Главные вкладки

    конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
    план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

    конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon MOU.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования г. Белгорода

     МОУ « лицей № 9»

     

    Урок литературного чтения

    во 2 классе (2четверть)

     по системе Л.В.Занкова

    (учебник-В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»)

    Тема: Авторская сказка о животных.

    Р. Киплинг « Откуда у кита такая глотка».

    Учитель : Винакова Ж.И.

     

                                               

    2009

    Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

    Цели урока: - организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;

    способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки;

    создать условия для развития исследовательских навыков;

    воспитывать любовь к природе.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

    Структура урока:

    I.Орг.момент

    II.Проверка домашнего задания.

    III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.

    IV.Сообщение темы и цели урока.

    V.Первичное восприятие текста.

    VI.Работа с текстом. Анализ содержания.

    VII.Физминутка.

    VIII.Итог урока. Информация о домашнем задании.

    IX.Рефлексия.

    Оборудование урока: учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»-2класс, рисунок корабля,фигурки сыщиков-Шерлока Холмса и доктора Ватсона,портрет Р.Киплинга,карточки для групповой работы,схема «Формы литературных произведений»,произведения Р. Киплинга,карта Мира.

    Ход урока:

    I.Орг.момент.

    (приветствие гостей)

    II.Проверка домашнего задания.

    - Начнём урок с проверки домашнего задания. Вам было предложено поработать по вариантам.

    I в.- разделить произведения на группы: « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом петушке», «Царевна- лягушка», «Честное слово».

    (Варианты: - сказки и рассказ;

                        - проза и стихи;

                        - авторское произведение и народное)

    Объясните свой вариант.

    II в.-         выполнял расследование: герой какого из этих произведений описывается ниже?

    Он дал обещание…

    Но не сдержал его…

    Из-за этого плохо ему пришлось…

    Он немолодой человек…

    - Догадались, кто это? (Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» )

    - Для него всё вернулось «на круги своя» - объяснить смысл выражения.

    III в.- объяснить картинки в учебнике на с.86 и попробовать тоже «изобрести колесо».

    III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.

    - По замкнутому кругу

    Нам довелось бродить.

    Сегодня в путешествие

    Хочу вас пригласить.

    - А сопровождать нас в этом путешествии будут …(Шерлок Холмс и доктор Ватсон)

    На доске корабль, фигурки сыщиков помещаются на палубу).

    - Когда они приходят на помощь? (когда мы проводим литературное расследование)

    - Как называется наш корабль? ( Р.Киплинг)

    - Что вы знаете об этом человеке? (он писатель)

    - Наши дети готовили материал об этом писателе. Пожалуйста,…

    1)Джозеф Редьярд Киплинг- английский прозаик и поэт, родился в 1865 году в Бомбее (Индия). Р.Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т.к. потом ему пришлось несладко.

    2)Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.

    3)После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвращается в Индию.

    4)В 24года Киплинга называли классиком английской литературы, он получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме прозы Киплинг всю жизнь писал стихи.

    5)Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, ребята полюбили сказки из сборника «Вот так сказки» или «Просто сказки»), в которых  автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»

    - Спасибо, молодцы!

    IV.Сообщение темы и цели урока.

    - Посмотрите на корабль. Что заметили? (На флаге заголовок с вопросительным знаком). Какова же тема нашего урока? Сегодня мы исследуем произведение Р. Киплинга, попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.

    - Проникнем в тайны текста,

    Секреты разгадаем.

    И на вопрос на флаге

    Ответ с тобой узнаем.

    V.Первичное восприятие текста.

    1)Словарная работа ( благородное, великодушное, млекопитающее, лягаться, бренчать, Винчестер, Фичборо)

    2)стр.87- чтение учителем текста до слов: «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый»

    - О чём прочитали? (О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.)

    - Прочитайте, каких рыб съел кит?

    - Что заметили? (рифму)

    - Вспомните, на какого литературного героя похож кит? (Робин Бобин)

    - Предположите, сможет ли кит съесть чел-ка? Поплывём за китом и узнаем.

