Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Постоногова Галина Васильевна

Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературное чтение, 4 класс88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ.

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.

Класс: 4 А

Предмет: литературное чтение

Цель урока:  воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.

Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока; планировать ее выполнение; осуществлять самоконтроль;
  • учить анализировать поэтический текст;
  • знакомить с особенностями литературной сказки

Планируемые результаты

предметные

  • знать сказки А.С.Пушкина;
  • представлять книгу на основе внетекстовой информации;
  • называть особенности сказок А.С.Пушкина, сравнивать их с народными сказками

метапредметные

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
  • анализировать текст поэтической литературной сказки

личностные

  • проявлять интерес к сказкам А.С.Пушкина;
  • положительно воспринимать морально-этические нормы, лежащие на основе поступков героев сказок А.С.Пушкина

Межпредметные связи: изобразительное искусство («Сказочная страна» «Панно»; проекты).

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Москва, «Просвещение», 2014 год.

(СЛАЙД №1)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

время

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 

-Здравствуйте,  ребята! Сегодня у нас необычный урок : мы отправимся в волшебный и сказочный мир. Но в это путешествие нужно отправляться в хорошем настроении, поэтому наш урок начнется с круга радости.

Психологический настрой на работу. 

-Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте друг другу свое внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой, большой подсолнух. У него красивые желтые лепестки – это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток и передаете его товарищу, находящемуся справа, (имитация движения), второй лепесток вы передали своему соседу слева. Отрываете третий лепесток, зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы этого хотите. А теперь возьмем, друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и желаем всем счастья.
Спасибо всем, а теперь, ребята, занимайте свои места. Наш урок  начинается!

(СЛАЙД №2)

-Ребята, посмотрите внимательно на облака (на экране  три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

 Прикалываю себе СМАЙЛИК хорошего настроения)

-Поделитесь своим настроением с окружающими.

(Прикалывают  себе СМАЙЛИК настроения)

- Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

(СЛАЙД №3)


-
Как вы думаете, почему я вам показала эту птицу? 

(СЛАЙД №4)

(СЛАЙД №5)

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

(Ж.Ж.Руссо)

Познавательные

3 мин.

Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке.

Смотрят иллюстрации на стенде, выставка книг.

Познавательные

II. Актуализация знаний

(СЛАЙД №6)

Цель этапа: повторение изученного материала ( понятие образа), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест.

Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий.

Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Мы ещё раз побываем в удивительной сказочной стране…

Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.

-Посмотрите и послушайте инсценировки, которые  приготовили ребята и скажите, как называются произведения и кто автор?

 (Инсценирование «Сказка о рыбаке и рыбке»:

Автор-Инкижекова Е.;

Старик-Жуков А.;

Старуха- Черенкова А.

              «Сказка о царе Салтане…»

           Автор-Тонких К.;

           Одна девица-Инкижекова В.;

           Другая-Бондяева В.

           Третья-Ювкина А.

(СЛАЙД №7)

10 мин.

- Узнали ли вы сказки ?

- Когда состоялось ваше первое знакомство с произведениями?.........

……(2 человека)…………………

- Кто из героев вам больше всего понравился?

- Сформулируйте тему нашего урока. 

-Что для вас значат сказки Пушкина?

(СЛАЙД №8-9)

   Слово при нем стало радостным, сияющим, крылатым.

(СЛАЙД №10)

Благословен и день, и час,

Когда с теплом родного крова,

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

    Это он, Пушкин, соединил в один два языка, простонародный и литературный, и подготовил к чтению всю Россию.

     Красивое слово — Пушкин, вечно молодое, светлое, звонкое, песенное, искрометное, звездное.

   Пушкин — мера русского таланта и русской души-так считают наши  современники.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, его произведениями.

(СЛАЙД №11-17)

Систематизация знаний о биографии, творчестве поэта:

– Давайте перелистаем страницы биографии Пушкина.

 (детство, лицеист, поэт)

Нам помогут

Анна Долина ,Тонких Ксения,

- Есть ли интересные дополнения о поэте-сказочнике?

-Я думаю, что вы готовы к восприятию сказки .

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися первой части сказки. Наблюдение над особенностями литературной сказки.         

              (СЛАЙД №18)

                       

10 мин.

Мотивация познавательной деятельности.

-презентация (отрывок);

(СЛАЙД №19)  ФИЗМИНУТКА

-стр78,учебник.


Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть, вы даже  видели мультфильм, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

-Что вы знаете о сюжете этой сказки?

 

-  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах.

-  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

(СЛАЙД №20)

Лексическая работа.   

инда очи разболелись – глаза разболелись;

Сочельник – вечер накануне Рождества;

перст – палец;

девичник – вечеринка;

Чернавка –служанка для черной работы.

(СЛАЙД №21)

Работа с текстом.

Ответ обучающихся.

Работа со словарём. Дети читают словарные статьи.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

(СЛАЙД №22)

  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
  • Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»?
  • Какая сказка слушается с большим интересом?
  • Почему?
  • Кто из героев особенно понравился?
  • Кто из них вызвал другие чувства?

(СЛАЙД №23)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

5 мин.

Перечитывание отрывков- выборочное чтение.

  • Опишите царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • Как автор характеризует ее в начале сказки?
  • Почему ее красота не радует окружающих?

Аргументация собственного мнения.

5 мин

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Работа с нетбуками-разгадывание кроссвордов.

(СЛАЙД №24)

-О каких сказках А.С.Пушкина идет речь в данном кроссворде?

-Чему учат они нас?

Проекты-работа в группах:(СЛАЙД №25)

-«Детство А.С.Пушкина»;

-«Пушкин-лицеист»;

-«Пушкин-сказочник»;

-«Пушкин-поэт».

Выполняют задание в группах.

4 мин.

5 мин

- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом нашего урока. 

(СЛАЙД №26)


 Не все то золото, что блестит.
 Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать.
 Родилась пригожа, да по нраву негожа.
 Хорош ликом, да душа пришита лыком. . Слайд

-У вас на столах  тучи. Закройте ими те слова, которые не характеризуют пушкинскую царевну.

Завистливая

Добрая

Нежная

Капризная

Преданная

Милосердная

Злая

Уважительная

-Назовите слова, характеризующие царевну (фронтальная проверка).

Записывают домашнее задание.

(СЛАЙД №27)

Урок подошёл к концу.

(СЛАЙД №28)

-Ребята, давайте оценим нашу общую работу на уроке. Возьмите в руки тот смайлик, который  соответствует вашему настроению.

ШАР НАСТРОЕНИЯ (прокалываю  его!!!)

 Подбирают эпиграф, аргументируют свою точку зрения.

Работа в парах

Анализируют работу на уроке через самооценку.

« Я в гости к Пушкину спешу...» - такими словами на протяжении

многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки,

посвященные великому поэту. И так же ласково (жест в сторону

портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков,

Спасибо, ребята, за участие. Вы хорошо знаете содержание сказок. Впереди вас ждет еще много открытий, ведь Пушкин писал еще и повести, и романы..

Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича Пушкина.

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

2 мин

1 мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....

Урок чтения в 4 класс А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать с...

Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Урок по литературному чтению в 4 классе.Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»....