конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
MOU.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. Белгорода
МОУ « лицей № 9»
Урок литературного чтения
во 2 классе (2четверть)
по системе Л.В.Занкова
(учебник-В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»)
Тема: Авторская сказка о животных.
Р. Киплинг « Откуда у кита такая глотка».
Учитель : Винакова Ж.И.
2009
Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Цели урока: - организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;
способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки;
создать условия для развития исследовательских навыков;
воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Структура урока:
I.Орг.момент
II.Проверка домашнего задания.
III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.
IV.Сообщение темы и цели урока.
V.Первичное восприятие текста.
VI.Работа с текстом. Анализ содержания.
VII.Физминутка.
VIII.Итог урока. Информация о домашнем задании.
IX.Рефлексия.
Оборудование урока: учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»-2класс, рисунок корабля,фигурки сыщиков-Шерлока Холмса и доктора Ватсона,портрет Р.Киплинга,карточки для групповой работы,схема «Формы литературных произведений»,произведения Р. Киплинга,карта Мира.
Ход урока:
I.Орг.момент.
(приветствие гостей)
II.Проверка домашнего задания.
- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вам было предложено поработать по вариантам.
I в.- разделить произведения на группы: « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом петушке», «Царевна- лягушка», «Честное слово».
(Варианты: - сказки и рассказ;
- проза и стихи;
- авторское произведение и народное)
Объясните свой вариант.
II в.- выполнял расследование: герой какого из этих произведений описывается ниже?
Он дал обещание…
Но не сдержал его…
Из-за этого плохо ему пришлось…
Он немолодой человек…
- Догадались, кто это? (Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» )
- Для него всё вернулось «на круги своя» - объяснить смысл выражения.
III в.- объяснить картинки в учебнике на с.86 и попробовать тоже «изобрести колесо».
III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.
- По замкнутому кругу
Нам довелось бродить.
Сегодня в путешествие
Хочу вас пригласить.
- А сопровождать нас в этом путешествии будут …(Шерлок Холмс и доктор Ватсон)
На доске корабль, фигурки сыщиков помещаются на палубу).
- Когда они приходят на помощь? (когда мы проводим литературное расследование)
- Как называется наш корабль? ( Р.Киплинг)
- Что вы знаете об этом человеке? (он писатель)
- Наши дети готовили материал об этом писателе. Пожалуйста,…
1)Джозеф Редьярд Киплинг- английский прозаик и поэт, родился в 1865 году в Бомбее (Индия). Р.Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т.к. потом ему пришлось несладко.
2)Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.
3)После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвращается в Индию.
4)В 24года Киплинга называли классиком английской литературы, он получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме прозы Киплинг всю жизнь писал стихи.
5)Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, ребята полюбили сказки из сборника «Вот так сказки» или «Просто сказки»), в которых автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»
- Спасибо, молодцы!
IV.Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите на корабль. Что заметили? (На флаге заголовок с вопросительным знаком). Какова же тема нашего урока? Сегодня мы исследуем произведение Р. Киплинга, попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.
- Проникнем в тайны текста,
Секреты разгадаем.
И на вопрос на флаге
Ответ с тобой узнаем.
V.Первичное восприятие текста.
1)Словарная работа ( благородное, великодушное, млекопитающее, лягаться, бренчать, Винчестер, Фичборо)
2)стр.87- чтение учителем текста до слов: «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый»
- О чём прочитали? (О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.)
- Прочитайте, каких рыб съел кит?
- Что заметили? (рифму)
- Вспомните, на какого литературного героя похож кит? (Робин Бобин)
- Предположите, сможет ли кит съесть чел-ка? Поплывём за китом и узнаем.
3)Чтение сказки по цепочке до конца.
VI.Работа с текстом. Анализ содержания.
- Понравилось вам произведение?
- Удалось ли киту съесть человека? (Да, удалось.)
- Поработаем в группах:
1группа – Расследуйте, почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись.Ваши версии, исследователи.(Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём).
2группа – Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.
3группа – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении? Подсказка от Шерлока Холмса: ищите слова в скобках, прочитайте их. Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.
- Ребята, что же вы можете сказать о человеке? (Сообразительный)
- Прочитайте комментарий автора учебника перед сказкой. (Очень изобретательная сказка)
- Согласны ли вы с этим высказыванием?
VII. Физминутка.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде:
То согнутся, разогнутся, /2раза
То зароются в песке.
- Работа в парах
- Ребята, вернёмся к схеме, по которой мы работали на прошлых уроках и попробуем отнести данное произведение в нужное место.
Формы литературных произведений
Проза Поэзия
рассказ сказка стихотворение
научный художественный народная авторская
волшебная о животных
-Попрошу вас привести примеры доказательства.
-Это сказка? Докажите, что это сказка ?
(1.Есть зачин и концовка- свадьба.
2.Животные разговаривают.
3.Есть заклинание.
4.Повторы, использование магического числа 3)
-К какой категории она относится?
(Авторская сказка о животных)
-Кто являются главными героями сказки?
(Животные)
-В чём же необычность этой сказки?
(Это сказочная версия ответа на научный вопрос.)
- Что же вы узнали нового из этой сказки? Да, сказки учат нас не только правильным поступкам, но и дают ответы на научные вопросы. Как вы думаете, правда ли у кита в глотке решётка? Я попросила найти материал о ките, чтобы ответить на этот вопрос.
(Ученик сообщает сведения из энциклопедии о ките – презентация).
- Дети, какую интересную сказку мы услышали! (Реакция детей). Согласны с моим высказыванием? Сыщики подсказывают, что это не сказка. Назовите отличие научного текста от сказки.
Самостоятельная работа
- Ребята, вы были внимательны и, я думаю, сможете ответить на вопросы сыщиков из учебника на стр.91.
- Кстати, а кто такие литературоведы? ( Это учёные, исследователи литературных произведений).
- Что такое досье? (Собрание документов, относящихся к какому- нибудь делу, лицу, папка с документами.
VIII. Итог урока. Информация о домашнем задании.
-В чём же нам помогли разобраться Шерлок Холмс и доктор Ватсон? (Мы исследовали сказку Киплинга, узнали сказочную версию «Откуда у кита такая глотка».)
- Определите местоположение нашего корабля. (Мы находимся у берегов Англии). Пора возвращаться домой . Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.92 ( Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица- курица?)
IX. Рефлексия.
- Итак, возвращаемся домой. Перед вами лежат кораблики. Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения
Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.
(комментарии детей).
Всем спасибо за урок, я вами довольна.
Список литературы:
1.Учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»- 2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.
2. В.Ю.Свиридова «Методические рекомендации» к курсу «Литературное чтение»-2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.
3.Энциклопедия для детей Аванта+ «Птицы и звери»,издательский центр
«Аванта+»,2002г.
4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»,издательство АСТ,2000г.
Методические рекомендации:
1.При анализе содержания сказки учащимся предлагаются карточки для групповой работы.
2.Для работы в парах предложена схема «Формы литературных произведений», позволяющая отнести изучаемое произведение в нужное место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...
урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс
Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...
План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).
Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном". С помощью это...
Конспект урока "Грибы " 2 класс по системе Занкова
Конспект урока окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с применением электронного микроскопа и элекиронного учебника...
Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...
Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка»
Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего челове...