Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Коценко Елена Александровна

    Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx22.82 КБ
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx183.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Некоммерческое негосударственное

    Образовательное учреждение

    Троицкая Православная школа

    Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Коценко Е.А.

    2018

    Предмет:  Литературное чтение

    УМК: Планета знаний

    Автор УМК: Э. Э. Кац

    Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Цели: раскрыть нравственную составляющую текста (учиться видеть добро, ценить дружбу и взаимопомощь, любить ближнего);

    Задачи: 

    • Обучающие: формировать умения характеризовать героев, основываясь на текст, иллюстрации; формировать осознанное чтение целыми словами;
    • Развивающие: развивать речевые умения и творческие способности; работать над уточнением значения слов и выражений;
    • Воспитательные: формировать прочные нравственные позиции на определение истинной красоты; воспитывать интерес к художественной литературе.

    Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, слайды, словари, рабочие тетради, материал для игры, карточки с изученными словами и выражениями.

    Технические средства обучения: компьютер, проектор.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    - Давайте проверим готовность к уроку. Подумайте и скажите, что пригодится для успешной работы на уроке? (учебник, рабочая тетрадь, поделка- зеркало).

                 II. Интересные факты из жизни поэта.

    -  Начнём урок (слайд 1). Давайте послушаем, какие интересные факты удалось найти ребятам о жизни и творчестве А.С.Пушкина (выступление 3 учеников).

    • Александр Пушкин появился на свет 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. В столице он провёл и свои детские годы.
    • Из краткого содержания биографии поэта известно, что далёким предком Пушкина был африканец Абрам Петрович Ганнибал, который знаменит тем, что был воспитанником и верным слугой Петра Великого.
    • Поэт так описывал свое первое воспоминание о себе: когда ему исполнилось четыре года, он на одной из прогулок заметил колыхание земли и необычное дрожание колонн. Именно в 1803 году было зафиксировано последнее землетрясение в главном городе России.
    • В раннем детстве Пушкин впервые встретился с русским императором. Маленький Саша попал под копыта лошади Александра I. Животное чудом удалось остановить, так что ребенок не пострадал.
    • Няней А.С.Пушкина была Яковлева Арина Родионовна. Поэт называл её мамой, и, по утверждению близкой подруги семьи Пушкина Анны Керн, «он никого истинно не любил кроме няни своей». Являясь образцом душевной красоты, мудрости, она послужила прекрасным вдохновителем и источником творческих замыслов поэта.
    • В Царскосельском лицее Александр учился шесть лет. Пушкин оказался в первом наборе, состоящем из тридцати человек. В лицее у Пушкина было много верных товарищей. Они искренно любили его. Восхищал их не только его талант, но и личность: общительный, пылкий, любящий и верный. Вместе с ним всегда было хорошо и весело.
    • В 1817 году состоялся первый выпуск знаменитого лицея. В течение семнадцати дней будущие выпускники должны были держать экзамен по пятнадцати предметам. Звучит удивительно, но Александр не оказался ни в пятерке, ни даже в десятке лучших по успеваемости. Из 29 возможных его результат – лишь 26-й. Только три предмета он знал блестяще – фехтование, русский и французский языки.
    • Когда ему исполнилось 19 лет, он серьезно заболел, и его вынужденно обрили наголо. Какое-то время юный поэт носил парик. С этим париком связана она казусная история. Во время представления в Большом театре Пушкин снял парик и стал им обмахиваться, что вызвало у одних гостей смех, а у других – возмущение. Спектакль чуть не был сорван.
    • Любимая жена Пушкина – Наталья Гончарова, по отзывам современников, была очень красивая женщина. К тому же она была на десять сантиметров выше своего мужа. Зная о своем недостатке, Александр Сергеевич на званых обедах и балах старался держаться подальше от супруги.
    • Роковая дуэль на пистолетах между камер-юнкером Пушкиным и поручиком Дантесом состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга, в районе Чёрной речки. В результате Пушкин был смертельно ранен. Последний выстрел самого поэта не был неудачным: он ранил руку противника, приложенную к груди. От неминуемой смерти Дантеса спасла пуговица, ставшая на пути пули. 10 февраля 1837 года поэт умер. Ему было 37 лет.

       III. Проверка домашнего задания.

    Продолжим урок. Переходим к проверке домашнего задания, посмотрим, насколько хорошо вы знаете содержание прочитанного. Сегодня мы проведём её в форме игры «Свет мой, зеркальце! скажи…» (вопросы для игры дети составили дома по прочитанному отрывку; изготовили «зеркальца»). Двое учеников (по желанию) начинают игру. Один ученик, глядя в своё зеркальце, задаёт свой вопрос другому, начиная словами из сказки: «Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи…». Если ответ верный, то первый ученик садиться, а второй задаёт вопрос следующему вышедшему к доске ученику. Если ответ неправильный, то к доске выходит другой ученик и отвечает на тот же вопрос. Игра идёт по кругу, так, чтобы каждый задал вопрос и ответил.

    IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

    Сегодня на уроке мы побеседуем о главных героинях произведения. Цель нашей работы -  раскрыть значение терминов добро и зло на примере сказки. Для этого мы сравним образы царицы и царевны. Нам всем знакомо выражение «В сказках добро всегда побеждает зло». Каково лексическое значение этих слов? Что же это такое - добро и зло?  Обратимся к словарю Олега Даля. (слайд 2)

    Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

    В образах каких героев сказки наиболее ярко заметно противопоставление добра и зла?

     V. Физкультминутка 

    Игра «Разделить качества человека». Если качество плохое – присесть, хорошее– потянуться вверх (честность, жадность, злость, трудолюбие, смелость, чуткость, равнодушие, аккуратность, заботливость, хвастовство, зависть, скромность, гордыня).

    VI. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

    - Давайте выясним, что мы уже знаем о героинях (чтение отрывка сказки стр.26-33).

    Чем похожи героини? (слайд 3). Что их отличает, попробуйте найти сами.

    -  Составьте характеристики главных героинь, заполните таблицы в тетради, используя предложенные слова (слайд 4). Самостоятельная работа в тетради. Проверка.

    -  И царица, и царевна – внешне красивы. О какой из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?

    VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

    - В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

    Что в жизни вам помогает определить, какой перед вами человек? Можно ли по одному плохому поступку судить о человеке?

    VIII. Рефлексия

    - С каким настроением вы заканчиваете урок?  (указать в тетради с помощью раскрашивания колец пирамиды).

    IX. Подведение итогов урока.

    - Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

    Домашнее задание.

    Учебник: стр. 33-40 читать. Хорошо знать содержание сказки для игры «Иллюстрации».


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    Дайте характеристику главным героиням, распределяя слова в соответствующие столбики: красивая, гордая, завистливая, трудолюбивая, ласковая, кроткая, грубая, тихая, скромная, высокомерная, своенравная, доброжелательная, отзывчивая, ревнивая. Царица Царевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

    Задания по литературному чтению по произведению А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

    Представленные заданания предназначены для помощи учащимся при анализе сказки А. С. Пушкина....

    по теме «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Урок литературного чтения в 4 классе формирует  категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”· учит элементам анализа художеств...