Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин- Сказка о мертвой царевне 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сакакол Ксения Федоровна

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушинк- Сказки..." разработанны в рамках УМК "Школа России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:

Сакакол Ксения Федоровна

Предмет, УМК

Литературное чтение, «Школа России»

Школа, класс:

ГБОУ СОШ №536, 1 «А»

Тема:

«Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Тип урока:

Открытие нового знания


Тема:

 Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Цель:

Создать условия для изучения биографии Александра Сергеевича Пушкина и его сказок

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Определение жанра сказка

Понятия «биография», «жанр»
Узнать лексические значения слов из текста

Понимать:

Характерные особенности жанра сказка

Применять:

Читать слова по слогам и целыми словами
Отвечать на вопросы по содержанию сказок А.С.Пушкина

Отвечать на вопросы по биографии А.С.Пушкина

Анализировать:

События и поступки героев сказок А.С.Пушкина

Свою деятельность на уроке
Правильное чтение слов

Синтезировать:

Оценивать:

Значимость полученных знаний, свою деятельность на уроке

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2.Адекватно оценивать свои достижения;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

4.Понимать значимость изучаемого материала

5.Соотносить эталон образца со своим выполнением задания

Познавательные:

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Уметь обращаться к тексту за подтверждением или опровержением фактов

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

5. Использовать полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные:

Уметь работать в парах

Грамотно и цельно использовать свою речь

Личностные

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

2.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

3.Сочувствовать и сопереживать героям

Межпредметные связи:

Русский язык

Основные понятия:

Жанр сказка, слоги, биография,

Методы, технологии:

Жужжащее чтение, «Верю-не верю», Чтение по цепочке

Ресурсы урока для учителя:

Проектор, доска, учебник, распечатки с заданиями для детей, книги, презентация. конверты

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник, проектор, распечатки, доска, презентация

План урока с распределением времени

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему
  3. Изучение биографии
  4. Актуализация
  5. Словарно-лексическая работа
  6. Словарная работа
  7. Физминутка
  8. Чтение текста
  9. Викторина
  10. Рефлексия

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

 Организационный момент:(30 секунд)

-Здравствуйте, для начала давайте проверим нашу готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, пенал, конверт, карточки с номерами.

 Введение в тему (2 мин)

Ребята, мы сегодня с  вами поговорим о известном русском писателе, а каком вы сейчас узнаете отгадав ребус.

-А кто-нибудь знает кто-такой Пушкин?

-Верно, а что можно узнать о писателе?

-Молодцы, а все вместе это называется биография и творчество.

-Помните ли вы такие строчки из повести Александра Сергеевича
«У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»

Вот и Кот ученый задал нам с вами задачку в виде пословицы «Мало уметь читать, надо уметь думать».

-Сегодня на уроке мы с вами будем читать, думать, мыслить, рассуждать.

Вывод темы и цели.(1 мин)

-Давайте выведем цель нашего урока:

«Узнать _____ Александра Сергеевича Пушкина и познакомиться с его _____»

Биография А.С.Пушкина: (2 мин)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая в Москве в богатой семье. Его родители- Сергей Львович и Надежда Осиповна были очень умными людьми. В то время у многих богатых семей воспитанием детей занимались няни. Такая была и у Александра Сергеевича. С самого детства Арина Родионовна занималась воспитанием юного Александра и рассказывала ему сказки, которые он потом вспоминал на протяжении всей своей жизни. Арина Родионовна воспитывала Пушкина на старо-русском языке. Этот язык был очень сложным, трудным и отличался от нашего с вами современного русского языка, и нам с вами ребята было бы очень трудно его понять. Не смотря на то, что в доме Пушкиных было запрещено говорить о домовых или ведьмах, Арина Родионовна все равно продолжала рассказывать юному Александру про избушку на курьих ножках, сказку о мертвой царевне и другие, которых она знала большое количество. Когда Александру Сергеевичу было 25 лет, он начал записывать рассказы своей няни и однажды писал в письме другу «Вечером слушаю сказки няни, она- моя единственная подруга! А что за прелесть эти сказки!»
И вот поэт начинает писать свои сказки.  Как вы уже могли догадаться, что сказки Александра Сергеевича Пушкина держаться на рассказах и выдумках его няни, рассказах, выдумках и сказках русского народа.

Актуализация знаний:(5 мин)-

-Ребята, а скажите мне пожалуйста, что это за жанр «Сказки»?

-Верно, молодцы. Сказка- это жанр, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

 Характерные свойства сказки:

-есть волшебные предметы (зеркальце, яблоко из сказки «Мертвая царевна и семь богатырей)

-сказочные слова и выражения («Рос не по дням, а по часам» из «Сказка о царе Салтане»)

-борьба добра и зла

-волшебные числа

-Ребята, а вы знаете, что такое волшебные числа?

