Урок внеклассного чтения "Осень в стихах русских писателей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Киреева Ольга Николаевна
воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._cht._osen_v_stihah_russkih_pisateley.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Осень в стихах русских поэтов»

Цели:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, , совершенствовать навык выразительного чтения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

2. Психологический настрой.(музыка)

Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте вполголоса за мной:

Я в школе на уроке, сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Память моя крепка, голова мыслит ясно. Я хочу учиться, я готов к работе, я работаю.

3.     Актуализация знаний учащихся

_ Ребята, сразу включаемся в работу. Я загадаю вам  

загадку и вы узнаете чему будет посвящен наш урок.

Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечною краской.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)(Слайд)

_ По каким  признакам вы узнаете это время года?

-Ребята, а вы любите осень?(Ответы детей)

_ Посмотрите в окно,как вы думаете, подходят эти приметы  к погоде, которую вы видите  за окном?

_ На уроках чтения мы изучали и вы сами читали  стихи многих русских поэтов. Они были посвящены этому прекрасному времени года.

4.Тема и целеполагание (гипотеза)

_ Многие поэты и писатели создавали и посвящали свои произведения осени,

может быть, поэты увидели в осенней природе что-то такое, чего не могут разглядеть другие люди?

_Наш урок мы посвятим исследованию этому великолепному времени года.Давайте ребята  докажем, что осень  это прекрасное время года, которая интересовала не только поэтов, композиторов и художников, но и нас с вами.

 А итогом нашей работы будет книжка- раскладушка , название которой мы с вами сейчас выберем.

_ Ребята, выберите название нашей книжке.(Осень моими глазами, Моя осень, Волшебница- осень )(Приклеить название 1 стр)

_  Что же обозначает слово осень?

Давайте посмотрим какое определение осени дается  в словаре Ожегова(Слайд)

Осень –это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

_ У вас на карточках записано предложение. Давайте попробуем дать осени свое определение, более красочное и яркое. Подберите прилагательные и изменитепредложение так, чтобы оно из научного определения  превратилось в художественное.

Моя осень – это _________________________________время года.

_Поместим наши определения в книгу    2страничка

5.Повторение пройденного. Викторина

-Давайте сейчас вспомним  прекрасные стихотворения великих поэтов.

Посмотрите на экран  и по двум строчкам стихотворения  угадайте его автора, а если можете продолжите их.(Слайды)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее…        (К. Бальмонт «Осень»)

Ласточки пропали,

А вчера зарёй…                (А. Фет «Ласточки пропали…») (

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…        (А. Пушкин «Осень»)

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…        (Н.Некрасов «Славная осень!..»)

-Чему были посвящены произведения этих авторов?

-(Произведения были посвящены красоте русской природы.)

6.Проверка д/з чтение

_На дом вам было дано задание выразительно прочитать понравившееся  стихотворение об осени.

(Работа по учебнику: лит чтение –  Ф. Тютчев -стр.122,

А. Майков стр.-125)

Природа осенью в стихах С. Д. Дрожжина

Жёлтый лист за листом

Опадает с ветвей;

С неба солнце кругом

Стало греть холодней.

По раздольным полям

Буйный ветер шумит,

Осень тёмная к нам

Чёрной птицей летит...

_ Расскажите, почему вы выбрали это стихотворение?

( Я выбрал это стихотворение , потому что в нем ___________

Хрест. –         И. Бунин – стр.-145

- Давайте еще раз  вспомним какие приемы описания природы  использовал И.Бунин в стихотворении «Листопад».

Найдите и прочитайте эпитеты  которые использовал поэт: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной».просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором.

- С кем сравнивает осень?

(Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.)

- Почему?

(вдова это женщина , которая грустит по умершему мужу, так и осень тихо, с грустью вступает в свои владения)

- Как называется этот прием? (олицетворение)

- Как вы считаете, любил ли поэт осень? Почему?

(Только очень внимательный, наблюдательный, чуткий человек может написать красивое стихотворение)

7. Работа творческих групп.

1 группа «Поэты»- Дадим слово нашим «Поэтам»

-Они подготовили произведения поэтов, с которыми на уроках мы не знакомились

М. Ю. Лермонтов "Осень".

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Е.Трутнева «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое.          

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки,

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит. Должно быть, это

Улетает наше лето


_Почему вы выбрали эти стихотворения?

( Мы выбрали эти стихотворения потому, что авторы очень красиво описали золотой наряд берез, в каждом стихотворении мы видим движение, каждый поэт нашел красивые сравнения, олицетворения)

Мы ходим по земле и не видим вокруг себя много любопытных и прекрасных вещей. А поэт способен увидеть окружающую нас природу и описать ее в своих произведениях)

_ Спасибо за работу.

Физминутка

-Как еще творческие люди могут выразить свою любовь к осени?(,красок).

_ Сейчас мы послушаем , ребят из группы «Художники»

2 группа–«Художники». (Дети рассказывают о картине И.Левитана, И.С. Остроухова «Осень»

1ученик:(Слайд)

Многие русские художники писали картины об осени. Это : Левитан, И.С. Остроухов, Серов и другие.

