Мониторинг читательской компетентности
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

ЦОПА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Поскольку в Стандарте начального образования не указаны количественные характеристики техники чтения, мы ввели в нашем образовательном учреждении мониторинг читательской компетентности, адаптированный к специфике работы с учащимися санаторно-лесной школы, где пребывание детей непостоянное. За основу взят материал авторов Барановой В.Ю., Демидовой М.ю. и др. "Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. - М.:ПРосвещение, 2011

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг читательской компетентности в начальной школе

(4 класс)

1. Основные характеристики и особенности работы. Спецификация работы

Цель работы

Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

  • комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • обобщённых способов деятельности;
  • коммуникативных умений.

В связи с этим целью работы является оценка уровня сформированности читательской компетентности обучающихся начальной школы, т. е. их способности работать с информацией, представленной в различной форме.

Структура и содержание работы

В соответствии с целью работы её структура и содержание определяется разделом «Чтение. Работа с текстом».

Для оценки раздела «Чтение. Работа с текстом» выделяются следующие три блока учебных действий (умений):

—        блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
  • блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые   особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Каждый из перечисленных блоков может быть включён в работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данный раздел, не могут быть охвачены формализованной оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для оценки выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Максимальный балл

Процент выполнения задания

Уровень освоения читательской компетентностью

26

0-39

Ниже базового уровня

40-74

Базовый

75-100

Повышенный

2. План работы

Номер задания

Объект оценки

Тип задания

Максимальный балл

1

Находить в литературном тексте информацию, представленную в неявном виде, находить утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста

ВО

1

2

Находить в литературном тексте информацию, подтверждающую высказанную мысль

КО

1

3

Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие

КО

1

4

Строить на основе прочитанного текста речевое высказывание в письменной форме

РО

2

5

Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие

РО

1

6

Находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде

КО

1

7

Основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним

ВО

1

8

Находить в литературном тексте информацию, представленную в явном и неявном виде

РО

2

9

Строить речевое высказывание на основе анализа и интерпретации прочитанного текста в письменной форме

РО

2

10

Находить слово, используемое в переносном значении

ВО

1

11

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

РО

3

12

Применение знаний о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы

РО

2

13

Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск сходства)

РО

2

14

Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск различий)

РО

1

15

Осуществлять поиск информации, представленной в явном виде

КО

2

16

Осуществлять выбор одного из двух мнений и строить собственное высказывание – приводить аргументы, подтверждающие свой выбор

РО

3

ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом

3. Рекомендации по оценке выполнения заданий

Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы обучающихся начальной школы.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1  балл.

Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.

За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик может получить от 0 до 3 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не соответствующий поставленной задаче (не связанный с поставленной задачей), задание считается выполненным частично. Баллы за выполнение заданий с кратким и развёрнутым ответом проставляются в работу учащегося, в специальные клеточки рядом с номером задания.

Ниже приводятся описания правильных ответов и критерии для оценки выполнения всех заданий работы.

Задание «Добрый совет»

 

Номер задания

Правильный ответ или критерии оценивания

1

1 балл – выбран ответ: 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф

0 баллов – другие ответы

2

1 балл – выписано предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» или

  • выписан отрывок из текста: «Земля была юной» — и приведено объяснение: «А люди появились на Земле не сразу» или
  • выписан отрывок из текста: «ледяная тишина окутывала Землю» — и приведено объяснение: «А если бы были люди, тишины бы уже не было» или
  • выписан отрывок из текста: «скованные вечным льдом» — и приведено объяснение: «В такой сильный холод люди не могли выжить».

Примечание: если в трёх последних случаях в ответе приведены только указанные выше цитаты, а объяснение, почему это доказывает отсутствие людей, не приведено, 1 балл НЕ СТАВИТСЯ

0 баллов — другие ответы, например: ответы «Спали ручьи и реки, моря и океаны», «Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал»

3

1 балл — дан утвердительный ответ, выписаны слова: «прошли многие тысячи лет» — или  предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило».

0 баллов — другие ответы

4

2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение, в своём ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз либо выйти на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает).

1 балл — дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый  и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана Комета, например:

«Потому что она увидела, как красива Земля»;

«Потому что она увидела красоту нашей планеты».

0 баллов — другие ответы

5

1 балл — выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побывала в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа).

0 баллов — другие ответы

6

1 балл — записаны слова «Светило», «Солнышко».

0 баллов — другие ответы, например, записано только одно из слов или ни одного

7

1 балл — выбран ответ: 2) сильно.

