Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Жданова Ксения Николаевна

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Жданова Ксения Николаевна

учитель начальных классов

МОУ «Хотьковская начальная общеобразовательная школа №3»,

 г. Хотьково, Сергиево-Посадского района.

Урок совершенствования и углубления знаний и умений.

Литературное чтение.

 3  класс.

(УМК «Начальная школа XXI века». Учебник «Литературное чтение». Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)

Тема урока:

 «Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока: 

1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую  речь, воображение;

2) накапливать читательский опыт;

3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, второстепенные герои;

4) воспитывать любовь к литературным произведениям отечественных авторов, нравственные чувства, способности к творческой деятельности.

Задачи урока:

  1. Учебные:
  1. учить учащихся выделять главных героев произведения, оценивать их роль в произведении;
  2. учить анализировать текст;
  3.  закреплять понятия «авторская и волшебная сказка»
  4. учить работать и находить значение старорусских слов;
  5. развивать навыки выразительного чтения поэтического произведения;

  1. Воспитательные:
  1. на примерах героев сказки учить детей добру, правилам  вежливости и общения;
  2. развивать способности эмоционально воспринимать события данного произведения.

   Учебные умения:

  1. определять жанр сказки, уметь аргументировать и доказывать свой ответ;
  2. работать с текстом произведения и анализировать его;
  3. раскрывать нравственный потенциал произведения.

 

Оборудование:

  1. наглядные пособия (картины с героями произведения);
  2. рабочие тетради;
  3. учебная хрестоматия с произведением;
  4. работы учащихся по теме урока;
  5. карточки со старорусскими словами;
  6. листы для оформления обложки, цветные карандаши;
  7. зеркала.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! У нас начинается урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли ребята нашего класса готовы к работе. (Учитель совместно с ребятами проверяет готовность к уроку: наличие на партах учебников, рабочих тетрадей, учебных хрестоматий, работ учащихся в виде рисунков, зеркал).

Сегодня у нас урок совершенствования знаний по теме  «Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цель:  на уроке мы закрепим свои знания о волшебных и авторских сказках, будем совершенствовать умения работать с текстом произведения, узнаем в чем же заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина.

  1. Актуализация опорных знаний.

 Перед тем, как начать читать эту сказку и работать над ней, мы с вами проведем небольшую разминку.  Я буду задавать вам вопросы и предлагать варианты ответов. Вы слушаете внимательно и выбираете правильный вариант ответа.

1. От кого А.С. Пушкин узнал русские народные сказки:

       А) от мамы

        Б) от няни Арины Родионовны

       В) от дедушки

2. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин

      А) 3

      Б) 5

      В) 7

3. Перечислите сказки А.С. Пушкина

4.  Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам.

  1. Откуп, старик, изба, царица.
  2. Зеркало, яблоко, семь богатырей.
  3. Царь, петушок.
  4. Лебедь, корабль, белка.
  5. Веревка, Поп, мешок, зайцы.

5. Угадай, из каких сказок эти строки.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Кабы я была царица, –
Говорит одна девица...
...

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
...

Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что ты, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
...

6. Объясни значения слов.

поведать - рассказать

ветхая землянка – ...старая изба из дерева, без фундамента
простофиля – ...наивный, глупый
пуще  прежнего– ...еще больше
кликать – ...кричать, звать
корысть – ...выгода, польза
тужит – ...грустит

оброк - ……..

русский авось -………….

III. Формирование знаний, умений, навыков.

- Итак, наша разминка закончена. Переходим к работе над  темой урока. Дома вы еще раз самостоятельно читали это произведение.

- Дайте характеристику этой сказке А.С. Пушкина. Какая она?

(ответы детей: авторская, волшебная)

- Почему она волшебная? Докажите.

(Ответы детей): 1) есть волшебные предметы: говорящее зеркальце + яблоко, усыпившее царевну;

2) происходят чудеса: солнце, ветер, месяц разговаривают, оживает царевна;

- Назовите главных героев этой сказки?

- На какие группы их можно разделить? (отрицательные и положительные;)

- А каких еще главных героев мы встречаем в сказке, которые не являются людьми, но тоже разговаривают и помогают людям? (неодушевленные: солнце, ветер, месяц).

Вот о волшебных предметах и неодушевленных героях сказки у нас сегодня и пойдет с вами разговор.

- Давайте с вами найдем зачин сказки, то с чего сказка начинается = ожидание царицей царя (с. 50-51)

 - Спасибо! Но ведь сказка-то волшебная с волшебными предметами и главным из них является…..? (правильно, говорящее зеркальце).

Найдите в тексте описание этого волшебного предмета. Чтение по ролям отрывка: разговор мачехи и зеркальца. Читают 3 человека по ролям (с. 51).

- Обратите внимание на то, что только с зеркальцем царица была добродушна и мила.

 - Почему она была радостной, милой с ним? (Оно говорило ей приятные слова о ее красоте).

 - Но вот почему-то, однажды, зеркальце изменило свое мнение!  Найдите в тексте отрывок, в котором указывается причина изменения мнения зеркала. (с.52-53).

 - Почему царица решается убить падчерицу? (Т.к. она была красивее её, милее).

 - Давайте наш ответ отметим в тетради, где в первом задании у вас спрашивают, какая была царевна.

