«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»
план-конспект урока по чтению на тему

Кравченко Екатерина Максимовна

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_90.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учитель________________ класс_____________ дата________________

Предмет

Литературное чтение

Тема урока:

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»

Цели урока:

Образовательная:

Рассмотреть образы главных героев сказки в их сопоставлении. Познакомить с понятием «ключевые слова». Показать учащимся, как осуществляется поиск ключевых слов, какова их роль в тексте. Обогатить словарный запас.

Развивающая:

Научить учащихся анализировать текст сказки. Развить навыки выразительного чтения, сжатого пересказа отрывка,  а также умения давать характеристику героям с помощью ключевых слов с последующим использованием ее при написании рассказа.

Воспитательная:

Помочь увидеть учащимся положительные примеры на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты:

Предметные:

Помочь запомнить содержание прочитанного произведения. Умение воспринимать и анализировать текст сказки, характеризовать героев, давать сравнительную характеристику. Умение пересказывать отрывки из текста, выявлять авторскую оценку героев. Умение пользоваться терминами (ключевыми словами), как инструментом для анализа текста. Умение выразительно читать отрывки из текста, передавая личное отношение к произведению. Умение работать со словарем и специальной литературой. Умение использовать ключевые слова при написании характеристики героев и при написании рассказа.

Личностные:

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные:

Умение находить ключевые слова в любом тексте и применять данный способ действия на других уроках.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, действовать по плану. Умение соотносить свои достижения с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебных задач (осуществлять самоконтроль, самооценку).

Познавательные:

Умение находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности (ориентироваться в тексте). Умение поставить учебную задачу, анализировать новые знания, сформулировать проблему и найти способ ее решения.  

Коммуникативные:

Умение осуществлять совместную деятельность в парах: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником, договариваться друг с другом. Использовать наглядные материалы, подготовленные учителем.  


Этапы урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

 (2-3 минуты)

- С какой сказкой мы с вами работаем уже несколько уроков?

- Стремление к любознательности (Л);

Обращает внимание ребят на экран: «Посмотрите на иллюстрации к сказке и скажите, кто изображен на них?
Слайд 1

Предполагаемый ответ: «На первой мы видим мачеху, а другой – царевну молодую».

- умение  сопоставлять репродукции (П);

Спрашивает: «Вы догадались, о каких героях  пойдет речь на уроке?»

Как вы думаете, ребята, удалось художнику  показать, кто из них злой, а кто добрый?

Предполагаемый ответ: «Будем говорить  о царице - мачехе и о царевне».

Ребята, мы с вами прочитали уже  много сказок. В каждой из них мы встречались с добрыми и злыми героями. А что они делают между собой?

 Слайд 2

Предполагаемый ответ: "Сталкиваются, ругаются, борются".

Правильно. Может, вы сформулируете тему нашего урока, используя опорное слово? Но, сначала я предлагаю подобрать однокоренное существительное

Предлагают название  темы урока: борются - борьба

- умение прогнозировать тему урока (Р);

Запишите тему урока. 

Слайд 3

Записывают тему урока: Борьба добрых и злых сил. (По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(3-4 минуты).

Ребята, вы внимательно читали сказку?

Я хочу предложить вам задание. Перед вами «текст с пропусками». Попробуйте вставить вместо пропусков опорные слова.

(Приложение 1 – текст с пропусками)

Выполняют пробное действие.

- умение контролировать свое время и управлять им (Р);

- умение предвидеть причину затруднения (Р);

- умение формулировать проблему (Р);

Все ли справились с заданием?

Почему?

Что необходимо нам сделать, чтобы справиться с заданием?

Плохо знаем содержание сказки. Невнимательно читали.

Вернуться к сказке и еще раз прочитать, проанализировать

Мы всю сказку будем анализировать или только отрывки? (вспомните репродукции картин и выполненную работу с текстом)

Только отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна.

3. Постановка учебной задачи.

 (3-4 минуты)

Какую первую задачу мы ставим перед собой?

Слайд 4.

Предполагаемый ответ:

- проанализировать отрывки, в которых встречаются мачеха и царевна;

- умение управлять своей деятельностью (постановка и формулирование задачи предстоящей учебной деятельности (Р);

Правильно. Итак, мы должны проанализировать эпизоды, в которых встречаются мачеха и молодая царевна.

Как вы думаете, зачем мы будем анализировать отрывки, связанные с царицей и царевной?

Вторая задача, которую мы ставим перед собой:   сравнить мачеху и царевну.

Сравнить мачеху и царевну.

«Молодцы. Ребята, мы часто на уроках, читая литературные произведения, тексты, находили в них опорные слова. Зачем?