0 баллов — другие ответы

8

2 балла — приведено два примера. Возможные примеры:

  1. Пример, связанный с красотой Земли. При этом, если этот пример записан как два отдельных предложения: 1) «На Земле были зелёные леса и цветущие луга»; 2) «На Земле синие реки и озёра, полные воды», учащийся получает только 1 балл.
  2. Пример, связанный со шлейфом.
  3. Пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем: перестало бояться высоты, поднимается над горизонтом и т. д.

1 балл — дан один пример из перечисленных выше.

0 баллов — другие ответы

9

2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого или изменения характера Солнца (т. е. в ответе есть признаки понимания ребёнком того, что значит «добро», «добрый». Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало бояться высоты».

1 балл — дано правильное объяснение, но в ответе указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой — либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз.

0 баллов — другие ответы

10

1 балл — выбран ответ: 3) ледяная тишина.

0 баллов — другие ответы

11

3 балла — правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведён пример.

2 балла — правильно выполнены только две первые части задания.

1 балл — правильно выполнена только одна первая часть задания.

0 баллов — другие ответы.

Примечание: если во второй части, кроме слова «глаголом», написано ещё и слово «наречием», вычитается 1 балл. Если во второй части написано «прилагательным», а в третьей части записан пример, в котором слово «светило» является глаголом, ни за вторую, ни за третью часть баллы не даются

12

2 балла — приведено два любых случая из пяти возможных: 1) начало предложения; 2) когда это слово является именем собственным; 3) в значении «планета»; 4) в сказках как имя героини сказки; 5) название текста.

1 балл — приведён один из указанных выше случаев.

0 баллов — другие ответы.

Примечание: если в качестве ответов приведены только цитаты из текста и нет указания на правило (в начале предложения и т. д.), баллы не даются

13

Возможны следующие примеры:

  1. Солнце — источник света, к нему тянется всё живое.
  2. К полудню Солнце находится в точке зенита.
  3. Если Солнце низко над горизонтом — на Земле низкая температура (холодно), если высоко над горизонтом — жарко.
  4. У комет при приближении к Солнцу появляется серебряный хвост.
    2 балла — приведено два примера.

1 балл — приведён один пример.

0 баллов — другие ответы

14

Возможны следующие примеры:

  1. Не Солнце проходит путь от востока на запад, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
  2. Упоминается о середине неба, которой не существует.
  3. Говорится, что «оттаяли ветры», ветры замёрзнуть не могут.
  4. Земля в самом начале своей жизни была не куском льда, а раскалённым шаром.

1 балл — приведён один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках по курсу «Окружающий мир» и содержащихся в данной сказке.

0 баллов — другие ответы, например записано: «Солнце не может бояться высоты», «Солнце и кометы не могут разговаривать»

15

2 балла выписаны все три состояния: твёрдое — лёд, жидкое — вода, газообразное — пар.

1 балл — указаны два состояния воды.

0 баллов — другие ответы

16

Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой:

  1. Солнце и Комета разговаривают. (Солнце и кометы не разговаривают.)
  2. Комета плачет.
  3. Героями являются Солнце, кометы, ветры.
  4. Встречаются слова, не характерные для научно-популярного текста, но свойственные сказке.
  5. Солнце не может бояться.
  6. Земля вначале была раскалена.

3 балла — отмечено, что права Катя, и приведено два доказательства.

2 балла — отмечено, что права Катя, и приведено одно доказательство.

1 балл — отмечено, что прав Миша, и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши.

0 баллов — другие ответы. Например, отмечено, что прав Миша, и приведённые объяснения не доказательны или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений

 «Добрый совет». Чтение литературного текста. Работа с информацией

Задание 1

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • соотносить предложенные утверждения с содержанием прочитанного текста;
  • находить в литературном тексте необходимую информацию, данную в неявном виде;
  • выбирать утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

Задание 2

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • находить в литературном тексте информацию, подтверждающую высказанную мысль;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

—        строить   логическое   рассуждение,   включающее   установленные   причинно-следственные связи.

Для ответа учащиеся могли воспользоваться несколькими способами работы. Во-первых, они могли бы найти в тексте предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» — и выписать его, для этого они должны были обратить внимание на содержащееся в этом предложении слово «безлюдной». Во-вторых, они могли обратить внимание на другие предложения текста, косвенно указывающие на отсутствие людей, выписать эти предложения и привести объяснение того, как эти предложения указывают на отсутствие людей. Например, учащиеся могли выписать такие фрагменты текста: «земля была юной» — и привести объяснение: «а люди появились на земле не сразу»; «ледяная тишина окутывала землю» и объяснение: «а если бы были люди, тишины бы уже не было»; «скованные вечным льдом» и объяснение: «в такой сильный холод люди не могли выжить».