-Раньше в Древней Руси люди очень верили в предания, различные приметы, и были у них особые числа, которые казалось имели волшебную силу. Вот и у Александра Сергеевича Пушкина встречаются волшебные числа. Например, цифра семь.

«Семь торговых городов» и
«Входят семь богатырей, 
Семь румяных усачей.».
Или три:
«
Ждали три дня, но она 
Не восстала ото сна.»

И старик в сказке «рыбак и рыбка» три раза закидывал сети в море:

«Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод»

Вы большие молодцы и теперь знаете примеры волшебных чисел из произведений Александра Сергеевича.

Ребята, я сейчас вам перечислю несколько предложений, по которым вы можете отгадать о какой сказке мы сегодня с вами будем говорить.

-Рождается красавица царевна

-Царь находит ей жениха

-Царь женится на новой царице

-Царица завидует красоте царевны

-Злая царица-мачеха отправила царевну в лес умирать

-Но молодая царевна встречает богатырей и находит спасение

-Царица отправляет отравленное яблоко и царевна умирает

-Как вы думаете, что это за сказка?

Словарно-лексическая работы:(6 мин)

-Ребята, как вы думаете а сложно было Александру Сергеевичу записывать сказки Арины Родионовны, раз она разговаривала на старо-руссом языке?

-Я думаю, что он знал многие слова, раз он рос с ней и хорошо ее понимал. А если мы с вами не будем знать какие-то слова, ты мы сможем понять о чем нам говорят?

-Давайте, тогда обратим внимание на доску. Здесь слова значение которых мы с вами сейчас попробуем выяснить и первое слово это:

1. Мольба
-Это сильная просьба, когда человек чего-то очень хочет и очень просит нас о чем-то

2. Рожок

-Обратите внимание на картинку, как вы думаете, что это?

-В сказке Александра Сергеевича так называют месяц.

3. Тьма глубокая  

-Время суток, когда очень темно

4.Светлоокий

-Чтобы понять это слово нам надо его разобрать на два других. Это светлый и око.
-Думаю, что первое слово вам знакомо, а второе?

-Око- это глаз, а значит мы можем подобрать значение этого слова: светлоокий означает светлоглазый. Например, людей с голубыми глазами можно назвать светлоокими.

5. Красная дева

-Это красивая девушка.
6. «На стороже я стою»

-Как вы думаете, что означает эта фраза?  

-Несет охрану

7. Обычай

-Это способ поведения, определенный вид каких-то действий привычный для определенного народа. Например, обычай жечь бабу на масленицу.

Словарная работа.(5 мин)

Теперь ребята возьмите каждый листы, которые лежат у вас на партах. У вас написаны слова в два столбика: первый столбик-это слова которые нужно прочитать по слогам, а второй столбик это те же слова, но их нужно прочитать просто полностью. Прочтите все эти слова по порядку, по строчке в слух.

-Ребята, кто прочтет целиком первое слово?

-А второе?

-А третье?

И т.д.

Ребята, мы разобрались со всеми сложными словами, которые могут нам встретиться. А теперь давайте отдохнем.

Физминутка(1 мин)

Чтение учителем(1 мин)

Ребята, откроем учебник на странице 93. Я прочту вам отрывок из сказки «Мертвая царевна и семь богатырей».

Чтение по цепочке(10 мин)

Давайте теперь вы прочитаете этот отрывок. Начинаем с первой парты, читаем по одной строчке по цепочке. Начинаем. …. И Давайте начнем с начала.

-Ребята, кто главные герои этого отрывка?

-О чем пытается узнать королевич Елисей у месяца?

-Знает ли месяц где невеста королевича?

-А где это написано в тексте? Найдите.

  Задание из учебника (3 мин)

  И так ребята, на экране представлена иллюстрация к этому отрывку. Здесь жених царевич Елисей спрашивает месяц где же его прекрасная невеста. А в учебнике есть другая иллюстрация. Посмотрите на нее и прочитайте вопрос под ней.
Как вы думаете к какому произведению эта иллюстрация относится? Верно, к «сказке о рыбаке и рыбке». А кто еще какие сказки Пушкина знает?

   Викторина (7 мин)

Ребята, давайте сыграем в небольшую викторину. Для этого разберемся на команды. Первая команда это первая колонка, вторая команда это вторая колонка, и третья команда это третья колонка.
Викторина состоит из трех этапов и первый этап «Волшебный предмет». Я буду доставать из мешка предмет команде, а она должна назвать сказку из которой он.

Предметы: яблоко, белка, сети

Переходим ко второму этапу нашей викторины. Я буду читать команде отрывок из сказки, и они должны угадать как называется сказка.

1-Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин.

(Сказка о царе Салтане)

2-Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

3-«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

(Сказка о мертвой царевне)

А теперь третий этап нашей викторины. Каждой команде выдается суждение и вам надо решить верное оно или неверное. У вас есть немного времени чтобы их обсудить.

