Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
методическая разработка по чтению (4 класс)

Галеева Ольга Александровна

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

урока литературного чтения

в 4 «Б» классе

по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

                         

Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 ЕМР РТ Галеева О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема урока: -«А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»,

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели урока:

Образовательные:

  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”
  • учиться  элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Развивающие:

  • развивать речевые умения и творческие способности;
  • формировать осознанное чтение целыми словами.

Планируемые  результаты:

Предметные:

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Личностные:

Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД:

 -положительное отношение к учебной деятельности.

2

Актуализация знаний.

(10 мин)

Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина

- Ребята, скажите кто автор этих строк?

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна

Села ждать его одна…»

Дети вы познакомились с новой сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды.

Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы работая в парах.

Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. В какой гроб уложили царевну богатыри?

6. Сколько было богатырей в сказке?

7. К кому обращалась за советом царица?

8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

Внимательно слушают учителя.

Решают кроссворды в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

и

 

 

 

7

з

е

р

к

а

л

ь

ц

е

 

 


 

 

у

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

6

с

е

м

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

ь

 

3

 

 

 

 

 

1

ч

е

р

н

а

в

к

а

 

 

 

 

 

с

 

о

 

е

 

 

 

 

 

 

 

у

 

м

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

е

л

и

с

е

й

 

 

 

 


 

р

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

-формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

3

Постановка целей и задач 7 мин

-Ребята, прежде чем преступать к работе с текстом давайте разберёмся к какому литературному жанру относится наше произведение? (сказка).

- Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку?

- В чём разница между этими двумя видами сказок? Работа в паре.

В литературной сказке определяющим началом является индивидуальность автора, которая обнаруживается во всем: в описании добродетели положительных героев, в обличении героев-злодеев, в удивительных добродетелей  героев-помощников, очень важной является позиция автора.

Ну и, конечно, ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза: «В сказках Добро побеждает Зло». Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на уроке? На какие две группы делятся герои?

-Сказка

-Авторские и народные. Наша сказка авторская.

1 группа:

Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана

2 группа:

Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.

- Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.

Добрые и злые.

Добро побеждает зло.

- Разбираться, что такое добро, что такое зло.

Определить положительных и отрицательных героев.

Познавательные:

 -анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Познавательные: Обучающийся научится:

- строить  сообщения в устной форме;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

 -делать обобщения, выводы.

4

Физминутка (3 мин)

Читает стихотворение показывая движения

«Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Повторяют движения за учителем

5

Изучение нового материала.  Работа с текстом. (10 мин)

-А кто скажет, что такое добро, а что такое зло?

- Вспомните, что такое антонимы?

-Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами?

- Определите, добрых и злых героев сказки.

- Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты.

- Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке.

Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.

- Что значит ломлива?

- Своенравна?

Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица.

-Что значит кроткий нрав?

Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна.

-Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь?

- Какие отношения были между ними?

- Почему она не любила Царевну?

- В каких строчках мы это можем увидеть?

- Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному?

-А можно завидовать по- доброму?

-Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете.

- Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы?

- Завершился ли план Царицы?

- Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну?

-Какая пословица подошла бы в данном случае? 

 -Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте?

-Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой?

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

- Добро - что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких.

Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания.

- Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения.

- Да, это противоположные по значению слова.

- Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.

Злые: Царица, Чернавка.

-Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну.

Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 78.

1.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;                                  
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

-Капризна, упрямая

- Взбалмошный, поступающий по своему

Работают в тетрадях.

Царица - гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая.

2. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»

- Тихий, скромный, не вспыльчивый характер.

Царевна - добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная.

-Эпитеты.

- Царица не любила Царевну.

- Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя.

- Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна».

-По тому как он поступает.

Познавательные:

 - проводить аналогию и на ее основе строить выводы; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- использовать в общении правила вежливости;

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнять действия в устной форме.

5

Закрепление. Самостоятельная работа с текстом. (10 мин)

 Найдите пожалуйста отрывок когда Чернавка заводит Царевну в лес. Подумайте Можем ли мы найти доброту в это девушке? Может ли Чернавка быть отрицательным героем?

Работают с текстом. Понимают, что чернавка пожалела Царевну и отпустила. Это является добрым жестом.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

6

Рефлексия. Подведение итогов (1 мин)

-  Сказка — ложь, да в ней намек. Чему вас научила эта сказка?

Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Делают выводы.

Личностные УУД:

-представление о границах собственного «знания» и «незнания»;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.

7.

Дз (3 мин) Выставление оценок учениками.

Выучить наизусть отрывок из сказки  А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ». Особенностилитературной сказки» .

Слайд 2

с в е т 5 л х и 7 з е р к а л ь ц е у е 6 с е м ь т а 2 л л ь 3 1 ч е р н а в к а с о е у м т 4 е л и с е й р

Слайд 3

Анто́нимы ( др.-греч. ἀντι - приставка со значением противоположности «имя») — это слова одной части речи , различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Слайд 4

Чернавка – сенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной, боялась свою хозяйку-царицу и не смела ее ослушаться.

Слайд 5

- Сказка — ложь, да в ней намек. Чему вас научила эта сказка? Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»

laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...

Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)

Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" -  история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...