Проектная деятельность в начальной школе
проект по чтению (3 класс) на тему

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Хочу представить материал по учебному творческому проекту на тему "Путешествие в историю детской литературы" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 9

           

        Творческий проект 

на тему:

«Путешествие в историю детской литературы».

       

             

Исполнители проекта: учащиеся 3а класса

                                                                      Руководитель проекта: Короленко Л.П.,

                                                                       учитель начальных классов МАОУ СОШ № 9

   

Домодедово - 2018

                                     

                         

Содержание.

  1. Введение___________________________________________________________ 3

  1. Подготовительный этап        __________________________________________5

  1. Основной этап _______________________________________________________9

  1. Заключительный этап________________________________________________ 10

  1. Литература__________________________________________________________12

  1. Введение

Ничто же светлейше солнечного сияния,

Ничто же сладчайше книжного писания.

                                            Солнечный бо свет вселенну осиевает,

                                                                   Книжное же писание душу просвещает.

                                                                                                                      Саввтий.

      С ранних лет мы уже успели познакомиться со многими детским писателями и их произведениями. Дальнейшее своё знакомство мы продолжили в школе от «Маленькой двери в большой мир» до «Океана света» всем знакомых авторов этих учебных книг – Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Эти книги являются для нас путеводителем по книжному миру детской литературы. Не зря говорят авторы книг, что детская литература – это целый океан света и добра. Поэтому очень захотелось узнать историю зарождения детской литературы, т.е. когда появились первые книги для детей и кто были их авторы, что читали мальчики и девочки триста, двести, сто лет тому назад. Для этого мы и решили отправиться в путешествие – в далёкое прошлое. Думаем, что это путешествие поможет узнать историю зарождения детской литературы и найти ответы на наши вопросы.

    Итак, целью нашей работы – написать сочинение по одной из тем: «Моё путешествие в историю детской литературы», «Страничка истории детской литературы». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю зарождения детской литературы;
  • Выбрать фотоматериал по данной теме;
  • Анкетирование одноклассников «Какую роль в твоей жизни играет чтение?»
  • Провести конкурс сочинений.
  1. Подготовительный этап

  • Знакомство с обращением авторов из учебника «В океане света» к четвероклассникам;

  • Разработка проекта

  • Обсуждение тем мероприятий

  • Анкетирование одноклассников по вопросу «Какую роль в твоей жизни играет чтение?»

  1. Основной этап
  • Знакомство с информацией по теме проекта

Мы узнали:

первые рукописные книги  и о том, что читали дети на Руси, относятся к 10-му веку, это религиозные книги (отрывки из летописей)

                                     

  Это рассказы начальной русской летописи, которые были написаны летописцами и в дальнейшем переведены и обработаны для нас академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.

       Мы обратили внимание на то, что переписчик летописей выводил буквы с любовью, украшал заглавные буквы. Отсюда пришло выражение «красная строка». А ещё на страницах рукописных книг можно встретить и рисунки – миниатюры. Начальная русская летопись была создана в 11-12 веках и называлась «Повесть временных лет». Летописцы – монахи  на то время были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси. Очень привлекли наше внимание такие рассказы: «Изобретение славянской азбуки», «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «Поучение Владимира Мономаха детям». Специально для детей первой рукописной книгой оказался учебник латинского языка в 1491 году «Донатус».

Его автор – русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов.

 первые печатные детские книги (были учебники)

Это оказалась азбука,  которую составил русский первопечатник Иван Фёдоров во второй половине 16 века.

                       

   Эта книга создана «ради скорого младенческого научения». В Древней Руси книги бережно хранили в монастырях и относились к ним как к святыне.

   Но всё, же интересно было узнать, кто был первым писателем или поэтом для детей? В этом нам помогли уроки чтения, на которых познакомились с первым детским поэтом 16 века монахом Савватием (Терентий Васильев) и даже пришлось                                                                                                                       

  Карион Истомин                                                              Симеон Полоцкий

заняться переводом отрывков из его стихов и двух других поэтов Симеона Полоцкого и Кариона Истомина:

Ничто же светлейше солнечного сияния,

Ничто же сладчайше книжного писания.

Солнечный бо свет вселенну осиевает,

Книжное же писание душу просвещает.

                                                                                                               (Саввтий)

                               Нет ничего светлее солнечного света

                               Нет ничего слаще, чем  чтение книги.

                               Так как солнечный свет всё освещает

А книги душу нашу просвещают.  (перевод Г. Насти)

Сын – отцу:

Отче мой честный, мне любимый зело,

Живи век долгий здраво, весело.

                                       (Симеон Полоцкий из книги «Рифмологион»)

Отец мой очень любимый мной,

                     Живи и будь здоровым и весёлым долгие годы.

                                                                                            (перевод Т. Вити)

Прелюбезная моя мати,

Что имам аз ти воздати

За благи твои уветы

Кия нести тебе цветы.

