Главные вкладки

    А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Добро и зло.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Полунина Татьяна Александровна

    Конспект урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока.А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Герои сказки. Добро и зло.

    Тип урока.  Урок рефлексии.

    Планируемые достижения обучающихся.

    Знакомство с истоками пушкинских сказок.

    Раскрытие нравственного смысла сказки.

    Осознание понятий «добро» и «зло».

    Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций.

    Формирование умения выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

    Формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно - контрольного типа.

    Коррекция и тренинг изученных  способов действий — понятий, алгоритмов.

    Оборудование. Компьютер, карточки, таблицы, словари.

        Ход урока.

    1.Самоопределение к деятельности.

    Эпиграф «Лишь добро одно бессмертно.

                      Зло подолгу не живёт»   Шота Руставели

    - Как вы понимаете это высказывание?

    2.Актуализация знаний.

    - « У каждого возраста свой Пушкин» - сказал как-то С.Я.Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключённый в стихотворном ритме. Когда ты становишься взрослым, то читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям. Сказки Пушкина не являются точным переложением народных сказок. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. («Белоснежка и семь гномов») Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно по вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок. Из вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам Пушкина был, есть и остаётся.

    Интересно почему?

    3.Локализация затруднений.

    - Сказки Пушкина  народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян, их уклад жизни, слова и обороты речи, свойственные большинству людей того времени. Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    - Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере  сказки. Мы будем сравнивать образы героев – царицы и царевны.

    5.Обобщение затруднений во внешней речи.

    - Нам знакомо выражение «В сказках добро всегда побеждает зло».

    - Каково лексическое значение этих слов?

    - Где мы можем точно узнать лексическое значение слов добро и зло?

    Толковый словарь С.И.Ожегова.

    Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное  злу; добрый поступок.

    Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

    - Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

    - В  сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных.

    - Назовите положительных и отрицательных героев сказок?

    Добро –Белоснежка, семь гномов, Золушка, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Элиза.

    Зло – королева, мачеха, волк, людоед.

    - В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» возможно ли разграничение положительных и отрицательных героев?

    Положительные                              Отрицательные  

    ЦаревнаЦарица

    Чернавка  

    Богатыри

    Царевич Елисей  

    Соколко

    Солнце

    Месяц

    Ветер

    - У добра всегда много помощников, а зло одиноко.

    - В образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

    - Найдите и прочитайте описание царицы и царевны.

    Заполнение таблицы.

    Зло

    Добро

    Главные героини

    Царица

    Царевна

    Внешность

    Высока

    Стройна

    Бела

    Белолица

    Черноброва

    Характер

    Горда

    Ломлива

    Своенравна

    Ревнива

    Злая

    Красавица- душа

    Приветлива

    Милая

    - Почему царица решила погубить царевну?

    - Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? (ненависть, зависть)

    - Обладает ли злой человек такими качествами?

    - Как относится царевна к царице, которая решила её погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес?

    - И царевна и царица внешне красивы. Про какую из героинь можно сказать, что она обладает и внутренней и внешней красотой?

    Показ слайдов.

    6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - Подберите пословицы, подходящие к сказке.

    Работа с «Большим объяснительным словарём. Пословицы и поговорки русского народа».

    Жизнь дана на добрые дела.

    Злой человек - злое и мыслит.

    Злой человек- как уголь: не обожжёт, так замарает.

    Доброму человеку - бог помогает.

    Злой не верит, что есть добрые люди.

    Рыба не без кости, человек не без злости.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Красно говорит, а сам зло творит.

    Кто зло творит, сам от зла и погибает.

    7.Включение в систему знаний и повторение.

    - Чем заканчивается сказка?

    - Найдите и прочитайте отрывок.

    - Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена.  Добро торжествует.

    Показ слайдов.

    Обратим внимание на эпиграф. Рассмотрев образы царицы и царевны, согласны ли вы с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

      8. Рефлексия деятельности.

    - В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни всё происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

     9. Домашнее задание.

    - Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А.С.Пушкина?

    Запишите ответ на этот вопрос.

    Характеристика главных героев сказки.

    Зло

    Добро

    Главные героини

    Внешность

    Характер

    Положительные

    Отрицательные

    Царевна

    Царица

    Чернавка

    Богатыри

    Царевич Елисей

    Соколко

    Солнце

    Месяц

    Ветер


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

    I. Орг.момент.II.Упражнения по формированию навыка чтения.а) Дыхательная гимнастика. (слайд 1)задуй свечу (1,3)надуй шарпобрызгать бельё водой ( в 1,3 приёма)в лифтеб) Чтение блоков. ( быстрый, плавны...

    Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....

    Поэтическая сказка А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

    Занимательный материал по литературе (3-4 классы)....

    Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.

    Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....