Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дедушева Наталья Михайловна

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина; развитие умения анализи­ровать поступки героев; обучение грамотному, выразительному чте­нию; формирование умения анализировать литературное произведение, аргументируя свой ответ, учиться видеть скрытый смысл, заключенный в сказках, воспитывая культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; умения различать положительных и отрицательных героев, давая крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 4 класс

Дедушева Н.М.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

Цели: Продолжение знакомства учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, знакомство с его «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

Задачи: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина (или аудиосказка с картинками).

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина трагически оборвалась более полутора веков назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают наши души и сегодня.

Слайд №2.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Няне”. Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

Слайд №3.

- Ребята, расскажите, какие факты жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина вам известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, “Песни о Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

- Дайте определение “сказки”, расскажите, какие они бывают, из чего состоят.

2. Разгадывание кроссворда.

https://learningapps.org/16110355

Слайд №5

- И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина.

- Докажите, что эти произведения – сказки.

Слайд №6

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

- Тема нашего сегодняшнего урока

“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

 Слайд №7.

1.- Вы говорите, что в сказках обязательно идет борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина? И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

- С нашими героинями мы знакомимся с самого начала сказки. - Откройте сказку в учебнике стр.70

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов.

- Назовите слова и выражения “Царь с царицею простился...” до слов “И к обедне умерла”, свойственные народной речи. (1-Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (2-Ожидание царицы томительно: она “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”. Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду молвить, молодица...” до слов “Гордо в зеркальце глядясь”.

- Какие слова передают отношение автора к другой царице? (3-Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

- Объясните лексическое значение слова “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

- Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее...” Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)

- Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”, раскрывают самые разные значения слова “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

https://learningapps.org/display?v=pnc02gstn22

- Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться”) – упряма, капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- А какие общие черты их соединяют?

- Ребята, скажите, почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза НО?

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

- Давайте прочитаем следующий эпизод и проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За невестой молодой”.

- Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

- В каких словах проявляется отношение автора к царице?

- Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации

- Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов “И царевна очутилась...” до слов “И тихонько улеглась”.

- О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?        

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку...”.

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали...”. Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка от слов “Братья милую девицу полюбили...” до слов “Стали жить да поживать”.

- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

- Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

- О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев фрагмент мультфильма по данной сказке.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея!

Мультфильм

https://youtu.be/PV9_efo2lhM

- Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

- Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

- Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

- Ребята, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

- Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

- Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено.

Слайд №11.

- Обобщите образы в синквейне о царице и о царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.         

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

 

V. Рефлексия

С каким настроением Вы заканчиваете урок? Почему? За что бы Вы себя похвалите сегодня?

Vl. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

- от слов “За невестою своей...” до слов “Или след её заметил” стр.85-86;

- от слов “Тёмной ночки Елисей...” до слов “Не печалься же, прощай” стр.86-87;

- от слов “Елисей, не унывая...” до слов “В том гробу твоя невеста” стр.87-88,

Ответить на вопросы стр. 90-91


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою...”. Эти слова принадлежат младшему из семерых братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, - Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока:1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую  речь, воображение;2) накапливать читательский опыт;3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, ...

Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)

Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" -  история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...