Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гребень Людмила Юрьевна

Планы-конспекты к урокам по теме "Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)", 3 класс, "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_58_nikita_kozhemyaka.doc46 КБ
Microsoft Office document icon urok_59_kak_muzhik_gusey_delil.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 58. Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Цель. Научить анализировать эпическое произведение, используя сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил».

Задачи.

  1. Вспомнить виды сказок.
  2. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  3. Составление структурной схемы системы образов произведения.

Урок 16.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка д/з.

Вспомните, на какие виды разделяют сказки? (О животных, волшебная, бытовая, анекдотическая, небылицы).

К какому виду отнесли бы прочитанную нами сказку  «Кот и лиса»?

Откройте учебник на стр. 199. С какой сказкой нам предлагает познакомится авторы учебника? (Никита Кожемяка).

Как вы думаете, почему Никиту зовут Кожемяка? (Профессия выделки кожи, т.е. мнёт кожи, мастер, изготавливающий кожи, мнущий их для выделки).

Как вы думаете, действительно ли был такой герой в реальности? (Ответы детей).

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её засвидетельствована первоначальной летописью — рассказом о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого быка, которого юноша побеждает. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом.

2

Целевая установка на слушание

Давайте прочитаем сказку и посмотрим, как преобразилась история. Найдите сходства и отличия сказки и исторических событий.

3

Первичное восприятие

Чтение учителем или детьми по желанию.

4

Выявление специфики восприятия

Сильно ли отличается история от сказки?

Какие события совпадают?

Какие отличия вы нашли?

5

Постановка учебной задачи на анализ

Каким вы себе представили Никиту?

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, как вы считаете, каким представил себе Никиту художник?

Скажите, есть ли где-нибудь в тексте описание Никиты? (нет).

Но мы с вами знаем, что проанализировав действия героя, можно составить его внутренний портрет. Давайте составим схему произведения и нарисуем в своём воображении, какими были герои сказок.

6

Перечитывание и анализ

Назовите главных героев. (Никита, змей, царевна, царь с царицей, дети).

Зачем пришёл царь с царевной к Никите?

Как царевна оказалась в плену?

Почему царь с царицей обратились именно к Никите? Зачитайте, как они узнали о нём.

Как автор описывает силу Никиты? Зачитайте.

Как царь с царицей уговорили Никиту? Зачитайте.

Какие доспехи были у Никиты?

Что такое пенька?

Сколько это 300 пудов, если 1 пуд – 16 кг? 4800 кг. Вряд ли это возможно, здесь использовано преувеличение в значении очень много.

Сумел ли сразу победить Никита змея? Расскажите об их поединке. Зачитайте.

Что такое соха? Море Кавстрийское – Чёрное море.

Что взял Никиту у царя с царевной за то, что победил змея и вызволил их дочь из плена? Почему? (бескорыстный).

На доске и в тетрадях схема.

Царство

Царь и царица                                                              змей

Царевна

Никита Кожемяка

Почему змея никто не мог победить? (сильный). Зачитайте, где это сказано.

Как змей использовал свою силу?

Как Никита использовал свою силу?

Давайте посмотрим, какими же внутренними качествами обладал Никита.

Почему Никита не сразу согласился? (не знал, что победит (не верит в свои силы), не шёл ради одного человека).

Почему согласился? (Жалостливый, добрый).

Как победил змея? (Хитростью).

Почему не взял ничего за проделанную работу? (Щедрый, считал долгом защитить обиженных).

Какую плату с людей брал в своё время змей за свою силу?

Какая сила победила в сказке и почему?

Почему реальная история превратилась в сказку?

Какой портрет Никиты вы бы нарисовали?

Д/з

Читать, пересказывать, нарисовать портрет Никиты (не срисовывать с учебника).



Предварительный просмотр:

Урок 59. Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Цель. Научить анализировать сказки.

Задачи.

  1. Составление образов персонажей по описанию и поступкам.
  2. Рассмотрение особенностей бытовой сказки.

Урок 59.

Часть

Ход урока

1

Подготовка к восприятию.

Проверка д/з.

Вспомните, на какие виды разделяют сказки? (О животных, волшебная, бытовая, анекдотическая, небылицы).

К какому виду отнесли бы прочитанную нами сказку  «Никита Кожемяка» и почему?

Зачем нужны сказки? (рассуждение, в доступной форме учит житейской мудрости).

Давайте посмотрим, какой же мудрости нас может научить следующая сказка. Прочитайте название сказки. «как мужик гусей делил».

Как вы думаете, о чём она?

А вы умеете делить, давайте посмотрим.

