Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кряжова Ольга Валерьевна

Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" -  история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу и отравила ее заколдованным яблоком. И только верность и отвага преданных семи богатырей и мужественного царевича Елисея сможет спасти прекрасную царевну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s._pushkin_skazka_o_myortvoy_tsarevne.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Технологическая карта урока по литературному чтению

 Учитель: Кряжова Ольга Валерьевна

 Школа : ГБОУ ООШ пос. Пионерский

Урок: литературное чтение

Класс: 4

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

( учебник «Литературное чтение» Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…)

Цель: выявление нравственной основы сказки, ее идейно-художественного своеобразия.

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
  2. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Формировать умение прогнозировать текст.
  4.  Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
  5.  Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование:

 Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий…“Литературное чтение”, 4 класс, Изд. Москва «Провещение” 2018г.

Компьютер, проектор, карточки для работы в парах.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Технологии: деятельностно-ориентированная, ИКТ, личностно-ориентированная, проектная.

Методы обучения: словесный наглядный, практический, проблемно-поисковый, работа с книгой, беседа; диалог; практическая работа

Планируемые результаты:

 - предметные: выразительно читают текст, делая  нужные паузы; определяют своё

                           отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте

                           фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют

                          состояние  героев, определяют причины совершаемых ими  

                          поступков, отношение автора к ним;

- личностные: учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного

                          материала, расширение кругозора;

-  метапредметные:

- регулятивные:  выполняют учебные действия в устной и письменной форме,

                               самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых

                               корректив;

- познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев,  

                               пользуются толковым словарём;

     - коммуникативные: ведут диалог, выслушивают мнение оппонента, формулируют  свою точку  

                                         зрения.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте. Посмотрите на иллюстрации на доске и подумайте, о чем пойдет речь на уроке.

Этап актуализация пробного учебного действия

Найти подходящую присказку в других сказках, изменить её или придумать свою.

  - Посмотрите на портрет. Кто это?

- А.Пушкин был не только великим поэтом, но и  сказочником. Мы впервые слышим его в самом

   раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с

   его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже

   будете читать его произведения.

 - Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

 - Где учился А. С. Пушкин?

 - Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

 - Кто готов сегодня их прочесть?

 -  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Этап целеполагания  

Посмотрите несколько иллюстраций из этой сказки, определите её название и назовите тему урока и поставьте цель  Выявление.....

Этап реализации построенного проекта.

- Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

-  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

-  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

Лексическая работа.  

Инда очи разболелись – глаза разболелись

  Сочельник – вечер накануне Рождества

  Перст – палец

 Девичник – вечеринка.

Анализ сказки

- С какими героями сказки вы познакомились?

-  Какое время года описывается в данной части?

-  Сколько месяцев ждала царица своего царя?

-  Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

- Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

Физминутка.

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

Этап самостоятельной работы.

Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки . Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы  на следующие вопросы:

-  Найти и прочитать описание царицы.

- Что было дано ей в приданое?

-  Какое свойство имело зеркало?

Этап включения в систему знаний и повторения.

- Читаем  3 часть по цепочке.

  - Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.

Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

 -  Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

-  Какое приданое приготовил царь своей дочери?

 - Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

-  Как повела себя царица с зеркалом?

 -  О каком качестве царицы этот поступок говорит?

  -  Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

 -  Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Вывод: - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать плохие поступки.

 Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

 - Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?

-Если бы царица осознала свои поступки, придумайте свой конец сказки.

Рефлексия.

Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.

         - Все сегодня старались

        - С какой сказкой вы познакомились сегодня

        - К какому виду сказок относится эта произведение?

       - Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки.

Инсценировка эпизода с зеркалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Задания по литературному чтению по произведению А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

Представленные заданания предназначены для помощи учащимся при анализе сказки А. С. Пушкина....

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме \'\'А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди\'\' (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. 4 класс

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина; развитие умения анализи­ровать поступки героев; обучение грамотному, выразительному чте­нию; формирование умения анализировать литературное произведени...