 - Царица совершает зло – отправляет свою падчерицу в лес на съедение волкам. Но умирает ли царевна, после того, как Чернавка привела ее в лес?

(ответы детей)

- Правильно. Чернавка жалеет царевну и отпускает её, а придя во дворец говорит царице, что ту съедят звери.

 - Что же дальше происходит с царевной и кто ей еще помогает? (богатыри, она остается жить у них).

 - А в это время царица решает вернуться к любимой забаве и поглядеться в зеркальце? Что же на этот раз говорит оно ей? Найдите в тексте (с.58-59).

 - Успокоилась царица? (Дети: нет)

 - Что она решает сделать снова? (отравить царевну яблоком)

 - Яблоко еще один волшебный предмет этой сказки. Почему волшебный?  Ведь яблоко отравлено? (после него царевна лишь уснула)

Ребята, в этом отрывке вам встречается старое русское слово «рогатка». Какое значение мы придаем этому слову сегодня? (ответы детей) А раньше это слово обозначало оружие, имеющее форму длинной деревянной палки с металлическим наконечником, похожее на копье.

Физкультпауза: Ребята берут в руки зеркала, пытаются изобразить царицу перед ним  и воспроизвести ее слова.

«Свет мой, зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».

 - Как в это время ведет себя королевич Елисей?

- Что же решают сделать богатыри, после того как видят отравленную  царевну? (с.62)

 - А в это время царевич Елисей скачет по свету, пытаясь отыскать свою невесту. Но не может ее найти. К кому он обращается за помощью, уже почти отчаявшись? (ответы детей)

Вот и первое чудо в сказке! С Елисеем разговаривает само солнце!

 - Давайте найдем в тексте отрывок разговора Елисея с солнцем! (с. 64. – читают) Обратите внимание на то, как Елисей обращается к солнцу = уважительно, искренне. Давайте запишем в тетрадь.

 - Но солнце не смогло помочь Елисею и советует обратиться за помощью к месяцу.

 - Найдите в тексте обращение Елисея к месяцу. (с.64). Запишите это обращение в тетрадь.

 - Месяц советует Елисею обратиться к ветру. Что же ветер сообщает Королевичу? Найдите разговор в тексте (с. 65-66). Запишите обращение Елисея к ветру.

 - Итак, ветер помогает королевичу. Но, к сожалению, весть для Елисея печальная и чтобы в последний раз увидеть свою невесту он  едет к горе, где в хрустальном гробе покоится его невеста. Но, сказка волшебная, в ней происходит чудо и царевна оживает. И главные герои счастливо возвращаются во дворец.

IV. Первичное закрепление.

 - В этой сказке, наверное, как и в любой другой, добро побеждает зло! Справедливо ли злая, своенравная мачеха была наказана за злость и себялюбие? (ответы детей).

 - И заканчивается сказка чем? (ответы детей, чтение = присказка).

- Какие чувства у вас вызвала эта сказка?

 - Чему она нас учит?

V. Практическое применение.

- Давайте теперь нарисуем модель обложки к данному произведению.

(Работа детей).

 - А сейчас я вам буду читать пословицы, а вы будете говорить, к какому герою сказки она подходит.

Завистливый по чужому счастью сохнет.

Немил и белый свет, когда милого нет.

Смерть злым, а добрым вечная память.

- Ребята! Мы закончили с вами работу над сказками А.С. Пушкина. Мы  характеризовали героев сказки, работали с текстом, выделяли главную мысль сказки и создавали модель обложки.

VI. Подача домашнего задания.

Домашнее задание: учебник стр. 86 - 88 – выразительное чтение стихотворений.

VII. Итог урока.

 В заключение урока, мне бы хотелось представить ваши творческие работы по сказкам А.С. Пушкина.

(Ребята выходят с рисунками, читают отрывки из сказок, а одноклассники догадываются к какой сказке сделана иллюстрация).

Рефлексия.

«Я -  в уроке, урок – во мне».

Каждому обучающемуся предлагается бланк, на котором отражены 4 лестницы по 4 ступеньки на каждой. На первой лестнице ученик оценивает свое «Желание работать на уроке» (соответственно, нижняя ступень – «не было желания работать», верхняя ступень – «желание работать присутствовало в течение всего урока»). Вторая лестница – «Понимание материала» (принцип оценивания тот же). Третья лестница – «Работоспособность». Четвертая лестница «Настроение на уроке».

        Оценивание деятельности учащихся:

За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………

Особенно хотелось бы отметить работу ………

Всем спасибо за работу на уроке!

Список использованных источников:

  1. Учебная хрестоматия по литературному чтению для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: / Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Методические разработки уроков. . – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Проверочная работа. А вы читали Пушкина? Читаем, учимся, играем.-2006.
  5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
  6. lib.ru Библиотека Мошкова.
  7. http://www.afisha.ru/movie/photo/171042/222648/
  8. http://www.planetaskazok.ru/apushkin/skazkaomertvojcarevneisemibogatyrjahpushkin?start=1
  9. http://inhit.ru/category/cartoons/page/115/
  10. http://ejka.ru/blog/Pushkin/511.html
  11. http://diafilmy.su/151-skazka-o-mertvoy-carevne-2.html
  12. http://pda.privet.ru/blog/361?page=11