Сегодня мы  будем с  помощью опорных слов анализировать отрывки из сказки,  сравнивать героев и давать им характеристику. (Это третья задача)

 Опорные слова по-другому называются ключевыми словами.

Запомнить и пересказать текст

 

- умение работать со справочным материалом (П);

Что такое – ключевые слова? Давайте обратимся к определению. Слайд 5.

Ключевые слова – это значимые для понимания текста слова. Запишите определение в тетрадь.

С помощью ключевых слов мы научимся глубоко проникать в содержание текста, что позволит нам выполнять любые задания, в том числе и творческие.

Ключевыми словами мы можем пользоваться, когда работаем с правилом,  
с текстом параграфа на любом уроке.

Читает ученик со слайда определение.

Записывают в тетрадь.

4.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(4-5 минут).

Обращаю внимание ребят к тексту сказки. Уже с первых страниц автор подчеркивает разницу между главными героями сказки. Откройте стр. 78. 
Найдите строчку:
«Долго царь …», продолжите ее. Прочитайте отрывок и укажите ключевые слова, которые  точно характеризуют царицу-мачеху, и запишите в соответствующий столбик в ваших иллюстрированных  таблицах.

(Приложение 3 – иллюстрированная таблица)

Предполагаемые записи: «молодица, высока, стройна, бела, горда, ломлива, своенравна, ревнива».

- умение работать с текстом сказки (П);

- умение самостоятельно извлекать необходимую информацию для решения задач урока (Р);

- умение работать с таблицей (П);

- умение подводить итоги о проделанной работе (Р);

- умение самостоятельно контролировать свою работу по эталону, анализировать и оценивать (Р);

Работаем дальше.
Откройте стр.
79. Найдите строчку:
«Но царевна молодая,»  и с. 80 «На девичник собираясь…,», продолжите их. Прочитайте отрывки  и укажите ключевые  слова, которые  точно характеризуют царевну,
и запишите в соответствующий столбик таблицы.

Предполагаемые записи:

«белолица, черноброва, нраву кроткого такого», «милее, румяней, белее».

А теперь сравните свои записи и проведите работу над ошибками.

Слайд 6.

(Приложение 4 – оценочный лист )

Проверяют свои записи, сравнивают, оценивают работу.

нраву кроткого» - скромная, благовоспитанная, послушная.

Ребята, посмотрите, как автор любит царевну. Какие красивые слова  он находит для нее!  Но мачеха-то тоже «молодица, высока, стройна, бела». Всегда ли можно судить по внешним признакам о человеке?

Нет, в случае с мачехой нельзя.

Итак, какой предстает мачеха перед нами? А царевна?  

Помогаю сделать вывод.

Предполагаемые ответы:

-мачеха уже в начале сказки предстает перед нами злой, а царевна - доброй. И по внешнему виду нельзя судить о внутренних качествах человека

Ребята, посмотрите, что предлагает нам толковый словарь для определения однокоренных слов зло – злой, добро – добрый.

 (Приложение 5 – словарные статьи)

Используя ключевые слова из этих определений, составьте предложения, кого можно назвать злым, а кого добрым человеком.  Запишите их в тетради.

Посмотрите, что у меня получилось.    Давайте прочитаем определения.

Слайд 7.

Формулируют свои определения

Ученик читает определения со слайда.

- умение работать со словарем (П);

5.Первичное закрепление
(4-5 минут).

В теме нашего урока ключевое слово (помогайте) борьба добра со злом. Давайте посмотрим,  как это происходит в сказке? Я предлагаю  продолжить работу над текстом сказки.

Откройте  стр.81. Найдите строчки, в которых говорится о том, какое испытание придумала мачеха царевне в первый раз. Выделите ключевые слова.

Слайд 8. (Чернавка ведет в лес)

Предполагаемый ответ: «Позвала к себе Чернавку

……………………………

На съедение волкам».

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (К);

- умение корректировать свою и чужую работу (Р);

- умение анализировать и извлекать необходимую информацию для решения задач урока (П);

- умение прогнозировать результат (Р);

- умение оценивать свою и чужую работу (Р);

- умение работать с текстом сказки (П);

- умение работать со словарной статьей учебника (П);

- умение подводить итоги (Р);

- умение строить логические рассуждения (П);

Вы сказали, что царевна добрая, смог бы автор оставить ее в беде?

Откройте стр.81.  Найдите место, где говорится о том, как поступила с ней Чернавка.

А почему она отпустила царевну?

«Нет».

Предполагаемый ответ:

«Та, в душе ее любя,

……………………..

Отпустила и сказала:»

Любила ее за доброту.

