конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon MOU.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Белгорода

 МОУ « лицей № 9»

 

Урок литературного чтения

во 2 классе (2четверть)

 по системе Л.В.Занкова

(учебник-В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»)

Тема: Авторская сказка о животных.

Р. Киплинг « Откуда у кита такая глотка».

Учитель : Винакова Ж.И.

 

                                           

2009

Тема урока: Авторская сказка. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».

Цели урока: - организовать деятельность учащихся, направленную на анализ сказки;

способствовать формированию представлений о жанровой специфике сказки;

создать условия для развития исследовательских навыков;

воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Структура урока:

I.Орг.момент

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.

IV.Сообщение темы и цели урока.

V.Первичное восприятие текста.

VI.Работа с текстом. Анализ содержания.

VII.Физминутка.

VIII.Итог урока. Информация о домашнем задании.

IX.Рефлексия.

Оборудование урока: учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»-2класс, рисунок корабля,фигурки сыщиков-Шерлока Холмса и доктора Ватсона,портрет Р.Киплинга,карточки для групповой работы,схема «Формы литературных произведений»,произведения Р. Киплинга,карта Мира.

Ход урока:

I.Орг.момент.

(приветствие гостей)

II.Проверка домашнего задания.

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вам было предложено поработать по вариантам.

I в.- разделить произведения на группы: « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом петушке», «Царевна- лягушка», «Честное слово».

(Варианты: - сказки и рассказ;

                    - проза и стихи;

                    - авторское произведение и народное)

Объясните свой вариант.

II в.-         выполнял расследование: герой какого из этих произведений описывается ниже?

Он дал обещание…

Но не сдержал его…

Из-за этого плохо ему пришлось…

Он немолодой человек…

- Догадались, кто это? (Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» )

- Для него всё вернулось «на круги своя» - объяснить смысл выражения.

III в.- объяснить картинки в учебнике на с.86 и попробовать тоже «изобрести колесо».

III.Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового текста.

- По замкнутому кругу

Нам довелось бродить.

Сегодня в путешествие

Хочу вас пригласить.

- А сопровождать нас в этом путешествии будут …(Шерлок Холмс и доктор Ватсон)

На доске корабль, фигурки сыщиков помещаются на палубу).

- Когда они приходят на помощь? (когда мы проводим литературное расследование)

- Как называется наш корабль? ( Р.Киплинг)

- Что вы знаете об этом человеке? (он писатель)

- Наши дети готовили материал об этом писателе. Пожалуйста,…

1)Джозеф Редьярд Киплинг- английский прозаик и поэт, родился в 1865 году в Бомбее (Индия). Р.Киплинг считал детские годы, проведённые в Индии, самыми счастливыми в жизни, т.к. потом ему пришлось несладко.

2)Когда будущему писателю исполнилось 6 лет, его вместе с сестрой отправили учиться в Англию. Они жили в частном пансионе, хозяева которого были грубыми и бескультурными людьми.

3)После окончания пансиона Киплинг поступил в военное училище, но не закончив его, с радостью возвращается в Индию.

4)В 24года Киплинга называли классиком английской литературы, он получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме прозы Киплинг всю жизнь писал стихи.

5)Дети всего мира прекрасно знакомы с Маугли, ребята полюбили сказки из сборника «Вот так сказки» или «Просто сказки»), в которых  автор отвечает на бесконечные вопросы «откуда» и «почему?»

- Спасибо, молодцы!

IV.Сообщение темы и цели урока.

- Посмотрите на корабль. Что заметили? (На флаге заголовок с вопросительным знаком). Какова же тема нашего урока? Сегодня мы исследуем произведение Р. Киплинга, попробуем разобраться и найти ответ на этот вопрос.

- Проникнем в тайны текста,

Секреты разгадаем.

И на вопрос на флаге

Ответ с тобой узнаем.

V.Первичное восприятие текста.

1)Словарная работа ( благородное, великодушное, млекопитающее, лягаться, бренчать, Винчестер, Фичборо)

2)стр.87- чтение учителем текста до слов: «Но этот человек был очень находчивый, умный и храбрый»

- О чём прочитали? (О том, как кит съел всю рыбу в море и колюшка подсказала ему, что можно съесть человека.)

- Прочитайте, каких рыб съел кит?

- Что заметили? (рифму)

- Вспомните, на какого литературного героя похож кит? (Робин Бобин)

- Предположите, сможет ли кит съесть чел-ка? Поплывём за китом и узнаем.

