В.Гаршин "Сказка о розе и жабе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

тупикина наталья владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_.cht_.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»

 в 4 классе

Тема: «В.Гаршин

«Сказка о жабе и розе», 2 урок.

Учитель начальных классов

высшей категории

Тупикина Н.В.

2016 – 2017 уч.год

Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.

Задачи: Познавательные:

- Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.

- Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

- Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

- Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.

Развивающие:- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.

- Развивать навыки правильного выразительного чтения.

- Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения. Когда надо найти заданный отрывок).

- Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитательные:- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.

- Воспитывать умение анализировать поступки других людей.

- Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма – приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация),иллюстрированный материал с изображением жабы, розы,учебник музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест,

  • картинки с изображением розы и жабы (для рефлексии).

Ход урока

1.Организационный момент. (слайд №1).

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

– Понравилась ли вам мелодия?

– Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

– Прочитайте отрывок (слайд №2).

… Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

– Вы догадались, о каком произведении мы с вами будем говорить на уроке?

(слайд № 3). Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге.   Детство у него  не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

 Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок. С одной из сказок Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе («Лягушка-путешественница»)

Сообщение темы урока. (слайд № 4)

– Почему так названо произведение?

– Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».(слайд № 5)

– Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки?

(жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…)

(слайд № 6) – Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?

1. Узнать, почему такой финал.

2. Разгадать загадку заголовка.

3. В чем смысл жизни?

4. О чём заставляет задуматься это произведение?

- Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

Работа по теме урока. слайд №7)

– Вспомните героев сказки. Назовите их.

(Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

– Где происходили события? (В цветнике).

– Найдите описание цветника.

– Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?

(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)

– Чей это был цветник?

– Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).

– Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста

– В произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета? (слайд № 8)

– Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. Чтобы это понять попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану

(слайд № 9)– Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко.)

– А что описано? (Утро, роса, все вокруг…)

– О чем это говорит? (Роза счастлива.)

– Главное для розы: Счастье жить.

Мир розы: цветник, всё хорошо, чисто, ясно, свежий утренний ветерок, лучи солнца, мирно, спокойно, тонкий свежий аромат …  – Какие чувства испытывает роза?

(Плакать не от горя, а от счастья жить).

– Разве роза может плакать?

(Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания).

– Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение).

(слайд № 10)

– Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).

– Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Найдите строчки в тексте. (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).

(слайд № 11) – А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?(Любовь, заботу, тепло, счастье).

– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.

– Выберем точные подробные выражения.

(Жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

– Что делает жаба?

(Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умеет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)

– Оцените действия жабы.

(Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

– О чём мечтает жаба? Что она чувствует?

(Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

– Итак, мы видим два мира, два противоречия.

– В чём счастье для жабы и розы?

(слайд № 12) – Сохранился ли конфликт между ними? Почему?

  1. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

 лайд № 13-14) – Продолжим работу.

– Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).

– Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу?

(Оба любили прекрасное, они оба погибают).

– Когда в сказке наступает кульминационный момент?

(Когда мальчик умирает)

– Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (Стр. ___).

– Зачем мальчику нужна была роза?

– А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. ____).

– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

  1. Проверка знаний. Тест. (слайды № 14-16)

 1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.

В. Цвести вечно.


2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В
Бесчувственность и равнодушие.


3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

– Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест, который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки (работа в парах):
Слайд № 17.– Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

– Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

– О чём заставляет задуматься это произведение?

(Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

– Итак, что же сближает мальчика и розу, ребята?

(Они оба умирают, оба любили прекрасное).

– Что почувствовала роза? И какой последний долг она исполнила?

(Роза поняла, что не зря распустилась, т.к. она в последние минуты жизни принесла мальчику радость).

– А как роза закончила свою жизнь?

(Её поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала. Когда ставила, маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы).

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?

(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

– Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?

(Добрые дела и поступки не забываются, они остаются в памяти других людей на долгие годы).

(Слайд 19)– Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?

(Роза почувствовал, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

(Среди всех цветов, выделили именно ее).

– Забыли ли розу после этого случая?

(Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

– Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

– Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

(В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)

– Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? Прослушивание

(Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

(Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

– Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

(слайд № 20) Рефлексия Слайд №21

– Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.

Слайд №22Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

– Учитель: Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

В жизни по-разному можно жить

В горе можно, и в радости

Вовремя есть, вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать, и, не помышляя о чуде

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

– Дарите добро людям!

– Благодарю за работу.

(слайд № 23) (При наличии времени)

– Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали и в конце нашего урока, мне хотелось бы, чтобы вы прочли пословицы и выбрали те из них, которые подойдут к нашему произведению, помогут определить главную мысль произведения.

1. Красота спасет мир.

2. Добро победит зло.

3. О хорошем всегда помнят.

4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

5. Доброе дело два века живет.

6. Добрые дела и после смерти живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок  помогает   учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Гаршин "Жаба и роза"

Презентация по литературному чтению...

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

"Жаба и роза" 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа Росии"...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...