2

Целевая установка на слушание

Давайте начнём читать сказку, потом я остановлюсь и дам вам задание. Попробуйте справиться с ним.

3

Первичное восприятие

Чтение учителем до места, когда помещик предлагает богатому крестьянину поделить 5 гусей.

Обсуждение, кто как бы поделил.

Давайте дочитаем, как же справился с заданием бедный крестьянин.

4

Выявление специфики восприятия

В каком мире происходят события - в вымышленном или реальном? (в реальном).

Кто является героем сказки: обычные люди или герои, богатыри, принцы? (обычные люди).

5

Постановка учебной задачи на анализ

Скажите, почему сказка не называется «как бедный крестьянин делил гусей», а просто – «как мужик гусей делил»?

Давайте проанализируем сказку и найдём ответ на этот вопрос.

6

Перечитывание и анализ

Назовите героев этой сказки. Бедный и богатый крестьянин, их жёны, помещик.

Кто такой помещик?

Какое основное действие происходит в сказке? (Деление гусей).

Кто делил гусей? (бедный и богатый крестьянин).

Охарактеризуем каждого и поймём, в чём залог богатства.

Найдите по тексту, как звали наших героев (богатого и бедного крестьянина)?

Степан и Евдоким.

Составим таблицу сравнения.

В окончательном варианте выглядит следующим образом.

Степан

Евдоким

В начале сказки

бедный

богатый

Семья

большая

жена

Дела

«Не везло»

хорошо

Качества

Обдуманный риск.

Не завидует. Сообразительность

Действует наугад (поверхностность, необдуманность)

Зависть.

Жадность.

Хитрый.

Несообразительный.

В конце сказки

богатый

бедный

Найдите в тексте, как описывается бедный крестьянин?

Т.е. в начале сказки Степан – бедный крестьянин, запишем.

Что говорится о семье? Зачитайте.

Как шли дела у Степана? Зачитайте.

Что предпринял крестьянин?

Как ещё мог использовать своего гуся Степан?

Почему пошёл отнести единственного гуся помещику?

Что подвигло Степана отнести гуся? (нужда).

Рисковал ли Степан?

Как по просьбе помещика Степан разделил одного гуся на 6 членов семьи помещика? Зачитайте.

Как бы мы оценили умственные способности Степана? (сообразительность).

Возвращаясь к риску, можем ли мы сказать, что риск Степана был обдуманным? (Да).

Охарактеризуйте Евдокима по тому, каким он предстаёт в начале сказки, что сказано о его семье, о том как шли его дела. (запись в таблицу).

Что же подвигло Евдокима отнести гусей? (зависть).

Что такое зависть?

А почему он отнёс 4 гуся? (жадность, поверхностность, раз за одного гуся Степана так вознаградили, то за 4 гуся явно дадут больше).

Можно ли сказать, что Евдоким рискует обдумано?

Как справился Евдоким с делением гусей?

Кто и как ему помог разделить гусей?

Изменилось ли состояние крестьян в конце сказки и как? Зачитайте.

Почему бедный крестьянин стал богатым, а богатый – бедным.

Почему же сказка называется «Как мужик гусей делил», а не «Как бедный крестьянин гусей делил»? (Потому что богатство переходяще).

Чему может научить нас эта сказка? (рассуждение детей).

Д/з

Читать, пересказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мужик гусей делил

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " Русская народная сказка. «Как мужик гусей делил». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

"Никита Кожемяка"- 3 класс

Конспект урока по чтению для 3 класса...

«Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

На этом уроке были использованы аудиозапись сказки и былины "Никита Кожемяка". Проводилось сравнение между двумя этими произведениями....

Разработка урока по литературному чтению "Как мужик гусей делил"

Алгоритм урока соответствует требованиям здоровьясбережения детей....

Презентация к сказке Л.Н. Толстого "Как мужик гуся делил"

Презентация к речевой конференции по мотивам сказки Л.Н. Толстого "Как мужик гуся делил"...

Конспект внеурочного занятия «Энергия. Какой она бывает и что делает?» - 3 класс (курс «ПроЭнергию»)

Цель: формирование у обучающихся знаний о значении энергии и разнообразии источников получения энергии.Планируемые результаты:Личностные: сформировать представление об источниках энергии, осознанное о...

Технологическая карта урока педагогики "Энергия. Какой она бывает и что делает? " (Рабочая программа "ПроЭнергию", 3 класс)

Цель деятельности учителя:знакомство учащихся понятием «энергия». Знакомство с классификацией источников энергии.Планируемые результаты:Личностные: осознание роли энергии в жизни человека ...