Я хочу  рассказать о картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень»

На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями.

Земля укрыта желтеющей увядшей травой .Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона.

Глядя на картину "Золотая осень", мы невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Она дарит нам минуты наслаждения прекрасным.

2  ученик:(Слайд)

Мне бы вас хотелось познакомить с картиной И.С. Остроухова

На мой взгляд, на картине Остроухов изобразил сентябрь - это пора золотой осени. Красивые деревья, стоящие в осеннем лесу, радуют душу. Художник изобразил именно солнечный день, чтобы у нас было только хорошее настроение с приходом осени.. А какой замечательный ковёр из листьев постелила осень! Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего; небольшой осенний лес весь сверкает, словно ему весело и легко стоять. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.  Мне очень хочется побродить в таком лесу.

_ Что объединяет эти картины?

_ Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?

_ В каком стихотворении есть строчки точно описывает содержание картин? (лес точно терем расписной)

-Мы с вами тоже попробовали выразить свое восхищение осенней природой, и нарисовали осенние пейзажи.(Выставка рисунков)

Эксперты группы «Художники»поработали и выбрали несколько рисунков для нашей книги.(3 рисунка)

.(3 страница)

_ Спасибо за работу.

5.Минута релаксации

Золотая осень была любима многими писателями, поэтами, художниками и композиторами. 

- Представьте , что вы композиторы, какую  музыку напишите к картине И. И. Левитана?

-А теперь послушайте , как композитор Антонио Вивальди передал звуками  тоже, что И.И Левитан красками- тишь, благодать, царящая в это время в природе.

Пока будет звучать музыка, мы отдохнем.

Звучит музыка (Слайды осенней природы)

- Расскажите, какие чувства вы испытываетекогда слышите эту музыку?

( радость , потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно ведь скоро наступят холода )

-Что вы услышали? ( тишину, шелест падающих листьев)

_Дадим слово 3 группе.

3 группа- «Фотографы»  

1 ученик:Гуляя по улицам нашего села я обратил внимание на березы,стоявших в золотом нарядеИвы опустили свои поседевшие ветви. И мне захотелось запечатлеть  эти удивительно красивые деревья.

2 ученик:Рядом с моим домом растет много деревьев и мне захотелось показать и красоту поздней осени.Хотя деревья и сбросили свои наряды, но выглядят они как сказочные герои: они раскинули свои длинные ветви- руки, на которых держат домики своих пернатых друзей.

_Эти фотографии поместим в нашу книгу.(4 страница)

6. Поэтическая страничка

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли поэтов.

Сочините стихи  по опорным словам

        1 гр.Осень  - восемь

Дождь – гость

(Утром, часов в восемь

                Прилетела осень.

                Застучал вдруг дождь,

                Наш незваный гость.)

        2 гр.  

        1. Пришла-принесла.

 Солнце-оконце.

(Снова осень пришла

Холода принесла.

Холодное солнце

Смотрит в оконце)

3 гр.

Ветер- третий

Лужи-стужи

(Сильный, сильный ветер

                Дует уж час третий.

                Скоро станут лужи

                Стеклянными от стужи).

Дети читают стихотворения. (5 страничка)

10. Конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок»

-Ребята, как вы думаете есть ли пословицы об осени?

Давайте проведем небольшой конкурс пословиц.

- Какая  группа последней назовет пословицу, тот и будет победителем.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

             Придет осень, за все спросит.

             Сентябрь кафтан срывает, тулуп надевает. (6 страница)

11.Рефлексия

У вас на партах осенние листочки:

Если вам урок понравился и у вас отличное настроение- возьмитежелтый листок

Если вам что-то было непонятно –оранжевый

Если вам урок не понравился и настроение плохое – зеленый

-  Напишите на листочке свое отношение к осени

Поместим в книгу 7 страница

12.Синквейн

- Какое главное слово сегодня у нас на уроке?

_Назовите 2 прилагательных , описывающих осень.

- Подберите 3 глагола, что делает осень

- С чем можно сравнить волшебницу осень?

Осень.

Великолепная, волшебная.

Наряжает, изумляет, радует.

Поражает своей дивной красотой.

Сказка.

13. Подведение итогов урока.
Ребята, открыли вы для себя что-то новое сегодня на уроке?
Что наиболее интересным показалось вам ?
Чему учили нас все произведения?

- Как вы думаете, смогли ли мы доказать что осенняя природа самое прекрасное время года?

- И продуктам вашего труда стала книжка – раскладушка.

Вы создали удивительную красоту и словом, и кистью, и фотографией.

14.Оценивание Лесенка(7 ступеней –1,2,3 ступень-красный цв.(3)

                                                                    4.5 ступень- желтый цв.(4)

                                                                    6,7ступень- зеленый цв.(5)

15. д/з написать сочинение об осени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Презентация к библиотечному уроку в 3 класе "Великие русские писатели"

Презентация  к библиотечному уроку по теме "Великие русские писатели" Пушкин,Лермонтов,Крылов,Толстой....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...