1- «Царица отравила царевну с помощью хлеба» (Неверно)

2- «Сестры отправили царевну и царевича плыть по морю в лодке» (Неверно)
3- «Старик сразу согласился на предложение рыбки» (Неверно)

Ребята, какие мы с вами молодцы. За такие хорошие и главное правильные ответы, вы все получаете схему сбора оригами «золотой рыбки». Прямо как из сказки Александра Сергеевича. Вы можете сделать ее на переменке в классе, или дома сами. В конвертике лежит схема и бумага для создания рыбки.

  Подведение итогов. (2 мин)

И так ребята, какая цель была у нашего урока?

-Достигли мы ее?

-А что мы сделали чтобы достичь ее? Чем занимались на уроке?

Ребята, вы большие молодцы. Ваше домашнее задание: тем, кто не читал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» прочитать ее и оформить в свой читательский дневник. И плюс выполнить творческое задание: нарисовать на листе А4 иллюстрацию к любой сказке А.С.Пушинка  

Проверяют готовность к уроку.

Отгадывают ребус.
Получают ответ «Пушкин»

-Писатель.

-где родился, что писал.

Разговаривать о Пушкине.

-биографию

-сказками

Слушают.

-Это рассказ о чудесах, необыкновенных событиях.

Предлагают свои варианты или говорят «нет»

Дети предлагают варианты и выходят на сказку «о Мертвой царевне и семи богатырях»

Да, наверное сложно

Нет, не сможем.

Дети предлагают варианты

Дети предлагают варианты

Дети предлагают варианты

Дети предлагают варианты

Дети предлагают варианты

Дети предлагают варианты

 Читают через технику «жужжащее чтение»

-Показался.

-Погнался.

-Позолоченный.

-Круглолиций.

-Светлоокий.

-Отвечает.

-Очередь.

Физминутка.

Слушают

Читают по цепочке

-Елисей и месяц

-Где невеста королевича?

-Нет, месяц не знает этого.

  • «Не ведал я девы красной»

Обсуждают задание1.
Рассказывают про сказки

-Сказке о «рыбаке и рыбке»

 

 

-Узнать биографию А.С.Пушкина и познакомится с его сказками.

-Мы изучали биографию Пушкина, играли в викторину и т.д.

        

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

урока

Образовательная

задача этапа

урока

Методы
и приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности учащихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Дидактические

средства.
Интерактивное

оборудование

Формы
контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

(П – познавательные., Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Организационный момент

Настроить детей на урок

Инструкция

Проговаривают информацию

Проверяют готовность к уроку

фронтальная

-

-

регулятивные

Введение в тему

Вывести тему урока и поставить цель

Беседа, разгадывание ребуса

Задает вопросы, выдает задание

Разгадывают ребус, отвечают на вопросы

Фронтальная, парная

Проектор, доска, распечатки

Контроль учителем

познавательные

Изучение биографии

Открытие новго знания: изучение биографии Пушкина

рассказ

Рассказывает биографию

Слушают

Фронтальная

Книга, распечатанная биография, проектор, доска, портрет

-

Узнать биографию А.С.Пушина

Регулятивные, познавательные

Актуализация знаний

Освежить знания по теме «сказки» и открытие нового знания  «волшебные числа»

Рассказ, беседа

Задает вопросы, ведет рассказ

Слушают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Книга, текст, проектор

-

Освежить знания по теме «сказки» и открытие нового знания  «волшебные числа»

Познавательные, регулятивные

Введение в тему сказки

Узнать какая сказка будет изучаться на уроке и услышать краткий пересказ

Рассказ, беседа, задание

Читает, рассказывает, задает вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Проектор, доска

Контроль учителем

Узнать краткий пересказ сказки

Познавательные

Словарно-лексическая работа

Узнать значения слов из сказки

Рассказ, беседа

Читает, задает вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Фронтальная

Проектор, доска

Контроль учителем

Узнать значения новых слов

Познавательные, регулятивные

Словарная работа

Прочитать сложно-произносимые слова

Жужжащее чтение и беседа

Дает инструктаж, слушает, проверяет

Читают по технике «жужжащее чтение» и отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Распечатки, текст

Контроль учителем

Прочитать трудные слова из текста

Регулятивные, познавательные

Физминутка

Чтение

Прочитать и прослушать текст

Чтение учителем, чтение по цепочке

Читает

Слушают

Читают по цепочке

Фронтальная, индивидуальная

Учебники

Контроль учителем

Познакомиться с текстом

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Викторина

Проиграть викторину

Ответы на вопросы, «Волшебный мешок», «Узнай по отрывку», «Верю-не верю»

Задает вопросы, дает задания

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Групповая, индивидуальная

Предметы для викторины

Контроль учителем и детьми

Повторить знания о сказках Пушкина

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

Подведение итогов

Подвести итоги урока

Беседа

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Индивидуальная,  фронтальная

-

-

-

Регулятивные, коммуникативные

Дача дз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".

Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...