Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтение, 4 класс | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ.
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Класс: 4 А
Предмет: литературное чтение
Цель урока: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
Задачи:
- учить определять учебную задачу урока; планировать ее выполнение; осуществлять самоконтроль;
- учить анализировать поэтический текст;
- знакомить с особенностями литературной сказки
Планируемые результаты | ||
предметные
| метапредметные
| личностные
|
Межпредметные связи: изобразительное искусство («Сказочная страна» «Панно»; проекты). | ||
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва, «Просвещение», 2014 год. |
(СЛАЙД №1)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | время |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок : мы отправимся в волшебный и сказочный мир. Но в это путешествие нужно отправляться в хорошем настроении, поэтому наш урок начнется с круга радости. -Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой, большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки – это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток и передаете его товарищу, находящемуся справа, (имитация движения), второй лепесток вы передали своему соседу слева. Отрываете третий лепесток, зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы этого хотите. А теперь возьмем, друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и желаем всем счастья. (СЛАЙД №2) -Ребята, посмотрите внимательно на облака (на экране три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения) -Поделитесь своим настроением с окружающими. (Прикалывают себе СМАЙЛИК настроения) - Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. (СЛАЙД №3)
(СЛАЙД №4) (СЛАЙД №5) «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) | Познавательные | 3 мин. | |
Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. | Смотрят иллюстрации на стенде, выставка книг. | Познавательные | |
II. Актуализация знаний (СЛАЙД №6) Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Мы ещё раз побываем в удивительной сказочной стране… Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. -Посмотрите и послушайте инсценировки, которые приготовили ребята и скажите, как называются произведения и кто автор? (Инсценирование «Сказка о рыбаке и рыбке»: Автор-Инкижекова Е.; Старик-Жуков А.; Старуха- Черенкова А. «Сказка о царе Салтане…» Автор-Тонких К.; Одна девица-Инкижекова В.; Другая-Бондяева В. Третья-Ювкина А. (СЛАЙД №7) | 10 мин. | ||
- Узнали ли вы сказки ? - Когда состоялось ваше первое знакомство с произведениями?......... ……(2 человека)………………… - Кто из героев вам больше всего понравился? - Сформулируйте тему нашего урока. -Что для вас значат сказки Пушкина? (СЛАЙД №8-9) Слово при нем стало радостным, сияющим, крылатым. (СЛАЙД №10) Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова, Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово. Это он, Пушкин, соединил в один два языка, простонародный и литературный, и подготовил к чтению всю Россию. Красивое слово — Пушкин, вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искрометное, звездное. Пушкин — мера русского таланта и русской души-так считают наши современники. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, его произведениями. (СЛАЙД №11-17) Систематизация знаний о биографии, творчестве поэта: – Давайте перелистаем страницы биографии Пушкина. (детство, лицеист, поэт) Нам помогут Анна Долина ,Тонких Ксения, - Есть ли интересные дополнения о поэте-сказочнике? -Я думаю, что вы готовы к восприятию сказки . | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися первой части сказки. Наблюдение над особенностями литературной сказки. (СЛАЙД №18)
| 10 мин. | ||
Мотивация познавательной деятельности. -презентация (отрывок); (СЛАЙД №19) ФИЗМИНУТКА -стр78,учебник.
-Что вы знаете о сюжете этой сказки?
- В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. - При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов. (СЛАЙД №20) Лексическая работа. инда очи разболелись – глаза разболелись; Сочельник – вечер накануне Рождества; перст – палец; девичник – вечеринка; Чернавка –служанка для черной работы. (СЛАЙД №21) | Работа с текстом. Ответ обучающихся. Работа со словарём. Дети читают словарные статьи. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию (СЛАЙД №22)
(СЛАЙД №23) | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) | 5 мин. | |
Перечитывание отрывков- выборочное чтение.
| Аргументация собственного мнения. | 5 мин | |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Работа с нетбуками-разгадывание кроссвордов. (СЛАЙД №24) -О каких сказках А.С.Пушкина идет речь в данном кроссворде? -Чему учат они нас? Проекты-работа в группах:(СЛАЙД №25) -«Детство А.С.Пушкина»; -«Пушкин-лицеист»; -«Пушкин-сказочник»; -«Пушкин-поэт». | Выполняют задание в группах. | 4 мин. 5 мин | |
- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. (СЛАЙД №26)
-У вас на столах тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну. Завистливая Добрая Нежная Капризная Преданная Милосердная Злая Уважительная -Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка). Записывают домашнее задание. (СЛАЙД №27) Урок подошёл к концу. (СЛАЙД №28) -Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки тот смайлик, который соответствует вашему настроению. ШАР НАСТРОЕНИЯ (прокалываю его!!!) | Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения. Работа в парах Анализируют работу на уроке через самооценку. « Я в гости к Пушкину спешу...» - такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные великому поэту. И так же ласково (жест в сторону портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков, Спасибо, ребята, за участие. Вы хорошо знаете содержание сказок. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы.. Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича Пушкина. К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать… Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза. Даже если мы уже не дети, В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять. Убегаем в буйство ярких красок, В торжество добра над тёмным злом, Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | 2 мин 1 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....
Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС...
Урок по литературному чтению "Герои сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения....
Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....
Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»....