«Что далее происходит с царевной? Откройте стр.82. Найдите строчки, в которых говорится о ее судьбе.

 Выделите ключевые слова.

Что же с ней стало?»

Предполагаемый ответ:

«Но невеста молодая,

………………………

И на терем набрела».

Она оказалась у семи богатырей.

«Ребята, удалось мачехе погубить молодую царевну? Почему? Используйте при ответе словарную статью, где даны значения слов добро - добрый».

«Вот видите, все на стороне доброй царевны: и автор, и Чернавка, и я. А вы?».

«Нет.  Она хорошая, добрая, никому плохого не сделала, никого не обидела, ее любят все, и автор, и Чернавка».

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (6-7 минут).

Работа в парах

 «Ребята, откройте стр. 86 - 88, найдите самостоятельно отрывок, в котором говорится о том, какое зло придумала мачеха во второй раз? Используя ключевые слова, кратко перескажите о злом умысле мачехи».

(Приложение 6 - алгоритм самооценки)

Слайд 9.  

(Черница угощает отравленным яблоком)

Предполагаемый ответ:

- пересказывают эпизод с отравленным яблоком.

- умение организовать себя для самостоятельной

работы (Л);

- умение работать в паре (К);

- умение оценивать свою и чужую работу (Р);

- умение работать с высказыванием (П);

- умение самостоятельно контролировать свою работу, анализировать и оценивать (Р);

- рефлексия своих действий (Л);

- умение подводить итоги (Р);

Физминутка  (соберите пословицу)

Добро не умрет, а зло пропадет.

Злая мысль самому навредит.

Мачехе удалось погубить царевну в этом отрывке?

Да.  Она умирает.

Ребята, известный грузинский поэт ШОТА РУСТАВЕЛИ когда-то сказал, что лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет. Слайд 10.

Мог ли А.С. Пушкин допустить, чтобы его любимая героиня умерла?

Работа в парах

Обратитесь к тексту сказки стр. 92 - 93.

Прочитайте еще раз, чем заканчивается сказка: найдите ключевые слова и расскажите с их помощью ответ на вопрос, что произошло с царевной и мачехой?

Слайд 11. (концовка сказки)

(Приложение 6 - алгоритм самооценки)

Предполагаемый ответ:

- царевна ожила, а мачеха умерла от тоски;

Почему ожила царевна?

Значит, прав был грузинский поэт - добро  - бессмертно?

-она добрая;

-да.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение
(7-8 минут).

«Как считаете, хорошо знаете содержание проанализированных отрывков сказки?»

Вернемся к тексту с пропусками, попробуем еще раз дать характеристику героям и оценить их поступки, пользуясь текстом сказки?

Слайд 12.

Выполняют работу, проверяют.

- умение прогнозировать результат (Р);

- умение выполнять действия по алгоритму (Р);

- умение анализировать новые знания и применять их в учебном действии (П);

8.Рефлексия деятельности.

Есть желающие прочитать то, что получилось?

Читают.

- рефлексия своих действий (Л);

 Ребята, какой урок вы извлекли для себя?

Помогаю сделать вывод: важна не столько внешняя, сколько внутренняя красота.

Мы, ребята, знаем много сказок, и в каждой из них одна и та же народная мудрость: добро всегда побеждает зло.

Высказываются по желанию:

- надо быть добрым, как царевна;

- надо помогать людям, которые попали в беду…

- В сказке добро побеждает зло.

9.Итог урока
(1-2 минуты)

Итак, подведем итоги урока.

 Как иначе  называются опорные слова? Для чего нужны ключевые слова?

- ключевые слова;

- для того чтобы дать характеристику героям.

- умение строить логическую цепь рассуждения и делать обобщения (К);

- умение адекватно оценивать свою работу на уроке (Р).

Ребята, на уроке мы с вами научились давать характеристику героям с помощью ключевых слов, но умение находить ключевые слова понадобится вам и на других уроках, я буду очень рада, если вы этим умением воспользуетесь.

Запишите домашнее задание: написать рассказ по заданному плану, используя нашу с вами заготовку (текст с дырками) в качестве  основной части рассказа.  (Приложение 7 – план рассказа) 

На вопросы, выделенные курсивом, отвечаете по желанию. Прежде чем  на них ответить, необходимо будет проанализировать отрывок из сказки. Какой, догадайтесь сами.

Записывают домашнее задание.

Выставление оценок.

Ребята, «доброе дело без награды не остается». Вы хорошо сегодня поработали.

Ставят себе оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...

«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока:1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую  речь, воображение;2) накапливать читательский опыт;3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, ...

Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)

Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" -  история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...