Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Постоногова Галина Васильевна

    Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Литературное чтение, 4 класс88.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ.

    А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.

    Класс: 4 А

    Предмет: литературное чтение

    Цель урока:  воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.

    Задачи:

    • учить определять учебную задачу урока; планировать ее выполнение; осуществлять самоконтроль;
    • учить анализировать поэтический текст;
    • знакомить с особенностями литературной сказки

    Планируемые результаты

    предметные

    • знать сказки А.С.Пушкина;
    • представлять книгу на основе внетекстовой информации;
    • называть особенности сказок А.С.Пушкина, сравнивать их с народными сказками

    метапредметные

    • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
    • анализировать текст поэтической литературной сказки

    личностные

    • проявлять интерес к сказкам А.С.Пушкина;
    • положительно воспринимать морально-этические нормы, лежащие на основе поступков героев сказок А.С.Пушкина

    Межпредметные связи: изобразительное искусство («Сказочная страна» «Панно»; проекты).

    Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва, «Просвещение», 2014 год.

    (СЛАЙД №1)

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    время

    I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 

    -Здравствуйте,  ребята! Сегодня у нас необычный урок : мы отправимся в волшебный и сказочный мир. Но в это путешествие нужно отправляться в хорошем настроении, поэтому наш урок начнется с круга радости.

    Психологический настрой на работу. 

    -Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой, большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки – это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток и передаете его товарищу, находящемуся справа, (имитация движения), второй лепесток вы передали своему соседу слева. Отрываете третий лепесток, зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы этого хотите. А теперь возьмем, друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и желаем всем счастья.
    Спасибо всем, а теперь, ребята, занимайте свои места. Наш урок  начинается!

    (СЛАЙД №2)

    -Ребята, посмотрите внимательно на облака (на экране  три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

     Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения)

    -Поделитесь своим настроением с окружающими.

    (Прикалывают  себе СМАЙЛИК настроения)

    - Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

    (СЛАЙД №3)


    -
    Как вы думаете, почему я вам показала эту птицу? 

    (СЛАЙД №4)

    (СЛАЙД №5)

    «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

    (Ж.Ж.Руссо)

    Познавательные

    3 мин.

    Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке.

    Смотрят иллюстрации на стенде, выставка книг.

    Познавательные

    II. Актуализация знаний

    (СЛАЙД №6)

    Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

     “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест.

    Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий.

    Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Мы ещё раз побываем в удивительной сказочной стране…

    Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.

    -Посмотрите и послушайте инсценировки, которые  приготовили ребята и скажите, как называются произведения и кто автор?

     (Инсценирование «Сказка о рыбаке и рыбке»:

    Автор-Инкижекова Е.;

    Старик-Жуков А.;

    Старуха- Черенкова А.

                  «Сказка о царе Салтане…»

               Автор-Тонких К.;

               Одна девица-Инкижекова В.;

               Другая-Бондяева В.

               Третья-Ювкина А.

    (СЛАЙД №7)

    10 мин.

    - Узнали ли вы сказки ?

    - Когда состоялось ваше первое знакомство с произведениями?.........

    ……(2 человека)…………………

    - Кто из героев вам больше всего понравился?

    - Сформулируйте тему нашего урока. 

    -Что для вас значат сказки Пушкина?

    (СЛАЙД №8-9)

       Слово при нем стало радостным, сияющим, крылатым.

    (СЛАЙД №10)

    Благословен и день, и час,

    Когда с теплом родного крова,

    Впервые к каждому из нас

    Приходит пушкинское слово.

        Это он, Пушкин, соединил в один два языка, простонародный и литературный, и подготовил к чтению всю Россию.

         Красивое слово — Пушкин, вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искрометное, звездное.

       Пушкин — мера русского таланта и русской души-так считают наши  современники.

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, его произведениями.

    (СЛАЙД №11-17)

    Систематизация знаний о биографии, творчестве поэта:

    – Давайте перелистаем страницы биографии Пушкина.

