Мониторинг читательской компетентности
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Поскольку в Стандарте начального образования не указаны количественные характеристики техники чтения, мы ввели в нашем образовательном учреждении мониторинг читательской компетентности, адаптированный к специфике работы с учащимися санаторно-лесной школы, где пребывание детей непостоянное. За основу взят материал авторов Барановой В.Ю., Демидовой М.ю. и др. "Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. - М.:ПРосвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг читательской компетентности | 42.44 КБ |
Вариант текста | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг читательской компетентности в начальной школе
(4 класс)
1. Основные характеристики и особенности работы. Спецификация работы
Цель работы
Одним из планируемых результатов обучения в начальной школе является способность учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- комплекса знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
- умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- обобщённых способов деятельности;
- коммуникативных умений.
В связи с этим целью работы является оценка уровня сформированности читательской компетентности обучающихся начальной школы, т. е. их способности работать с информацией, представленной в различной форме.
Структура и содержание работы
В соответствии с целью работы её структура и содержание определяется разделом «Чтение. Работа с текстом».
Для оценки раздела «Чтение. Работа с текстом» выделяются следующие три блока учебных действий (умений):
— блок «Поиск информации и понимание прочитанного»: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- блок «Преобразование и интерпретация информации»: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- блок «Оценка информации»: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Каждый из перечисленных блоков может быть включён в работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, входящие в данный раздел, не могут быть охвачены формализованной оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На оценку выносятся только умения, которые необходимы для продолжения обучения в школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.
Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для оценки выбраны следующие группы действий:
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Максимальный балл | Процент выполнения задания | Уровень освоения читательской компетентностью |
26 | 0-39 | Ниже базового уровня |
40-74 | Базовый | |
75-100 | Повышенный |
2. План работы
Номер задания | Объект оценки | Тип задания | Максимальный балл |
1 | Находить в литературном тексте информацию, представленную в неявном виде, находить утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста | ВО | 1 |
2 | Находить в литературном тексте информацию, подтверждающую высказанную мысль | КО | 1 |
3 | Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие | КО | 1 |
4 | Строить на основе прочитанного текста речевое высказывание в письменной форме | РО | 2 |
5 | Делать на основе текста простой вывод и находить в тексте слова, его подтверждающие | РО | 1 |
6 | Находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде | КО | 1 |
7 | Основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним | ВО | 1 |
8 | Находить в литературном тексте информацию, представленную в явном и неявном виде | РО | 2 |
9 | Строить речевое высказывание на основе анализа и интерпретации прочитанного текста в письменной форме | РО | 2 |
10 | Находить слово, используемое в переносном значении | ВО | 1 |
11 | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | РО | 3 |
12 | Применение знаний о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы | РО | 2 |
13 | Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск сходства) | РО | 2 |
14 | Сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающий мир» (поиск различий) | РО | 1 |
15 | Осуществлять поиск информации, представленной в явном виде | КО | 2 |
16 | Осуществлять выбор одного из двух мнений и строить собственное высказывание – приводить аргументы, подтверждающие свой выбор | РО | 3 |
ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом
3. Рекомендации по оценке выполнения заданий
Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы обучающихся начальной школы.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл.
Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, то ставится 0 баллов независимо от типа заданий.
За выполнение заданий с выбором нескольких ответов может быть выставлено от 0 до 3 баллов.
За выполнение заданий с кратким или развёрнутым ответом ученик может получить от 0 до 3 баллов. Оценка выполнения заданий со свободным развёрнутым ответом ведётся с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом дополнительно приведён ответ, не соответствующий поставленной задаче (не связанный с поставленной задачей), задание считается выполненным частично. Баллы за выполнение заданий с кратким и развёрнутым ответом проставляются в работу учащегося, в специальные клеточки рядом с номером задания.
Ниже приводятся описания правильных ответов и критерии для оценки выполнения всех заданий работы.
