготовить пересказ любого отрывка.

Выполнить задание в рабочей тетради (с. 29)

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимают самостоятельное решение.

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

V. Итог урока. Рефлексия

        Оцени себя:

На уроке я

•        Работал в группе

•        Работал в парах

•        Отвечал на вопросы

•        Работал с учебником

•        Составлял синквейн

Журнал.

Поставь отметки на оценочной шкале.

Оцени, насколько тебе понравился урок

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько трудны для тебя были задачи урока

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оцени своё усердие в решение этих задач

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько сплоченно работала твоя группа

•        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Какие герои и эпизоды сказки понравились вам более всего?

– Мотивы каких народных сказок вы вспомнили, читая сказку А. С. Пушкина?

– Выигрывает ли повествование благодаря стихотворной форме изложения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Оценивают сою работу. Делают выводы о результатах самостоятельной и совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Приложение

ЗАДАНИЕ 1

РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:

 королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.

Положительные

Отрицательные

нейтральные

Герои-помощники

ЗАДАНИЕ 2

Добрая Злобная   Кроткая    Завистливая Ласковая  Жадная Нежная    

Равнодушная  Верный Преданный Любящий Бессердечная