Литературно-музыкальная композиция «Здравствуй, зимушка-зима»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Надежда Васильевна Рыбакова

Привитие любви к поэзии и музыке через стихотворения русских поэтов о зиме. Уметь сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Развивать навыки выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx22.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Литературно-музыкальная композиция

                          «Здравствуй, зимушка-зима»

Цели: 1. Познакомить учащихся с произведениями  русских  поэтов о зиме, послушать  музыкальность стихотворного текста.

            2. Привить любовь к стихам, к природе, Родине;

            3. Развивать навыки выразительного чтения, почувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Оборудование: выставка книг, детские рисунки  на тему «Зима», плакат с пословицами.

                                            Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята, гости.   Я очень рада  видеть вас и  наших гостей на нашем классном часе. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Создадим хорошее настроение: протяните друг другу ладошки и улыбнитесь, а теперь садитесь.

2. Сообщение темы и цели.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок – урок-концерт, посвященный замечательному времени года, а какому – вам придётся отгадать. А начнем  мы наш урок  с музыки П. И. Чайковского «Времена года».

        Звучит музыка. Чайковский «Времена года» («Декабрь»)

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнёт

И, всё вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерёт:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?...

- О каком времени года говорится в загадке? Ответьте на вопрос: «Какая у нас зима?» Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: « Совсем не холодная и не вьюжная, а наоборот». «Красивая, пушистая и белоснежная», - воскликнет  третий.

3. Чтение стихов о зиме.

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке разных композиторов. На полотнах живописцев тоже изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящено много рассказов и стихотворений. Порой она озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А. С Пушкина – холодная, спокойная и величественная. ( Стихи читают дети)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

Есть в зиме и что-то очень молодое и весёлое. Поэт Константин Бальмонт, встречая зиму, восклицает:

Светло- пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

С.Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки:

Еду. Тихо. Слышны звоны                                  Скачет конь, простору много,

Под копытом на снегу.                                       Валит снег и стелет шаль,

Только серые вороны                                        Бесконечная дорога

Распушились на лугу...                                      Убегает лентой вдаль».

У каждого человека есть свое любимое время года. А каждое время года по- своему прекрасно. Нет, наверное, человека, который не любит зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой. Вот как говорит Ф. И Тютчев: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит...», а С. Есенин вторит: «Заколдован невидимкой...». Зима одевает  природу в невиданные наряды. Послушаем ещё С. Есенина: «Белая берёза под моим окном...»

- А с какой любовью пишет о наступающей зиме И. Суриков! «Белый снег, пушистый в воздухе кружится...»

 А мороз в стихах  – всемогущий воевода. Послушаем Н. А. Некрасова: «Мороз-воевода». Это говорит о том, что люди любят это время года, несмотря на суровую погоду. ( Учащиеся читают стихи)  

 У  А.С.Пушкина  много стихотворений  о зиме. Послушаем некоторые из них.

        («Зимнее утро», «Зимний вечер», Зимняя дорога»)

4.Работа с пословицами.

С давних времен люди следили за природой, замечали особенности каждого времени года. Поистине народным творением являются загадки, пословицы, поговорки и приметы.

Перед вами 3 пословицы о зиме:

  1. Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.
  2. Месяц январь  - зимы государь.
  3. Январю батюшке   - морозы, февралю – метели.                        

Ребята, приведите примеры других пословиц о зиме.

 «Декабрь - хвостик года», «Январь – носик года», «Февраль – хвостик зимы».

5.Загадки о зимних  месяцах.

- Молодцы, ребята. А теперь отгадайте загадки:

  1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

  1. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

  1. Снег мешками валит с неба,

     С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

6. Зимние приметы.

 Посмотрим, как вы теперь справитесь с приметами.

  1. Зима морозная(?) – лето жаркое.
  2. Зима снежная(?) – лето дождливое.
  3. Дым столбом(?) – к морозу.
  4. Много еловых шишек(?) – к урожаю.
  5. Зима без снега(?) – лето без хлеба.

7. Забота о птицах.

Звучит музыка. Бетховен «Лунная соната»

Опустели наши поля, леса. Деревья уже не шумят своей листвой, звери и насекомые спрятались в свои норки. Природа приготовилась к зимнему сну. И вот наступила зима - время сильных морозов, метелей, ветров.  Хотя зимой кажется, что вся природа спит, о ком мы с вами не должны забывать, ребята?

Конечно же, о птицах, о наших маленьких помощниках. Это воробьи, синицы… Мы их должны поддерживать в холодные дни, ведь им трудно найти корм.

        Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»

1.Покормите птиц зимой !

   Пусть со всех концов                                          

   К вам слетятся, как домой,                      

   Стайки на крыльцо.

2.Сколько гибнет их – не счесть

     Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для них тепло.

3.Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

   Чтоб без песен не пришлось

   Нам встречать весну!

7. Рефлексия.

- Ребята, а как вы думаете, в нашем мордовском крае есть поэты, которые пишут о зиме?

-Да, это   С. Люлякина, И. Кудашкин, Г.Агейкин, Т. Ломаткина  и  другие. ( чтение стихов на мордовском языке)

Заканчивая урок, хочется прочитать стихотворение замечательного русского поэта  Сергея Есенина «Поет зима – аукает».

 9. Итоги классного часа.

-Ну вот, сегодня мы с вами поговорили о зиме, послушали стихи разных поэтов. Жизнь каждого человека неразрывно связана с природой. Ее нужно не только понимать и чувствовать, но и беречь. В этом проявится наша любовь  и забота о ней. А любить природу – значит любить свою Родину. Это долг каждого человека.

- Заканчиваем наш урок песней. («Три белых коня»)

-  Можно сказать, что ни одно время года не так волшебно, как зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

мероприятие Здравствуй Зимушка-зима!

Цель:формировать навыки поведения при выступление на сцене,навыки выразительного чтения,развивать внимание,память,мышление,координацию движения....

внекласное мероприятие" здравствуй, зимушка, зима"

Мероприятие проходит в игровой увлекательной форме. Много познавательного и интересного материала. Ученики приобщаются к музыке,к чтению книг, к бережному отношению к природе....

Внеклассное мероприятие " Здравствуй, Зимушка- зима!"

Мероприятие проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальныхспособностей обучающихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытно...

Презентация к внеклассному мероприятию " Здравствуй, Зимушка-зима"

Использование ИКТ позволяет провести мероприятие более красочно и интересно....

Внеклассное мероприятие в 3 классе «Час поэзии. Здравствуй, Зимушка - зима»

Цели и задачи: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов, научить чувствовать  и понимать поэтические образы, наблюдать красоту природы и её сезонные изменения, воспитывать чувство ...