Задание «Добрый совет»
Номер задания | Правильный ответ или критерии оценивания |
1 | 1 балл – выбран ответ: 3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф 0 баллов – другие ответы |
2 | 1 балл – выписано предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» или
Примечание: если в трёх последних случаях в ответе приведены только указанные выше цитаты, а объяснение, почему это доказывает отсутствие людей, не приведено, 1 балл НЕ СТАВИТСЯ 0 баллов — другие ответы, например: ответы «Спали ручьи и реки, моря и океаны», «Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал» |
3 | 1 балл — дан утвердительный ответ, выписаны слова: «прошли многие тысячи лет» — или предложение: «Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило». 0 баллов — другие ответы |
4 | 2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение, в своём ответе ученик должен указать на контраст увиденного в первый и во второй раз либо выйти на высокий уровень обобщения (красота всегда поражает). 1 балл — дано правильное объяснение, но нет указания на контраст увиденного в первый и во второй раз, в ответе есть только конкретные примеры того, почему была растрогана Комета, например: «Потому что она увидела, как красива Земля»; «Потому что она увидела красоту нашей планеты». 0 баллов — другие ответы |
5 | 1 балл — выбран утвердительный ответ, приведено доказательство того, что комета побывала в Солнечной системе (доказательство: наличие у кометы шлейфа). 0 баллов — другие ответы |
6 | 1 балл — записаны слова «Светило», «Солнышко». 0 баллов — другие ответы, например, записано только одно из слов или ни одного |
7 | 1 балл — выбран ответ: 2) сильно. 0 баллов — другие ответы |
8 | 2 балла — приведено два примера. Возможные примеры:
1 балл — дан один пример из перечисленных выше. 0 баллов — другие ответы |
9 | 2 балла — дано связное монологическое высказывание, содержащее правильное объяснение. В ответе должна быть отражена идея помощи, понимания проблемы другого или изменения характера Солнца (т. е. в ответе есть признаки понимания ребёнком того, что значит «добро», «добрый». Например: «Этот совет был добрым, потому что благодаря ему Солнце изменило свой характер, перестало бояться высоты». 1 балл — дано правильное объяснение, но в ответе указано только на внешние изменения: планета стала красивее, Земля стала обитаемой и красивой — либо по содержанию ответ схож с ответом на 2 балла, но при этом есть погрешности в оформлении высказывания: объяснение приведено в виде обрывочных фраз. 0 баллов — другие ответы |
10 | 1 балл — выбран ответ: 3) ледяная тишина. 0 баллов — другие ответы |
11 | 3 балла — правильно выполнены все три части задания: правильно указана часть речи слова в тексте (имя существительное); указано, что слово может быть глаголом; приведён пример. 2 балла — правильно выполнены только две первые части задания. 1 балл — правильно выполнена только одна первая часть задания. 0 баллов — другие ответы. Примечание: если во второй части, кроме слова «глаголом», написано ещё и слово «наречием», вычитается 1 балл. Если во второй части написано «прилагательным», а в третьей части записан пример, в котором слово «светило» является глаголом, ни за вторую, ни за третью часть баллы не даются |
12 | 2 балла — приведено два любых случая из пяти возможных: 1) начало предложения; 2) когда это слово является именем собственным; 3) в значении «планета»; 4) в сказках как имя героини сказки; 5) название текста. 1 балл — приведён один из указанных выше случаев. 0 баллов — другие ответы. Примечание: если в качестве ответов приведены только цитаты из текста и нет указания на правило (в начале предложения и т. д.), баллы не даются |
13 | Возможны следующие примеры:
1 балл — приведён один пример. 0 баллов — другие ответы |
14 | Возможны следующие примеры:
1 балл — приведён один пример, указывающий на несовпадение сведений, полученных на уроках по курсу «Окружающий мир» и содержащихся в данной сказке. 0 баллов — другие ответы, например записано: «Солнце не может бояться высоты», «Солнце и кометы не могут разговаривать» |
15 | 2 балла — выписаны все три состояния: твёрдое — лёд, жидкое — вода, газообразное — пар. 1 балл — указаны два состояния воды. 0 баллов — другие ответы |
16 | Возможные доказательства того, что прочитанный текст является сказкой:
3 балла — отмечено, что права Катя, и приведено два доказательства. 2 балла — отмечено, что права Катя, и приведено одно доказательство. 1 балл — отмечено, что прав Миша, и приведено оригинальное, но разумное доказательство (например, «Это не сказка, а легенда о происхождении Земли», «На самом деле так и было, просто здесь написано сказочным языком») или приведено одно доказательство в пользу Кати и одно разумное доказательство в пользу Миши. 0 баллов — другие ответы. Например, отмечено, что прав Миша, и приведённые объяснения не доказательны или если отмечено, что права Катя, но нет объяснений |
«Добрый совет». Чтение литературного текста. Работа с информацией
Задание 1
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- соотносить предложенные утверждения с содержанием прочитанного текста;
- находить в литературном тексте необходимую информацию, данную в неявном виде;
- выбирать утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
Задание 2
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- находить в литературном тексте информацию, подтверждающую высказанную мысль;
- устанавливать причинно-следственные связи;
— строить логическое рассуждение, включающее установленные причинно-следственные связи.
Для ответа учащиеся могли воспользоваться несколькими способами работы. Во-первых, они могли бы найти в тексте предложение: «Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете» — и выписать его, для этого они должны были обратить внимание на содержащееся в этом предложении слово «безлюдной». Во-вторых, они могли обратить внимание на другие предложения текста, косвенно указывающие на отсутствие людей, выписать эти предложения и привести объяснение того, как эти предложения указывают на отсутствие людей. Например, учащиеся могли выписать такие фрагменты текста: «земля была юной» — и привести объяснение: «а люди появились на земле не сразу»; «ледяная тишина окутывала землю» и объяснение: «а если бы были люди, тишины бы уже не было»; «скованные вечным льдом» и объяснение: «в такой сильный холод люди не могли выжить».
