Главные вкладки

    Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khod_uroka.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

    Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся 3Г класса через их включение в технологию РКМЧП. (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

    Задачи:  формирование грамотного квалифицированного читателя на основе учебной стратегии. Чтение с остановками в технологии критического мышления.

    I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

    - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках;

    - воспитание лучших качеств личности: чуткость, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремленности, терпения;

    - воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературного чтения.

    II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    - формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    - развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    У.  - Любим мы читать и слушать

    Сказки и стихи про дружбу,

    Ритм ногами отбивать

    И героев оживлять

    Здравствуй, сказка и рассказ,

    Что готовишь нам сейчас?

                                      (хором)

    1. Вступительная беседа.

    Уч. - Почему этими строками начинаем мы наш урок?

    У.  Урок лит. чтения, говорим о произведениях А.С.Пушкина.

    Уч. -  А.С.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомимся в 1, 2, 3 классах, перейдя в среднее звено, вы тоже будете читать его произведения.

    Уч. – Послушайте, какое стихотворение посвятила А.С.Пушкину известная поэтесса А.Ахматова.

    Смуглый отрок бродил по аллеям                        

    У озерных глухих берегов

    И столетия мы лелеем  

    Еле слышный шелест шагов                 (слайд №1, портрет)

    Уч. – Вспомните, когда и где родился  А.С.Пушкин?

    - Кто был лучшим другом поэта?

    - Где учился А.С.Пушкин?

    - С кем из известных писателей дружил А.С.Пушкин?

    Слайд №2

    6 июня 1799г., в Москве

    Арина Родионовна

    В Царском лицее

    В.А.Жуковский

    Уч. – Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете наизусть?

                    ° Учащиеся читают наизусть стихи А.С.Пушкина.

    Уч. – Ребята, многие люди в мире знают этого человека (портрет).

    Давайте еще раз назовем имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений.

    У. – Это великий русский поэт А.С.Пушкин.

    Уч. – А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?                (слайд №3)

    • У. – Сказка о рыбаке и рыбке
    • Сказка о золотом петушке
    • Сказка о царе Салтане
    • Сказка о попе и работнике его Балде

    Уч. – Хорошо ли вы знаете эти сказки, мы сейчас проверим, разгадав кроссворд.         (слайд №4)

    1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?
    • Простофиля
    1. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?
    • Петушок
    1. Лесной зверек, живший в хрустальном дворце.
    • Белка
    1. Пристают к заставе гости ….. Гвидон зовет их в гости.
    • Князь
    1. Глядь: опять пред ними землянка, а перед нею разбитое …..
    • Корыто
    1. И послушалась ……

    Тут же на берег она

    Бочку вынесла легонько

    И отхлынула тихонько.

    • Волна

    Уч. – Какое слово объединяет все отгаданные слова?

    • Сказка

    Работа над сказкой

    - А какую сказку А.С.Пушкина мы с вами прочитали?

    • Сказку о мертвой царевне и семи богатырях

    (слайд №5)

    Уч. – Сегодня на уроке мы еще раз прочтем эту сказку, но будем читать с остановками, для того, чтобы лучше понять содержание и дать характеристику героям этой сказки.

    1. Уч. – Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

    У. – Разбить большой текст на части (остановки)

    Уч. – Для чего это необходимо?

    У. – Чтобы удобнее было понять прочитанное и дать характеристику героям этой сказки.

    4. Чтение учащимися сказки с остановками (4 остановки)

    • Учащиеся читают начало, и конец каждой части.

    5.Дерево предсказаний. Работа в группах.

    • У учащихся карточки с вопросами.

    Уч. – Выберите вопрос, который вы бы поставили к вашей части и ответьте на него.

    6. Проверка задания каждой группы.

    7. Работа в группах.

    Уч. – У вас на столе карточки с заданиями. У каждой группы свое задание. Каждая группа должна дать характеристику героям.

    1. Самостоятельная работа учащихся.
    2. Презентация проекта.
    3. Самооценка своей деятельности.

    Приложение.

    Дерево предсказаний.

    Дерево предсказаний.

            

            Карточка №2

    Группа №1

    Характеристика царицы

    Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царицу, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки.  Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

    - Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?

    - Прочитать описание царицы.

    - Что было дано ей в приданое?

    - Какое свойство имело зеркальце?

    - Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало?

    - Как повела себя царица с зеркалом?

    - О каком качестве царицы говорит этот поступок?

    -Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

    Карточка №2

    Группа №2

    Характеристика царевны

    Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царевну, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

    - Какой была молодая царевна?

    - Как звали ее жениха?

    - Какое приданое приготовил царь своей дочери?

    - Почему девушка служанка отпустила царевну?

    - Как повела себя царевна в гостях у богатырей?

    - О каком качестве характера это говорит?

    -  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?

    - Почему царевна не приняла предложение братьев?

    - Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

     Карточка №2        

     Группа №3

    Характеристика королевича Елисея

    Задание: Найти в сказке отрывки характеризующие королевича Елисея, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику герою сказки.

    Подумать,  какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

    - Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?

    - Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?

    Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.

    - Почему природа помогала ему?

    Прочитайте слова:

    «И о гроб невесты милой,

      Он ударился всей силой»

    - Что чувствовал в это время Елисей?

     Карточка №2

     Группа №4

     Характеристика семи богатырей

     Задание : Найти в сказке отрывки, характеризующие братьев, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику героев сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

    - Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »

     Прочитайте отрывок.

     Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.

    - Какие качества братьев открылись в этих словах?

    - Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?

    Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.

    - С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

    ЗЕЛЕНЫЙ.

    - У меня все здорово.

    - Я узнал много нового.

    - Было очень интересно.

    - Я старался и у меня все получилось.

    - Я чувствую себя отлично.

    - Завтра я буду работать еще лучше.

    - Я доволен собой.

    - Я был внимателен.

    - Я счастлив.

     ЗЕЛЕНЫЙ.

    - У меня все здорово.

    - Я узнал много нового.

    - Было очень интересно.

    - Я старался и у меня все получилось.

    - Я чувствую себя отлично.

    - Завтра я буду работать еще лучше.

    - Я доволен собой.

    - Я был внимателен.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

    Открытый урок с использованием технологии проблемного обучения...

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....

    Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

    Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....