     (детство, лицеист, поэт)

    Нам помогут

    Анна Долина ,Тонких Ксения,

    - Есть ли интересные дополнения о поэте-сказочнике?

    -Я думаю, что вы готовы к восприятию сказки .

    Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

    Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

    Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    III. Проблемное объяснение нового знания

    Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися первой части сказки. Наблюдение над особенностями литературной сказки.         

                  (СЛАЙД №18)

                           

    10 мин.

    Мотивация познавательной деятельности.

    -презентация (отрывок);

    (СЛАЙД №19)  ФИЗМИНУТКА

    -стр78,учебник.


    Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть, вы даже  видели мультфильм, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

    -Что вы знаете о сюжете этой сказки?

     

    -  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах.

    -  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

    (СЛАЙД №20)

    Лексическая работа.   

    инда очи разболелись – глаза разболелись;

    Сочельник – вечер накануне Рождества;

    перст – палец;

    девичник – вечеринка;

    Чернавка –служанка для черной работы.

    (СЛАЙД №21)

    Работа с текстом.

    Ответ обучающихся.

    Работа со словарём. Дети читают словарные статьи.

    Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

    Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

    IV. Первичное закрепление

    Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

    (СЛАЙД №22)

    • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
    • Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»?
    • Какая сказка слушается с большим интересом?
    • Почему?
    • Кто из героев особенно понравился?
    • Кто из них вызвал другие чувства?

    (СЛАЙД №23)

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    Контроль, коррекция, оценка (Р)

    5 мин.

    Перечитывание отрывков- выборочное чтение.

    • Опишите царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    • Как автор характеризует ее в начале сказки?
    • Почему ее красота не радует окружающих?

    Аргументация собственного мнения.

    5 мин

    V.Итог урока (рефлексия деятельности)

    Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Работа с нетбуками-разгадывание кроссвордов.

    (СЛАЙД №24)

    -О каких сказках А.С.Пушкина идет речь в данном кроссворде?

    -Чему учат они нас?

    Проекты-работа в группах:(СЛАЙД №25)

    -«Детство А.С.Пушкина»;

    -«Пушкин-лицеист»;

    -«Пушкин-сказочник»;

    -«Пушкин-поэт».

    Выполняют задание в группах.

    4 мин.

    5 мин

    - Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. 

    (СЛАЙД №26)


     Не все то золото, что блестит.
     Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать.
     Родилась пригожа, да по нраву негожа.
     Хорош ликом, да душа пришита лыком. . Слайд

    -У вас на столах  тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну.

    Завистливая

    Добрая

    Нежная

    Капризная

    Преданная

    Милосердная

    Злая

    Уважительная

    -Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка).

    Записывают домашнее задание.

    (СЛАЙД №27)

    Урок подошёл к концу.

    (СЛАЙД №28)

    -Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки тот смайлик, который  соответствует вашему настроению.

    ШАР НАСТРОЕНИЯ (прокалываю  его!!!)

     Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения.

    Работа в парах

    Анализируют работу на уроке через самооценку.

    « Я в гости к Пушкину спешу...» - такими словами на протяжении

    многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки,

    посвященные великому поэту. И так же ласково (жест в сторону

    портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков,

    Спасибо, ребята, за участие. Вы хорошо знаете содержание сказок. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы..

    Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича Пушкина.

    К нам приходят пушкинские сказки,

    Яркие и добрые, как сны.

    Сыплются слова, слова-алмазы

    На вечерний бархат тишины.

    Шелестят волшебные страницы,

    Всё быстрей нам хочется узнать…

    Вздрагивают детские ресницы,

    Верят в чудо детские глаза.

    Даже если мы уже не дети,

    В 20, 30 лет и в 45

    Убегаем мы порою в детство,

    Убегаем к Пушкину опять.

    Убегаем в буйство ярких красок,

    В торжество добра над тёмным злом,

    Убегаем в пушкинские сказки,

    Чтоб добрей и лучше стать потом.

    Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

    Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

    2 мин

    1 мин



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

    Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....

    Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

    Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....

    Урок чтения в 4 класс А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать с...