Задание 3
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- осуществлять поиск необходимой для выполнения учебного задания информации;
- обращать внимание на содержащиеся в тексте детали;
- делать на основе имеющейся в тексте информации простой вывод и находить подтверждающие его слова.
Задание 4
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- соотносить информацию, данную в разных частях текста;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить на основе прочитанного речевое высказывание в письменной форме.
Одной из возможных причин неправильного выполнения задания может быть неумение этих учащихся удерживать и соотносить информацию, предложенную в разных частях текста.
Задание 5
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать на основе текста вывод и найти слова, его подтверждающие.
Чтобы справиться с заданием, учащиеся должны были обратить внимание на предложение «И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок — длинный сияющий шлейф» — и сделать вывод о том, что наличие у кометы шлейфа доказывает, что комета побывала в Солнечной системе.
Задание 6
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде;
- находить в тексте синонимы к заданному слову;
- приводить несколько примеров.
Задание 7
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- при подборе к слову синонима опираться на общее понимание текста;
- учитывать именно то значение, в котором слово употреблено в данном предложении:
- выбирать из предложенных вариантов контекстный синоним.
Одной из возможных причин невыполнения данного задания может быть недостаточный опыт работы с контекстными синонимами, неумение учащихся всматриваться в оттенки значений слов при использовании их в предложении.
Задание 8
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;
- находить в тексте и записать два примера, иллюстрирующие данное в вопросе утверждение;
- демонстрировать общее понимание текста.
В ответе учащиеся должны были привести два примера из следующих возможных:
- пример, связанный с красотой Земли: «На Земле были зелёные леса и цветущие луга» («На Земле синие реки и озёра, полные воды»);
- пример, связанный со шлейфом;
- пример, связанный с изменениями, произошедшими с Солнцем: перестало бояться высоты, поднимается над горизонтом и т. д.
Из затруднений в выполнении данного задания является выполнение составного задания, подбор двух примеров.
Задание 9
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
— понимать общую идею текста;
— на основе анализа и интерпретации прочитанного текста строить письменное монологическое высказывание;
— при ответе на вопрос актуализировать имеющиеся морально-этические представления.
У учащихся могут возникнуть затруднения в объяснении, почему совет можно назвать добрым. Причиной этого является непонимание ими общей идеи текста.
Задание 10
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- анализировать значения предложенных словосочетаний;
- находить словосочетание, в котором одно из слов использовано в переносном значении;
Основная трудность представляет собой внимательное отношение к использованным в тексте языковым средствам.
Задание 11
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- использовать знания о частях речи;
- проявлять гибкость мышления;
- адекватно использовать речевые средства для выполнения поставленной задачи;
- выполнять несколько частей многокомпонентного задания.
Проблема учащихся при выполнении данного типа задания заключается в неумении применить полученные на уроках русского языка знания при работе с текстом.
Задание 12
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- актуализировать знания о том, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы;
- применять актуализированные знания при работе с текстом;
- адекватно использовать речевые средства для решения предложенного задания.
Трудность для учащихся представляет использование знаний, полученных на уроках русского языка, при выполнении заданий, связанных с работой с текстом.
Задание 13
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках окружающего мира;
- осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно сходство;
- работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний;
- приводить несколько примеров.
Проблема учащихся заключается в неумении интегрировать знания из разных источников, сравнивать их, устанавливать сходство.
Задание 14
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках окружающего мира;
- осуществлять сравнение по заданным критериям: найти именно различие;
- работать с несколькими источниками информации — текст и имеющийся запас знаний.
Затруднения в выполнении задания - его объективная сложность.
Задание 15
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- использовать знания, полученные на других предметах, при работе с текстом;
- осуществлять поиск информации, представленной в явном виде;
- соотносить имеющиеся знания с найденной в тексте информацией.
Проблема учащихся, которые не справляются с заданием, связана с неумением применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации, соотнести знания по предмету с содержанием анализируемого текста.
Задание 16
При выполнении этого задания необходимо было проявить следующие предметные и метапредметные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выбирать одно из двух мнений;
- приводить аргументы, подтверждающие сделанный выбор.
Проблемы учащихся в выполнении задания связаны с неумением оценить предложенные высказывания, привести доказательства истинности выбранного высказывания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Мониторинг читательских умений. Читательская карточка
Данная читательская карточка позволяет отслеживать развитие навыка читательских умений ученика....
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...
Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"
Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...