    3)Чтение сказки по цепочке до конца.

    VI.Работа с текстом. Анализ содержания.

    - Понравилось вам произведение?

    - Удалось ли киту съесть человека? (Да, удалось.)

    - Поработаем в группах:

    1группа – Расследуйте, почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись.Ваши версии, исследователи.(Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём).

    2группа – Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.

    3группа – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении? Подсказка от Шерлока Холмса: ищите слова  в скобках, прочитайте их. Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.

    - Ребята, что же вы можете сказать о человеке? (Сообразительный)

    - Прочитайте комментарий автора учебника перед сказкой. (Очень изобретательная сказка)  

    - Согласны ли вы с этим высказыванием?

    VII. Физминутка.

    Рыбки плавали, ныряли

    В чистой тёпленькой воде:

    То согнутся, разогнутся, /2раза

    То зароются в песке.

    - Работа в парах

    - Ребята, вернёмся к схеме, по которой мы работали на прошлых уроках и попробуем отнести данное произведение в нужное место.

     

    Формы литературных произведений

    Проза                Поэзия

    рассказ                                             сказка                                     стихотворение

    научный     художественный        народная        авторская  

         

                                                         

                                                          волшебная            о животных

     

    -Попрошу  вас привести примеры доказательства.

    -Это сказка? Докажите, что это сказка ?

    (1.Есть зачин и концовка- свадьба.

     2.Животные разговаривают.

     3.Есть заклинание.

     4.Повторы, использование магического числа 3)

    -К какой категории она относится?

    (Авторская сказка о животных)

    -Кто являются главными героями сказки?

    (Животные)

    -В чём же необычность этой сказки?

    (Это сказочная версия ответа на научный вопрос.)

    - Что же вы узнали нового из этой сказки? Да, сказки учат нас не только правильным поступкам, но и дают ответы на научные вопросы. Как вы думаете, правда ли у кита в глотке решётка? Я попросила найти материал о ките, чтобы ответить на этот вопрос.

    (Ученик сообщает сведения из энциклопедии о ките – презентация).

    - Дети, какую интересную сказку мы услышали! (Реакция детей). Согласны с моим высказыванием? Сыщики подсказывают, что это не сказка. Назовите отличие научного текста от сказки.

    Самостоятельная работа

     - Ребята, вы были внимательны и, я думаю, сможете ответить на вопросы сыщиков из учебника на стр.91.

    - Кстати, а кто такие литературоведы? ( Это учёные, исследователи литературных произведений).

    - Что такое досье? (Собрание документов, относящихся к какому- нибудь делу, лицу, папка с документами.

    VIII. Итог урока. Информация о домашнем задании.

    -В чём же нам помогли разобраться Шерлок Холмс и доктор Ватсон?   (Мы исследовали сказку Киплинга, узнали сказочную версию «Откуда у кита такая глотка».)

    - Определите местоположение нашего корабля. (Мы находимся у берегов Англии).  Пора возвращаться домой . Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.92 ( Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица- курица?)

    IX. Рефлексия.

    - Итак, возвращаемся домой. Перед вами лежат кораблики. Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения

    Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.

    (комментарии детей).

     Всем спасибо за урок, я вами довольна.

    Список литературы:

    1.Учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»- 2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.

    2. В.Ю.Свиридова «Методические рекомендации» к курсу «Литературное чтение»-2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.

    3.Энциклопедия для детей Аванта+ «Птицы и звери»,издательский центр

    «Аванта+»,2002г.

    4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»,издательство АСТ,2000г.

    Методические рекомендации:

    1.При анализе содержания сказки учащимся предлагаются карточки для групповой работы.

    2.Для работы в парах предложена схема «Формы литературных произведений», позволяющая отнести изучаемое произведение в нужное место.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

    Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

    урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

                  Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

    План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

    Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

    Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

    В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

    Конспект урока "Грибы " 2 класс по системе Занкова

    Конспект урока окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с применением электронного микроскопа и элекиронного учебника...

    Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

    Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...