3)Чтение сказки по цепочке до конца.

VI.Работа с текстом. Анализ содержания.

- Понравилось вам произведение?

- Удалось ли киту съесть человека? (Да, удалось.)

- Поработаем в группах:

1группа – Расследуйте, почему человек не сопротивлялся и не пытался спастись.Ваши версии, исследователи.(Возможно, он что-то задумал и хотел, чтобы кит его проглотил, ему надо было попасть домой в Англию, хотя бы и таким путём).

2группа – Какие качества характера помогли моряку спастись? Найдите в тексте подтверждения.

3группа – Какие предметы сыграли решающую роль в спасении? Подсказка от Шерлока Холмса: ищите слова  в скобках, прочитайте их. Как он их использовал? Прочитайте этот отрывок.

- Ребята, что же вы можете сказать о человеке? (Сообразительный)

- Прочитайте комментарий автора учебника перед сказкой. (Очень изобретательная сказка)  

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

VII. Физминутка.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тёпленькой воде:

То согнутся, разогнутся, /2раза

То зароются в песке.

- Работа в парах

- Ребята, вернёмся к схеме, по которой мы работали на прошлых уроках и попробуем отнести данное произведение в нужное место.

 

Формы литературных произведений

Проза                Поэзия

рассказ                                             сказка                                     стихотворение

научный     художественный        народная        авторская  

     

                                                     

                                                      волшебная            о животных

 

-Попрошу  вас привести примеры доказательства.

-Это сказка? Докажите, что это сказка ?

(1.Есть зачин и концовка- свадьба.

 2.Животные разговаривают.

 3.Есть заклинание.

 4.Повторы, использование магического числа 3)

-К какой категории она относится?

(Авторская сказка о животных)

-Кто являются главными героями сказки?

(Животные)

-В чём же необычность этой сказки?

(Это сказочная версия ответа на научный вопрос.)

- Что же вы узнали нового из этой сказки? Да, сказки учат нас не только правильным поступкам, но и дают ответы на научные вопросы. Как вы думаете, правда ли у кита в глотке решётка? Я попросила найти материал о ките, чтобы ответить на этот вопрос.

(Ученик сообщает сведения из энциклопедии о ките – презентация).

- Дети, какую интересную сказку мы услышали! (Реакция детей). Согласны с моим высказыванием? Сыщики подсказывают, что это не сказка. Назовите отличие научного текста от сказки.

Самостоятельная работа

 - Ребята, вы были внимательны и, я думаю, сможете ответить на вопросы сыщиков из учебника на стр.91.

- Кстати, а кто такие литературоведы? ( Это учёные, исследователи литературных произведений).

- Что такое досье? (Собрание документов, относящихся к какому- нибудь делу, лицу, папка с документами.

VIII. Итог урока. Информация о домашнем задании.

-В чём же нам помогли разобраться Шерлок Холмс и доктор Ватсон?   (Мы исследовали сказку Киплинга, узнали сказочную версию «Откуда у кита такая глотка».)

- Определите местоположение нашего корабля. (Мы находимся у берегов Англии).  Пора возвращаться домой . Дома вы подумаете над вопросами из учебника на стр.92 ( Почему тигр полосатый? Откуда у кенгуру сумка? Почему не летает птица- курица?)

IX. Рефлексия.

- Итак, возвращаемся домой. Перед вами лежат кораблики. Выберите для своего кораблика название, которое бы отражало ваше настроение на сегодняшнем уроке чтения

Словарь настроения: весёлый, солнечный, грустный, радостный, счастливый, печальный.

(комментарии детей).

 Всем спасибо за урок, я вами довольна.

Список литературы:

1.Учебник В.Ю.Свиридова «Литературное чтение»- 2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.

2. В.Ю.Свиридова «Методические рекомендации» к курсу «Литературное чтение»-2класс, издательский дом «Фёдоров»,2008г.

3.Энциклопедия для детей Аванта+ «Птицы и звери»,издательский центр

«Аванта+»,2002г.

4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»,издательство АСТ,2000г.

Методические рекомендации:

1.При анализе содержания сказки учащимся предлагаются карточки для групповой работы.

2.Для работы в парах предложена схема «Формы литературных произведений», позволяющая отнести изучаемое произведение в нужное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

              Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока "Грибы " 2 класс по системе Занкова

Конспект урока окружающего мира "Грибы " 2 класс по системе Занкова с применением электронного микроскопа и элекиронного учебника...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка»

Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего челове...