Задание 3

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • осуществлять поиск необходимой для выполнения учебного задания информации;
  • обращать внимание на содержащиеся в тексте детали;
  • делать на основе имеющейся в тексте информации простой вывод и находить подтверждающие его слова.

Задание 4

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • соотносить информацию, данную в разных частях текста;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить на основе прочитанного речевое высказывание в письменной форме.

Одной из возможных причин неправильного выполнения задания может быть неумение этих учащихся удерживать и соотносить информацию, предложенную в разных частях текста.

Задание 5

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать на основе текста вывод и найти слова, его подтверждающие.

Чтобы справиться с заданием, учащиеся должны были обратить внимание на предложение «И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок — длинный сияющий шлейф» — и сделать вывод о том, что наличие у кометы шлейфа доказывает, что комета побывала в Солнечной системе.

Задание 6

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде;
  • находить в тексте синонимы к заданному слову;
  • приводить несколько примеров.

Задание 7

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • при подборе к слову синонима опираться на общее понимание текста;
  • учитывать именно то значение, в котором слово употреблено в данном предложении:
  • выбирать из предложенных вариантов контекстный синоним.

Одной из возможных причин невыполнения данного задания может быть недостаточный опыт работы с контекстными синонимами, неумение учащихся всматриваться в оттенки значений слов при использовании их в предложении.

Задание 8

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные  умения:

  • находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
  • находить в тексте и записать два примера, иллюстрирующие данное в вопросе утверждение;
  • демонстрировать общее понимание текста.

В ответе учащиеся должны были привести два примера из следующих возможных:

  1. пример, связанный с красотой Земли: «На Земле были зелёные леса и цветущие луга» («На Земле синие реки и озёра, полные воды»);
  1. пример, связанный со шлейфом;
  2. пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем: перестало бояться высоты, поднимается над горизонтом и т. д.

Из затруднений в выполнении данного задания является выполнение составного задания, подбор двух примеров.

Задание 9

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

—        понимать общую идею текста;

—        на основе анализа и интерпретации прочитанного текста строить письменное монологическое высказывание;

—        при ответе на вопрос актуализировать имеющиеся морально-этические представления.
У учащихся могут возникнуть затруднения в объяснении, почему совет можно назвать добрым. Причиной этого является непонимание ими общей идеи текста.

Задание 10

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • анализировать значения предложенных словосочетаний;
  • находить словосочетание, в котором одно из слов использовано в переносном значении;

Основная трудность представляет собой внимательное отношение к использованным в тексте языковым средствам.

Задание 11

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • использовать знания о частях речи;
  • проявлять гибкость мышления;
  • адекватно использовать речевые средства для выполнения поставленной задачи;
  • выполнять несколько частей многокомпонентного задания.

Проблема учащихся при выполнении данного типа задания заключается в неумении применить полученные на уроках русского языка знания при работе с текстом.

Задание 12

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • актуализировать знания о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы;
  • применять актуализированные знания при работе с текстом;
  • адекватно использовать речевые средства для решения предложенного задания.

Трудность для учащихся представляет использование знаний, полученных на уроках русского языка, при выполнении заданий, связанных с работой с текстом.

Задание 13

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • сравнивать содержание прочитанного текста с материалом,  ранее изученным на уроках окружающего мира;
  • осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно сходство;
  • работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний;
  • приводить несколько примеров.

Проблема учащихся заключается в неумении интегрировать знания из разных источников, сравнивать их, устанавливать сходство.

Задание 14

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • сравнивать содержание прочитанного текста с материалом,  ранее изученным на уроках окружающего мира;
  • осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно различие;
  • работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний.

Затруднения в выполнении задания -  его объективная сложность.

Задание 15

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • использовать знания, полученные на других предметах, при работе с текстом;
  • осуществлять поиск информации, представленной в явном виде;
  • соотносить имеющиеся  знания с найденной в тексте информацией.

Проблема учащихся, которые не справляются с заданием, связана с неумением применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации, соотнести знания по предмету с содержанием анализируемого текста.

Задание 16

При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • выбирать одно из двух мнений;
  • приводить аргументы, подтверждающие сделанный выбор.

Проблемы учащихся в выполнении задания связаны с неумением оценить предложенные высказывания, привести доказательства истинности выбранного высказывания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Мониторинг читательских умений. Читательская карточка

Данная читательская карточка позволяет отслеживать развитие навыка читательских умений ученика....

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...