                               (Карион Полоцкий из «Книги вразумления стихотворными словесы»)

Любимая моя мама,

Чем тебя отблагодарить

За мудрое твоё воспитание

Какие тебе цветы подарить

                    (перевод Ж Руслана)

    восемь книг для детей русской императрицы Екатерины 11 написанные в 18 веке

            

   Книги императрицы были самые разные. Есть и сказки, и азбука, и рассказы.

  знаменитый литературный памятник 12 века «Слово о полку Игореве»

  Это произведение древнерусской литературы в 18 веке часто использовали для детского чтения. Автор этого произведения неизвестен.

         Оказывается, что данное произведение напечатано было в трёх книгах: в одной из них древнерусский текст и его прозаический перевод на современный русский язык, в другой - стихотворный перевод поэта 19 века Аполлона Майкова, а в третьей – стихотворный перевод Николая Заболоцкого, поэта 20 века.

                                              

   Избранные переводы русских                                перевод памятника 

                       поэтов XIX века"                                        древнерусской литературы

   

               

Аполлон Майков                    Николай Заболоцкий

поэты, переводчики

  первые детские журналы «Детское чтение для сердца и разума» 18 века 

       Своё путешествие нам пришлось продолжить к усадьбе небогатого помещика Тимофея Аксакова, где познакомились с Сергеем Аксаковым. Мы узнали, что Серёжа любил очень читать в детстве. Его любимыми изданиями были журналы Николая Ивановича Новикова «Детское чтение для сердца и разума». И на самом деле, когда мы познакомились со статьями этого журнала, поняли, почему их любил читать Сергей Аксаков, так как столько интересного, поучительного и смешного было в них.

                                                      

      Прочитав в учебнике такие статьи Н.И. Новикова как «Молодой путешественник», «Начало только трудно», «Крестьянское состояние», «Великая польза трудолюбия» нам очень захотелось составить свои поучительные статьи. Это и есть наше отступление от плана проекта.

первые автобиографические книги для детей 18 века

Возвращаясь к Сергею Аксакову в усадьбу мы узнали, что в середине 18 века он закончил свою знаменитую книгу «Детские годы Багрова-внука» и к ней как приложение сказку для своей внучки «Аленький цветочек». Это автобиографическая книга о детстве С.Т.Аксакова.

                                        

  • Анкетирование одноклассников «Какую роль в твоей жизни играет чтение»

   Читая все эти произведения заметно, сколько в них доброты, трогательной любви к детям. А как интересно наблюдать за языком этих детских произведений! Уже к концу 18 века он становится понятнее, ближе к разговорному. Как важно знать о прошлом своей культуры, о её истоках. Ведь без прошлого нельзя понять настоящее.

    Конечно же, наше путешествие не заканчивается, оно будет продолжаться и дальше, так как читать книги нужно и можно в любом возрасте.

   Следуя плану проекта, мы провели анкетирование среди одноклассников по вопросу «Какую роль в твоей жизни играет книга?» Результаты анкетирования были таковы:

   

Результаты повторного анкетирования отличаются  от первоначальных. Большая часть ребят нашего класса считают, что чтение это способ развития личности, для 5  ребят чтение является  необходимой часть учёбы, а оставшаяся часть детей –  это способ получения нужной информации.

  • Написание сочинений по одной из тем:

 «Моё путешествие в историю детской литературы»,                                                     «Страничка истории детской литературы».

  1. Заключительный этап -

                         обсуждение и презентация проекта

  • Награждение победителей конкурса

  • Рефлексия

       Проделанной работой по проекту мы довольны, так как у нас получилось узнать многое об истоках зарождения детской литературы:

- какими были книги до изобретения книгопечатания, как они создавались и кем;

- какую литературу использовали для детского чтения до появления специальных детских книг;

- познакомились с авторами первых рукописных произведений для детей, с поэтами 17 и 18 веков; узнали о первом журнале для детей;

- узнали интересные факты об императрице Екатерине 11;

- познакомились с буквами и словами древнерусского языка, языка произведений 18 века;

- удалось самостоятельно составить нравоучительные статьи, отступив от плана проекта;

- провели конкурс сочинений, который раскрыл творческие способности ребят;

- проанализировали результаты анкетирования, которые показали положительные изменения, а это значит, что ребята осознали роль чтения в жизни человека.

     Во время проведения проекта мы испытывали небольшие трудности при постановке цели и   составлении плана проекта. Но с этими трудностями нам помог наш учитель Людмила Петровна и наши родители.

  • Выводы

Данный проект показал:

1. Важно знать о прошлом своей культуры, о её истоках.

2. Без прошлого нельзя понять настоящее.

3. Чтение является способом развития личности.

4. Детская литература – это целый океан света и добра.

  1.  Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В океане света». Книга для чтения в 4 классе. Часть 1,  «Баллас», Москва, 2017.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света» 4 класс.

«Баллас», Москва, 2017.

    3. http://ru.wikipedia.org Википедия: Портал_сообщества

    4. http://1408.ru.optimus.mtw.ru/index Центр образования № 1408

    5. www.wco.ru/biblio/books/slovo_o_polku/Main.htm 

    6. http://community.livejournal.com/detskoe_chtenie Детский исторический

    журнал «Детское чтение для сердца и разума»

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....