Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе .А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Данный урок соответствует требованиям ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx27.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Самовецкая средняя общеобразовательная школа »

    Конспект урока литературного чтения

                                           А.А.Пушкин 

    «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  

     Разработала:

    Попова Елена Александровна

    учитель 4  класса

    2014г

    План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

    Класс: 4

    Предмет: литературное чтение

    УМК: Школа России

    Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

    Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

    Тип урока:  урок закрепления изученного.


    Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

    Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
    • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
    • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

    Основные понятия: сказка, добро и зло.

    Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

    Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

    Эпиграф:

    Лишь добро одно бессмертно. 
    Зло подолгу не живет.

                        Шота Руставели


    Ход урока


    1. Мотивация к учебной деятельности.

    - Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

    Как вы это понимаете? (Ответы детей)
    Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

    II. Вступительное слово учителя

    -  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

       III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)

        -Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

    ( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

    - Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

     Самооценка за работу. ( листы самооценки)

    IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

    - Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    - Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

    - Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

    - Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

    - Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое - Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

    - Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

    (Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

    Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

    (Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

    Добро - 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

    Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

    - Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

    - Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

    (Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

    - А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

    V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

    - Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои - царица и царевна)

    - Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

    ( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

    - Что мы узнали из начала сказки?

    - Отчего умерла царица?

    - Найдите описание новой царицы.

    - Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

    - Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

    - Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

    - Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

    Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

    ( Ненависть, зависть.)

    Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

    А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

     И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

    -  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

    - Что узнала царица от зеркальца?

    - Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

    - Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

    - Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

    - Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

    - К чему привела чёрная зависть в сказке?

    - Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

    - Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

     Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71, царевну - стр.72.

     (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

     

    Царица

    Царевна

    Внешность

    высока

    стройна

    бела

    белолица

    черноброва

    Поведение характер

    горда

    ломлива

    своенравна

    ревнива

    злая

    красавица-душа

    милая

    приветливая

    Цвет

    черный

    белый

    красный

    - Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

    (Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

    Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

    - Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

    VI. Физкультминутка

    Дружно встали – раз, два, три.

    Мы теперь богатыри.

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим,

    Поворачиваясь вправо

    Оглядимся величаво.

    И налево надо тоже

    Поглядеть из – под ладошек.

    И направо, и ещё

    Через левое плечо.

    Буквой Л расставим ноги,

    Точно в танце – руки в боки.

    Наклонились влево, вправо,

    Получается на славу!

    VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    Прогнозирование содержания сказки.

    - Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

    ( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

    - Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

    - О каких чертах характера это говорит?

    - Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

    - Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

    -Как царевне жилось у богатырей?

    - Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

    - Как братья пришли свататься к царевне?

    - Почему она им отказала? Какой она была?

    - Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

    - Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

    - Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

    План характеристики героя сказки.

    1. Где живёт герой?
    2. Внешний облик героя.
    3. Какие поступки совершает?
    4. Какой характер у героя?
    5. Как к герою относится автор?
    6. Своё отношение к герою

    ( Работа в парах)

    ( После подготовки заслушивают несколько ответов)

    Оценивается работа в группах.

    - Молодцы, потрудились на славу.

    - Какими предстали перед нами герои сказки?

    Чем они нам понравились или не понравились?

    - Как силы природы помогали героям сказки?

    - В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

    -Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

    VIII. Рефлексия

    - С каким настроением вы заканчиваете урок?

    - За что бы вы себя похвалили сегодня.

    - Как вы себя бы оценили.

    IX. Подведение итогов урока

    - Как, в виде кого представлено зло?

    - Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

    (Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

    - Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

    - Как автор относится к главным героям? Докажите.

    - Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

    Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

    - Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

    Домашнее задание.

    Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

    - Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

    конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

    План- конспект урока литературного чтения (4 класс)

    Тема: Как Христофор Колумб открыл Америку....

    Конспект урока литературного чтения 3 класс "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2»"

     Урок литературного чтения в 3 классе. Сущенко Валентина Владимировна, учитель начальных классов ГКООУ «Санаторная школа-интернат №21» с. Подлужного. Тема:Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2»...

    Конспект урока литературного чтения.1 класс.

    Познакомить детей с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг» и В. Орлова «Кто первый?»...

    конспект урока литературное чтение 1 класс по теме Я.Аким "Моя семья" УМК "Школа России"

    поможет при воспитании чуткого и бережного отношения к близким, родственникам и друзьям...

    Урок литературного чтения. Добро и Зло в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях

    Урок литературного чтения. Добро и Зло в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях...

    Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".

    Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.  Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...