Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Юхно Наталья Юрьевна

    Технологическая карта урока литературного чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx199.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 4 классе

    Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

    Место в структуре учебной программы: пятый урок в разделе «Чудесный мир классики»

    Тип урока: освоение новых знаний

    Тема

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне

    Цель темы, задачи

    Познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Задачи:

    Образовательные: обогащать словарный запас учащихся.

    Развивающие: Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к книге, к чтению, способствовать формированию положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой. 

    Ресурсы:

    -основные

    - дополнительные

    Оборудование урока:

    Мультимедийная презентация

    Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

    словари, карточки для  самооценки, мультипликационный фильм по сказке А.С. Пушкина

    Учебник  Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»

    Организация прост ранства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

    Методы и приемы обучения

    Беседа, рассказ,  проблемный вопрос, работа со словарем.

    Формы обучения

    Индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Условия реализации урока

    Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

    Учебная литература

    Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

    Оборудование

    Электронный Вики-словарь

    «Толковый словарь»

    Методические рекомендации к уроку

    Компьютер, мультимедийный проектор.

    Основные понятия

    сказка, добро и зло

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

    Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

    Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на оснвое жудожественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

    Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем оснвной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

     

    Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим.)

    Технологическая карта урока (45 минут)

    Этапы урока,

    время

    Содержание этапа

    Формируемые УУД

    Результат взаимодействия (сотрудничества)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Организа-ционный момент.

    2 мин.

    Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

    - Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

    Приветствуют учителя, демонстрируют готовность

    к уроку.

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Фронтальная работа

    Самооценка готовности к уроку.

    3

    Постановка целей и задач

    4 мин.

    Читает строки из сказки А.С.Пушкина

    - Ребята, кто может продолжить вот эти строки….

    Три девицы под окном

    Пряли поздно вечерком…

    -Кто автор этих  строк?

    - Что мы знаем о  Пушкине?

    - Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературного чтения?

    Вспоминают название сказки, автора данных строк.

    Слушают вопросы учителя.

    Отвечают на вопросы учителя

    Рассказывают о Пушкине

    Выдвигают предположения.

    Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

    Фронтально

    - Отгадайте кроссворд в парах

    Кроссворд «Знаешь ли ты сказки Пушкина»

    1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля)
    2. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок)
    3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)
    4. Пристают к заставе гости
    5. … Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

    Глядь: опять пред ними землянка,

    А перед нею разбитое… (Корыто)

          6.   И послушалась …

              Тут же на берег она

              Бочку вынесла легонько

              И отхлынула тихонько. (Волна)

    - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    - Поставьте цели.

    Дети разгадывают кроссворд «Сказки Пушкина», Вписывают ответы на карточках.

    Взаимодействуют с учителем, работают в паре

    Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

     Фронтально

    В парах

    Первичное усвоение новых знаний

    (Первичное чтение сказки)

    Проверка первичного восприятия

    Работа по теме урока

    Физминутка

    Продолжение работы по теме

    Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдино (показ слайдов)

    В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - одна из самых замечательных лиричных, добрых сказок.

    - Как вы думаете, о чём эта сказка? Кто главные герои сказки?

    Учитель читает до слов «Царь женился на другой».

    - Какие неизвестные слова встретились в отрывке?

    Разбор значений непонятных слов и выражений.

    Весть – зд. вести куда-либо.

    Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

    Под святыми – под иконами.

    Изразцовый – выполненный из изразца – плитки из обожжённой глины для облицовки (отделки) печей, покрытой сверху глазурью; кафель.

    - О чём говорится в 1 части? Что мы узнали о царе? О царице?

    - Можем мы утверждать, что царица любила царя?

    - Что вы можете сказать о времени года?

     Прослушивание аудиозаписи сказки

    Беседа после прослушивания аудиоприложения.

    - Понравилась ли вам сказка?

    - Какие чувства вы испытывали, когда её слушали?

    - Почему?

    - В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно?

    - Почему?

     

    Раскадрвка.

    - Расположите эпизоды сказки по порядку каждой части присвойте символ.

