Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Золоева Оксана Сосланбековна

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красоте человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

1. Вступительные слова детей. Подготовка к восприятию художественного произведения.

1. Слайд 1 «У лукоморья дуб зелёный»  

2. Слайд 2  «О стихах Пушкина»

3. Слайд 3   «Люблю я Пушкина творенье»

Слово Учителя.

 Мы вступаем в волшебный мир литературы посредством сказок. И конечно, нет такого человека, которому не знакомы  сказки А. Пушкина. Ребята приготовили рисунки по любимым сказкам.

Сколько сказок написал А. С. П.?   Перечислите.    Много печатается разных книг. Ребята сделали выставку пушкинских сказок.

2.  Оформление доски – обратить внимание на рисунки и выставку книг.

3.  Сегодня мы будем говорить о героях сказки

 А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  Слайд 4 Слово ученика

 Пушкин записывал сказку со слов своей няни Арины Родионовны.

Стихотворение о няне.

   В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, - говорят, - тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

4. Работа с художественным текстом.

 Назовите признаки народной сказки, кот. можно увидеть в сказке Пушкина.

Зачин

Троекратные повторы ( Елисей трижды обращался за помощью)

Волшебство, волшебные предметы.

Добро побеждает зло

Назовите героев сказки.

Царица

Как  царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

Подтвердите ваши высказывания словами из сказки.

Уч-ся читают отрывок: по ролям.

Каким волшебным предметом обладала царица? Зеркалом.

 Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

Когда изменилось положение царицы?

Когда подросла царевна.

Когда царица в очередной раз обратилась к зеркалу, что она услышала в ответ?

Стр.80 ( по ролям)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

К чему привела чёрная зависть в сказке? (царица решила погубить царевну)

Сколько раз она пыталась избавиться от царевны? Расскажите.

Во второй раз она использует волшебный предмет. Какой ?

Помогли Царице волшебные силы?  Отчего умерла царица?

 ( От тоски, от зависти, от злобы).

Царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.79

С чем сравнивает Пушкин царевну? О чем говорят «расцвела»

С цветком, с ромашкой, так как нежная.

Назовите качества, свойства души  молодой царевны.

Простота, скромность, послушность, доброта, отзывчивость, преданность.

Как спаслась царевна от гнева мачехи? (Чернавка пожалела и отпустила её)

Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?

(семь богатырей)

7 богатырей

Прочитайте о них

Почему братья – богатыри полюбили царевну? (скромная, вежливая, трудолюбивая)

 Почему царевна отказывается от предложения стать женой одного из братьев?

( любит своего жениха)

Королевич Елисей

Как вёл себя её жених – королевич Елисей? Какие качества характера помогли добиться своей цели и оживить невесту?

Настоящая любовь, преданность, храбрость, выносливость, находчивость.

Спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи

К каким волшебным помощникам обращался царевич Елисей?

Прочитаем диалоги.

Солнце

Месяц

Ветер

Это возвращает нас к народным сказкам, в которых герои часто обращались за помощью к силам природы.

4. Подведём итог урока.

Как можно разделить героев сказки по их поступкам? Положительные, отрицательные, волшебные предметы.

Какие качества отличают положительных героев?

5. Пусть каждый выберет героя и  расскажет о внешности , чертах характера, поступках.

6. Домашнее задание стр. 94 вопрос 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс, тема "Сказка мудростью богата"

Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели:   1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...