    1. чернавка в лес пошла”

    2. “А царевна все ж милее…”

    3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

    4. “Царь женился на другой…”

    5. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

    6. “В руки яблочко взяла…”

    7. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

    8. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

    9. “Будь нам милая сестрица”

    10. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

    11. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

    12. “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

    1. “…вот чернавка в лес пошла”

    mf9b9caf

    2. “А царевна все ж милее…”

    i?id=99b7c99ac41e25f1863423ded372e904&n=33&h=170

    3. “Но царевна молодая… между тем росла…”

    pussy-willow1

    4. “Царь женился на другой…”

    mini_3

    5. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

    5. “В руки яблочко взяла…”

    7. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

    8. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

    9. “Будь нам милая сестрица”

    10“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

    11 “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

    12. За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”


    -Ребята, подумайте, какие волшебные предметы помогли бы нам разыскать царевну в лесу, если бы мы попали в сказку? ( ковёр-самолёт, тарелочка с яблочком, клубок)….

    -Волшебный клубок привёл нас в лес. Оглянитесь вокруг и покажите при помощи пантомимы:

    Я вижу: деревья, травы, муравьёв, медведя….

    Я слышу: шум деревьев, журчание ручейка, шорох белки…

    Я чувствую: страх, удивление, радость….

    -Посмотрите на иллюстрации и скажите, какая из них лишняя? (Исключение по разным признакам)

    0_92c0e_2f717981_L25770483212702043

     - Как вы думаете, в каком жилище могли бы жить братья-богатыри?

    -Попробуйте составить танграм, изобразив терем.

    tangramm13

     Работа по вопросам.

    - Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

    - О какой черте характера это говорит?  -

    Прочитайте, как автор описывает царевну.

    - С чем её сравнивает Пушкин?  

    - Как автор противопоставляет царицу другим героям?

    - Как царевна набрела на терем богатырей?

    - Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

    - Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

    - Как царевне жилось у богатырей?

    - Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

    - Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

    - Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

    - О каком качестве характера это говорит? 

     - Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

    Дети следят по учебнику, отмечая непонятные слова и выражения

    Высказывают предположения

    Высказывают свое мнение, отвечают на поставленные учителем вопросы

    Распределяют эпизоды сказки в нужном порядке, для каждой части присваивают символ

    Отвечают на вопросы учителя, выполняют действия.

    Рассматривают иллюстрации, выбирают лишнюю, доказывают свое мнение.

    Предполагают, что богатыри жили в первом жилище, объясняют свою точку зрения.

    Складывают танграмм.

    (Она не хотела иметь соперников по своей красоте)

    ( Зависть)

    ( С цветком)

    (Ей было страшно. Она была скромная)

    (У нее есть жених

    ( Преданность, верность своему слову, обещанию).

    Умение слушать и понимать других; 

    Контролируют правильность ответов

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    Строят    высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

    Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

    Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник

    Умение слушать и понимать других; 

    Контролируют правильность ответов

    Строят    высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

    Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

    Умение слушать и понимать других; 

    Контролируют правильность ответов

    Строят    высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

    Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

    Фронтально

    5

    Закрепление

    8 мин.

    Творческая работа по группам

    1) Подумайте, как могли бы развиваться события в сказке, если бы яблоко было бы не отравлено, а наоборот? (делало красивее, придавало сил и т.д.

    2) Что могло бы говорить зеркальце, если бы оно всегда говорило неправду?

    3) Царевна съела яблоко и уснула. Придумайте, какими способами можно было бы оживить её?

    Распределяются на группы, обсуждают.

    Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

    Проговаривают последовательность действий на уроке.

    Работают по коллективно составленному алгоритму действия

    В группах

    6

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Оценка учащихся.

    4 мин.

    - Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?

    - Какой урок вы извлекли для себя?

    - От чего предостерегает сказка?

    - Какова её главная мысль?

    Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

    Отвечают на поставленные вопросы учителя

    Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

    Заполняют таблицу:

    Утверждения

    Поставь знак

    «+» или «?»

    1) Тема урока мне понятна.

    2) Я достиг цели урока.

    4) Мне необходимо поработать над

    перечисли темы для доработки

    Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

    Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Фронтально

    Индивидуально в карточках

    7

    Домашнее задание.

    2 мин.

    Выразительное чтение сказки

    Составить паспорт произведения

    Паспорт произведения.

    Название

    Жанр

    Вид

    Автор

    Положительные герои

    Отрицательные

    герои

    Волшебные предметы

    Тема

    Идея

    Записывают задание в дневник.

    Индивидуально


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

    Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

    Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

    Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

    Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

    Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...